Конспект логопедического занятия в средней группе для детей с заиканием на этапе вопросно-ответной речи

Светлана Пономарева
Конспект логопедического занятия в средней группе для детей с заиканием на этапе вопросно-ответной речи

Конспект логопедического занятия в средней группе

для детей с заиканием на этапе вопросно-ответной

речи на тему: «К нам осень пришла»

Составила уч. - логопед Пономарева С. В.

МКДОУ Детский сад №44 «Родничок» г. Саров

Задачи:

• Расширять и уточнять знания детей об осени, осенних явлениях, изменениях, происходящих с деревьями, животными (П).

• Побуждать детей отвечать без заикания одним словом или коротким предложением на конкретные вопросы при наличии наглядного материала, внимательно слушать образцы речи логопеда, точно выполнять словесные задания (Р).

• Побуждать употреблять глаголы в повелительном наклонении, существительные в дательном падеже, с уменьшительно-ласкательными суффиксами, относительные прилагательные, синонимы, антонимы. Упражнять в употреблении предлогов с, под, на (Р).

• Развивать диафрагмально-реберное дыхание, удлиненный речевой выдох, артикуляционную, мелкую и общую моторику, координацию речи с движением, межполушарные связи (Ф Р).

• Развивать зрительное и слуховое внимание, восприятие, память, логическое мышление.

• Воспитывать уверенность в своих силах, умение не перебивать говорящего.

• Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование и материалы.

Демонстрационные: магнитофон, запись «Осенней песни» П. И. Чайковского, «Осень» - кукла, большая и маленькая корзины, поднос. Картина с изображением дерева без листьев с грибами на ветках.

Раздаточные: карточки-символы – «ветер», «туча», «воздух», «вода», «солнце», «дождь»; осенние листья, дидактическая игра «Варенье», призы (конфеты, корзиночки.

Словарная работа.

Пассивный словарь: живая природа, неживая природа, композитор.

Активный словарь: (глаголы) моросить, пронизывать, наползать, надвигаться, остывать, охлаждаться, закрываться, кружиться, шуршать, сохнуть, гнить; (прилагательные) ненастный, пасмурный, грустный, печальный, веселый, вишневый, грушевый, яблочный, тусклый; (существительные) корень, ствол, ветки, листья, кленочек, дубочек, ивушка, рябинушка, берёзонька, липонька, осиночка.

Пропедевтическая работа.

Наблюдение за изменениями в природе, погодой, листопадом. Игры: «С какого дерева лист?», «Времена года», рассматривание картин Левитана «Золотая осень»; «Поздняя осень». Чтение стихов А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало», «Ветрено».

Индивидуально - дифференцированный подход

Побуждать Валеру, Машу, Алёшу употреблять в простых словах звук ш. Удерживать внимание Егора. Миши, Сони.

Ход занятия.

I Вводная часть.

1 упражнение «Любопытная Варвара» - релаксация, дыхание.

(дети стоят свободно на ковре перед логопедом, за детьми стоят стулья полукругом)

Логопед:

- Утром заглядывала ко мне наша знакомая бабушка Варвара. Она мне сказала, что сюда торопится очень необычная гостья. Откуда она узнала?

Бабушка добрая, никогда не сердится, если мы её показываем в игре «Любопытная Варвара». Садитесь на стулья, давайте покажем бабушку.

Логопед тихо говорит. Дети выполняют движения вместе с логопедом.

-Любопытная Варвара смотрит влево (медленный поворот головы влево,

Смотрит вправо (медленный поворот головы вправо,

А потом глядит вперёд (вперед).

И нечаянно заснёт.

Положите руки на животик. Надуваем шарик (медленный вдох, а теперь сдуваем: х-х-х-х-х… Ещё раз. Почувствуйте, как руки движутся с животиком вперёд (вдох) и назад: х-х-х-х-х…

Закройте глаза, опустите голову, расслабьтесь. Варвара спит.

(Логопед говорит очень медленно и тихо)

-Снится сон Варварушке:

Будто спит на травушке,

Будто солнышко печет,

Тихо реченька течет…

Один, два, три, четыре, пять,

Но пора уже вставать.

Потянитесь … и проснитесь. (Встают со стульев).

2. Упражнение «Ветер»

Логопед:

- Ребята, слышите, ветер шумит. Кто-то к нам в гости спешит.

Поднимите язычок вверх и пошумите, как ветер: ш-ш-ш… (Дети выполняют).

Садитесь за столы, будем встречать гостью.

II Основная часть.

1. Сюрпризный момент.

Звучит музыка. Вносится большая кукла в осеннем наряде с корзинкой. Кукла плавно «танцует», кружится (на руках у логопеда).

Логопед:

- А вот и гостья, узнали, кто она?

Дети:

- Осень.

Логопед:

- Правильно. Осень пришла к нам под звуки чудесной музыки композитора Петра Ильича Чайковского «Осенняя песня».

А пришла, чтобы поговорить об изменениях в неживой и живой природе. (Ставит куклу на подставку перед детьми на стол, корзинка рядом).

2. Упражнение «Приказы».

Логопед:

- Осень пожаловалась, что не хочет природа с летом расставаться, не хочет изменяться. Поможем Осени, поиграем в «Приказы»? (Дети соглашаются).

- А кому будете приказывать, нарисовано на картинках в корзинке. (Дети берут по одной карточке из корзинки Осени, рассматривают).

Логопед и дети:

- Егор, ты кому будешь приказывать?

-Ветру.

- А ты кому, Алёша?

- Дождю. (Опрос всех детей).

Логопед:

Послушайте, как я уверенно, требовательно прикажу туче:

- Туча, наползай, надвигайся.

Миша, повтори. (Миша повторяет).

Примерные приказы детей:

- Вода, остывай.

- Воздух, охлаждайся.

- Ветер, дуй, пронизывай.

- Дождь, лей, мороси…

Логопед хвалит детей.

3. Упражнение «Что, какое?».

Логопед:

- Посмотрите в окно. Послушалась вас природа?

Дети:

-Да.

Логопед:

- Давайте порадуем Осень, наполним корзинку осенними словами-признаками.

Будьте внимательными, не повторяйте ответ товарища. Какая бывает осенью погода?

Дети:

-Пасмурная. Холодная. Дождливая.

Логопед:

-Солнышко осенью какое?

Дети:

- Тусклое. Холодное. Не ласковое…

Логопед:

- Дождь какой?

Дети:

- Холодный. Затяжной. Моросящий.

Логопед:

А настроение какое?

- Грустное. Печальное. Тоскливое.

4. Физминутка «Дождик».

Логопед:

-Выходите в круг. Будем создавать бодрое, хорошее настроение. А Осень полюбуется нами. Постучим ножками как дождик. Встаньте прямо, руки на пояс.

Дождь, дождь целый день

(ритмичные удары правой ногой).

Барабанит в стёкла.

(ритмичные удары левой ногой).

От воды, от воды

(ритмичные удары правой ногой).

Вся земля размокла.

(ритмичные удары левой ногой).

(Повторяют 2 раза).

5. Упражнение «Листья».

Логопед, обращаясь к кукле Осени:

- Мы с ребятами раньше говорили о насекомых, которые осенью прячутся, о птицах, улетающих в теплые края, о зверях, готовящихся к зиме, а о деревьях еще не говорили.

Вспомните, летом корни деревьев из почвы пили воду (руки опущены, сгибание и разгибание пальцев рук) и по стволу дерева (руки скользят вдоль туловища вверх) вода поднималась к веткам и листьям (руки вверх – встороны). А осенью корни не пьют воду. Что происходит с листьями? Передавайте друг другу

листочек и называйте слова. (Отдаёт ребенку осенний лист)

Дети, передавая лист:

- Желтеют, отрываются, падают, кружатся, лежат ковром на земле, шуршат под ногами, сохнут, вянут, гниют…

6. Упражнение «Ласковые слова».

Логопед (подбрасывает листья вверх, создавая эффект листопада).

- Вот какой листопад. Листья разные летят.

Пусть хорошее настроение будет и у деревьев, сбросивших листву.

Кладите листики в корзинку и называйте дерево, с которого упал листок.

Логопед (поднимает лист клёна):

- Этот лист с кленочка.

Дети:

- Этот лист с берёзоньки.

- Этот листик с ивушки.

- Этот лист с рябинушки.

- Этот лист с дубочка.

- Этот листик с липоньки.

Логопед:

-Ну, вот собрали все листья. Они такие красивые, разноцветные, подарю их Осени.

Присаживайтесь за столы.

7. Упражнение «Необычное дерево».

Логопед:

- Ой, а вот ещё одно дерево. Оно необычное. Что на нём?

Ребёнок:

- Грибы.

Логопед:

- Где грибы?

Дети:

- На дереве. Под деревом.

Логопед:

- А как они туда попали?

Ребёнок:

- Белка сушить повесила.

Логопед:

- Зачем?

Дети:

- На зиму запасла.

Логопед:

- Да, ведь осень запасиха.

III заключительная часть.

Упражнение «Варенье».

Логопед:

- Да, белки делают запасы на зиму. И люди запасают сушеные грибы, солёные овощи, фруктовые соки… Бабушка Варвара запасла много варенья. Убрала банки на полки. Помогите ей расставить оставшиеся банки так, чтобы в ряду не было одинаковых. (Дети заполняют 2 пустых клеточки из 9. Логопед проверяет правильность. Хвалит детей).

Итог занятия

Логопед держит в руках куклу Осень:

- Осени очень понравилось, как вы про неё рассказывали, за это она вам дарит подарки (конфеты).

Дети:

- Спасибо.

Логопед:

- Осень спрашивает, а варенье то у Варвары какое было?

Дети:

- Яблочное, грушевое, вишнёвое.

Логопед:

- Молодцы, ребята, занятие окончено.

Публикации по теме:

Интегрированное занятие по образовательной области «Художественное творчество» и «Музыка», в средней группе. «Осень» Конспект интегрированного занятия для детей средней группы педагогов 2 квалификационной категории МБДОУ «Детский сад № 32 «Снегирек» Козачковой.

Логопедическая служба детсада Организация логопедического пункта как структурного подразделения муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия в средней группе для детей с заиканием на этапе вопросно-ответной речи
Опубликовано: 24 декабря 2014 в 18:33
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 августа. День часов на МААМ

Про время все говорят, за ним следят, но что это такое – непонятно. Почему время можно тянуть, губить и терять, как оно идет и возможно ли его остановить – на эти и другие детские «почему» приходится...

19 августа. День полёта Белки и Стрелки

19 августа 1960 года в 11:44 космический корабль «Спутник-5» стартовал с космодрома «Байконур». На его борту были две беспородные дворняжки – Белка и Стрелка. Этот успешный эксперимент (четвероногие...

Виды игр по обогащению словаря детей с ДЦП
Доклад на тему: «Виды игр по обогащению словаря детей с ДЦП» В настоящее время все более актуальной становится проблема профилактики, медицинской,...
Приемы работы над формированием коммуникативных умений младшего школьника....
«Приемы работы над формированием коммуникативных умений младшего школьника» Главной особенностью современного общества является активное использование новых...
Конспект НОД «День прав ребёнка» для детей подготовительной группы
ОО Познавательное развитие Цель: - формировать основы правового сознания дошкольников. Задачи: Развивающие: 1. Развивать представления детей о правах....