Эльвира Ильясова
Конспект логопедического занятия в старшей группе «Прогулка в весенний лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей логопедической группе на тему «Прогулка в весенний лес»
Коррекционно-образовательные задачи. Закрепление представлений о весне и ее приметах. Уточнение и расширение и активизация словаря по теме «Весна», «Перелетные птицы», «Дикие животные». Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов; образование притяжательных прилагательных; употребление существительных с суффиксами – онок-, - енок-, -ат-, -ят-; образование множественного числа существительных, согласование числительных с существительными, умение подбирать прилагательные с противоположным значением). Формирование умение дифференцировать звуки [Б], [П] в словах. Обучение составлению рассказа по мнемотаблице. Стимулирование речевой активности.
Публикация «Конспект логопедического занятия в старшей группе „Прогулка в весенний лес“» размещена в разделах
- Весенний лес. Конспекты занятий на тему весеннего леса
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Работа логопеда. Логопедические занятия
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Логопедические занятия
- Старшая группа
- Темочки
Коррекционно-развивающие задачи. Развитие связной речи, развитие фонематического слуха, зрительного внимания, развитие артикуляционной и мелкой моторики, координации речи с движением, творческого воображения.
Коррекционно-воспитательные задачи. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование: схема - мнемотаблица, желтый круг, 8 прищепок желтого цвета, перфокарты с изображением диких животных и их жилища, звукозапись “голоса птиц”, «журчание ручья», деревья, голубая лента, картинки на дифференциацию звуков б, п, ноутбук.
Предварительная работа: рассматривание на занятии мнемотаблицы «Весна», беседа по ней, словарная работа, коллективное составление плана рассказа.
Ход занятия
1. Орг. момент.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться
Доброе утро!
- Ребята, посмотрите, сколько к нам пришло гостей. Поздоровайтесь с ними, а теперь посмотрите на меня.
Доброе утро
Солнцу и птицам
Доброе утро
Улыбчивым лицам
И каждый становиться
Добрым доверчивым
Доброе утро длиться до вечера
- Повернитесь друг другу, улыбнитесь и пожелайте Доброе утро!
2. Беседа о весне.
Л-д: «Ребята, отгадайте загадку.
Светает рано по утрам,
Проталины и тут, и там.
Ручей шумит, как водопад.
Скворцы к скворечнику летят.
Звенят под крышами капели.
Медведь с еловой встал постели.
Всех солнышко тепло ласкает.
Кто это время года знает?
Л-д: «Сегодня мы с вами поговорим о весне. А какое время года было до весны? А какое время года наступит после весны? Назовите 3 весенних месяца. Ребята, назовите мне признаки весны. (на небе появилось солнышко, тает снег, капель, проталины и т. д.)
Л-д: «Да, на небе появилось солнышко. Но наше солнышко почему – то без лучиков. Давайте, мы для солнышко подарим красивые слова, которые превратятся в лучики. А лучиками будут прищепки».
3. Д/упражнение «Подбери признак».(Каждый ребенок называет признак и прикрепляет прищепку к желтому кругу)
Солнце весной (какое) – яркое, желтое, горячее, ясное, лучистое, круглое, веселое, золотое, теплое, весеннее.
Л-д: «Вот наше солнце засияло еще ярче и так быстро растаял весь снег, что кругом потекли ручейки (запись – журчание ручья). А давайте мы пойдем вслед за ручейком.
Логопед бросает ленту, которая напоминает ручеек.
Л-д: «Ребята, опустите руки в ручеек.
4. Д/упражнение «Скажи наоборот»
Л-д: «Он не горячий – холодный, не медленный - быстрый, не глубокий – мелкий, не широкий – узкий, не короткий – длинный».
Л-д: «Вот мы и оказались в весеннем лесу. Ребята, давайте подберем родственные слова к слову лес.
5. Д/упражнение «Подбери родственные слова» (Лес - лесок, лесной, лесник, лесовичок)
Л-д: «В лесу местами растаял снег и появились проталины. Ребята, а что такое проталина? (это место, где растаял снег и появилась земля). А на проталинах выросли цветы. Как называются первые весенние цветы? Но подул сильный ветерок и сдул лепестки.
6. Д/упражнение «Собери цветы»
Вам нужно собрать цветы, но они не простые. На 1 – м цветке живет звук б, на 2 – м звук п. На каждый цветок прикрепите лепестки с нужным картинками».
Л-д: «Ребята, дайте характеристику звуку б (согласный, звонкий, звуку п (согласный, глухой)».
Л – д: «Ребята, что происходит весной с деревьями?» (на деревьях набухают почки, а из почек распускаются листочки)
7. Д/упражнение «Чей? Чьи? Чья?»
Л-д: «Ребята, посмотрите, чьи это лапы видны из-за дерева? (заячьи) Чей хвост? (лисий) Чья морда? (медвежья)»
8. Д/упражнение «Засели диких животных»
Л- д: «Ребята, давайте вспомним, жилища диких животных. У каждого из вас на столе лежат перфокарты, вам нужно взять карандаш и соединить животное и его жилище. Но сначала разомнем наши пальцы"
9. Пальчиковая гимнастика
Еж, медведь, барсук, енот
Спят зимою каждый год (смена рук)
Волка, зайца, рысь, лису
И зимой найдешь в лесу
Л - д: «Теперь, можете приступать. Итак, где живет лиса? (лиса живет в норе и т. д.)
10. Д/упражнение «У кого кто?»
Л – д: «А что происходит с животными весной? (линяют, просыпаются). А еще у животных появляются детеныши. Назовите их»
11. Физминутка (в кругу)
Л-д: «Ребята, давайте мы с вами отдохнем и изобразим диких животных»
Веселые зверята
Зайка скачет по кусточкам,
По болоту и по кочкам.
Белка прыгает по веткам,
Гриб несет бельчатам-деткам.
Ходит мишка косолапый,
У него кривые лапы.
Без тропинок, без дорожек
Катится колючий ежик.
Скачут на двух ногах, сделав «ушки» из ладоней.
Прыгают, согнув руки перед грудью.
Идут вперевалку.
Двигаются в полуприседе, сделав круглые спинки.
12. Д/упражнение «Счет 1 – 10» (в кругу)
Л – д: «Слышите, как чудесно поют птицы в весеннем лесу? (запись голоса птиц) Как называются эти птицы? Почему их называют перелетными? Назовите перелетных птиц (жаворонок, утка, журавль, грач, кукушка, ласточка, лебедь, скворец, лебедь, соловей, цапля). Какие птицы прилетают самыми первыми? Это грачи. Давайте их сосчитаем».
1 черный грач, 2 черных грача, ….10 черных грачей.
13. Составление рассказа о весне.
Л – д: «Весной в лесу все оживает. А сейчас давайте составим рассказ о весне, опираясь на схему. Для того, чтобы наши язычки красиво говорили, давайте сделаем артикуляционную гимнастику.
14. Артикуляционная гимнастика.
Наступила весна. Солнышко пригревает все сильнее, на крышах домов вырастаю длинные сосульки («иголочка», всюду слышна звонкая весенняя капель (дэн – дэн – дэн, появились лужицы («блинчик», лопаются почки на деревьях («лошадка», птицы вьют гнезда («чашечка»).
Рассказ
Наступила весна. Весной солнце светит ярче, греет сильнее. Дует теплый весенний ветер. Небо стало чистое, голубое. По небу плывут светлые облака. Снег почернел, начал таять, кое-где появились проталины. Зазвенели ручейки. На проталинах выросли подснежники. Деревья стоят еще голые. Скоро на ветках набухнут почки, а из почек распустятся листочки. Люди сняли шубы, шапки, варежки, валенки. Надели весеннюю одежду, резиновые сапоги. После зимней спячки проснулись лесные звери. Они меняют шубы, у них появляются детеныши. Весной из теплых краев возвращаются перелетные птицы. Они вьют гнезда, выводят птенцов. Все рады приходу весны, а особенно дети: они играют на поляне, ищут подснежники, в ручьях пускают кораблики.
15. Итог занятия.
Л – д: «На этом наша весенняя прогулка заканчивается. Вам понравилось в весеннем лесу? Ребята, посмотрите, как наше солнце засияло еще ярче. Ласковое, весеннее солнышко желает вам хорошего настроения и дарит кусочек своего тепла в виде этих смайликов»