Вера Гордеева
Конспект логопедического занятия по ЗКР в старшей возрастной группе по ознакомлению со звуком [Т]
ТЕМА: Звук [Т]
Цель: познакомить детей со звуком [Т].
Общеобразовательные задачи:
- познакомить с артикуляцией и характеристикой звука [Т];
- закрепить четкое произношение звука [Т] изолированно в слогах, словах, предложениях;
- формировать умение выделять звук [Т] из ряда других звуков;
- формировать умение определять место звука в слове;
- формировать умение выполнять звуковой анализ и синтез слога;
Публикация «Конспект логопедического занятия по ЗКР в старшей возрастной группе по ознакомлению со звуком [Т]» размещена в разделах
- Буквы Д, Т и звуки [Д], [Т]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- формировать умение образовывать слова, добавляя нужный звук;
-продолжать формирование навыка образования существительных в формы мн. ч. И. п. ;
- упражнять в четком повторении и произношении чистоговорки.
Коррекционно-развивающие задачи.
- развитие фонематических процессов;
- развитие силы голоса;
- развитие чувства ритма;
- развитие координации речи с движением;
- развитие психических процессов;
- развитие моторики.
Воспитательные задачи:
- воспитывать внимание детей к речи сверстников и логопеда;
-воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование: магнитная доска, предметные картинки (раздаточный и демонстрационный материал, зеркала, обозначение звуков, схемы для обозначения места звука в слове, блюдца ждя схем и звуковых обозначений, мяч.
Ход занятия
I. Орг. момент:
- Ребята, сегодня мы с вами опять отправляемся в Страну Звуков Русского Языка. Ворота туда закрыты и чтобы их открыть надо отстучать "секретный код".
(Логопед каждому ребенку задает "ритмический рисунок", дети отстукивают в импровизированные ворота).
Дети проходят к столам но не садятся. У каждого ребенка на столе лежит предметная картинка. Задание детям:
- Назвать предмет, изображенный на картинке и определить первый звук.
( Картинки: подсолнух, носки, васильки, мяч, белка, веник).
Дети выполняют задания.
II. Основная часть.
1. Сегодня мы познакомимся с новым звуком русского языка. Вы догадаетесь сами определив первый звук в словах : танк, туфли, тумбочка, тапочки. (Логопед выкладывает на доску картинки и называет их).
Дети вместе с логопедом повторяют названия предметов и определяют первый звук : [т].
Дети берут зеркала, произносят звук [т] глядя в зеркало. Уточняется артикуляция, дается характеристика звука [т] :
- согласный (есть преграда)
- твердый
- глухой (горлышко не дрожит).
Определяем символ, обозначающий этот звук - синий кружок без колокольчика.
2. Звук [т] любит "прятаться" среди других звуков. Игра "Поймай звук" : дети хлопают в ладоши услышав звук [т].
3. Звук [т] любит дружить с гласными звуками. Игра "Подружи звуки". Логопед называет по порядку 2 звука (гласный и согласный, дети выкладывают обозначения в "окошках". Например: 1-ый звук [а], 2-ой звук [т] = [ат]. Дети "читают" разные варианты.
4. Ребята, звук [т] встречается во многих словах русского языка. Он может слышаться в начале, середине и конце слова (логопед показывает на схеме все позиции). Игра "Где слышится звук" (логопед называет слова : катушка, тополь, кот, утка). Дети определяют место звука [т] в слове и обозначают позицию "фишкой". Предполагаемый ответ: " В слове "утка" звук [т] слышится в середине слова.
5. Физминутка.
Координация речи с движением. Дети идут по кругу под словесное сопровождение:
Топали да топали
Дотопали до тополя.
До тополя дотопали
Да ноги-то оттопали.
(Повторить 2а раза)
Отстукивание кулачками под словесное сопровождение:
Тук-тук, молоток
Забей гвоздиков пяток. (Правый кулачок стучит по левому)
Тук-тук, тук-тук-тук
И в подметку, и в каблук. (Левый кулачек стучит по правому).
6. Мальчик Толя научился произносить звук [т]. Но когда он хотел рассказать об этом друзьям, он волновался, торопился и звук [т] в начале слова терялся. Давайте поможем Толе исправить ошибки. Логопед называет слова, учка,. очка,. уман,. акси. Дети добавляют первый звук [т] и образуют полные слова.
7. Игра "Предмет-предметы" (с мячом). Дети становятся в круг, логопед "посылает" ребенку мяч со словом-существительным ед. ч. И. п. Ребенок "возвращает" мяч с им. сущ. мн. ч. И. п. Например: бинт- бинты; зонт - зонты; куст-кусты; салат- салаты и т. д. Ребята выполняют задания.
8. А сейчас игра "Составь предложения".
(У каждого ребенка на столе предметная картинка, в названии которой слышится звук [т] : туфли, тыква, танк.). Логопед дает образец : "У меня трава, а у (имя ребенка) туфли". Ребенок по цепочке: "У меня туфли, а у (имя ребенка, сидящего рядом) - тыква". Ребята выполняют задания.
III. Итог.
На этом наше путешествие в страну РУССКОГО языка закончилось. Ребята называют звук с которым познакомились, дают его характеристику.
- Какие игры вам запомнились? (Дети отвечают полными предложениями).