Конспект мастер-класса «Обучение способам снятия психоэмоционального напряжения у детей и педагогов»

Татьяна Викторовна
Конспект мастер-класса «Обучение способам снятия психоэмоционального напряжения у детей и педагогов»

муниципальное казенное учреждение дополнительного образования

«Дом Детского Творчества»

Конспект мастер – класса для педагогов

По теме: «Обучение способам снятия психоэмоционального напряжения у детей и педагогов.

Метод «Мандала - терапия»

Разработала и провела

Педагог – психолог: Т. В. Гарькуша

2016 г.

Тема мастер – класса «Обучение способам снятия психоэмоционального напряжения у детей и педагогов. Метод «Мандала – терапия»

Цель: познакомить с одним из направлений в арт – терапии - методом Мандала – терапия, как инструментом для снятия психоэмоционального напряжения у детей и педагогов.

Оборудование: бейджики, бумага формата А- 4, цветные карандаши, краски акварельные, гуашь для рисования, восковые мелки для рисования, кисти художественные, фломастеры, ноутбук (для использования релаксационной музыки).

Ход занятия:

Ритуал приветствия.

Здравствуйте уважаемые педагоги! Я рада вас видеть на мастер – классе. На столе лежат бейджики, пожалуйста, напишите ваше имя и отчество. Затем вложите листочек в бейджик.

Ваша профессия учитель (педагог) требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных интенсивных контактов с другими людьми у человека любого возраста, в том числе и у детей, возможны большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в эмоциональном истощении, что приводит к прогрессирующему ухудшению состояния здоровья.

Какие методы для снятия психоэмоционального напряжения вы используете? Каким образом вы разрешаете эту проблему? (Ответы педагогов)

Вводная часть.

Сегодня мы познакомимся с одним из методов направления арт - терапии, с помощью которого вы сможете не только поднять себе настроение, почувствовать себя комфортнее, но и создать условия для более взвешенного, обдуманного поведения, не наносящего ущерба интересам другого человека. Арт – терапия направление в психотерапии, которое использует творческие ресурсы человека и глубинные процессы его психики.

Метод этого направления, это метод мандала - терапии. Но для начала выясним, что - же означает слово мандала? Мандала (Mandala) - в переводе с санскрита «круг» или «центр». Во многих культурах круг является символом единства и целостности. Мандалу можно сравнить с глазом человека (животных).

Посмотрите друг другу в глаза, обратите внимание на рисунок его сетчатки. Что вы видите? (ответы педагогов). Правильно - узоры. Еще ее можно сравнить рисунком земли, снежинки и т. д.

Создание мандал связано с созданием в круге рисунков, отражающих индивидуальные особенности автора — его психическое состояние, отношение к миру и самому себе, а также неосознаваемые потребности и тенденции развития. Исходя из этого, можем определить, что же такое мандала-терапия?

Что такое мандала-терапия? Ответ на этот вопрос хотелось бы начать с очень меткого высказывания психолога и арттерапевта Джоанны Келлогг благодаря которой, в принципе, сегодня и существует такой метод, как мандала-терапия. Мандала-терапия – это, прежде всего, терапия (с греческого – лечение, оздоровление и исцеление нашей психики). Поэтому, мандала-терапия – это инструмент для снятия психоэмоционального напряжения человека любого возраста.

Кому полезна мандала-терапия? (Ответ педагогов)

Мандала-терапия может быть полезна любому человеку, пребывающему в болезненном или негативном психоэмоциональном состоянии, для получения оздоровительного эффекта. Он может применяться и как вспомогательное средство в период восстановления после затяжных болезней и тяжелых операций, для реабилитации алкоголезависмых и наркозависимых и т. д. Мандала-терапия абсолютно применима как к детям, так и к взрослым, причем дети более отзывчивы к этому методу и гораздо быстрее достигают положительных результатов от взаимодействия с мандалами. Но, пожалуй, более всего метод мандала-терапии полезен тем, кто хочет духовного роста, саморазвития, самосовершенствования, гармонизации. Мандала - терапия не имеет ограничений ни в возрасте, ни в состоянии здоровья. Это очень просто – взять в руки мелки или краски и начать рисовать. Поэтому эта техника может быть использована без ограничений детьми и их родителями и вами педагогами.

Существуют ли противопоказания?

Противопоказаний нет вообще, т. к. это абсолютно безопасный вид деятельности для любого человека.

Что происходит с человеком при рисовании мандалы?

При рисовании мандалы мы переносим наши внутренние состояния, наши эмоции и переживания из внутреннего мира на лист бумаги. Поэтому то, что у вас внутри, то и будет в мандале. Это как зеркало, отражающее происходящее внутри. И рисуя мандалу, вы волны эмоций, которые бушуют у вас внутри, трансформируете в материальную частицу через цвет и линию на бумаге. В этом, наверное, и заключается один из важных терапевтических моментов – материализация, возможность выразить эмоции при этом в социально приемлемом формате. Это удивительная возможность увидеть цвет и форму того, что вы переживаете на уровне эмоциональной волны и придать энергии материальную форму.

Что в результате можно получить от рисования мандалы?

Допустим, у человека есть какой-то внутренний неразрешенный конфликт. Он, следуя своим чувствам и ощущениям, интуитивно, а не основываясь на каких-либо логических умозаключениях, выбирает цвета и их сочетания для отрисовки своей мандалы, таким же путем находит и символику для нее (узоры, фигуры и т. д.) и рисует мандалу. Полученная мандала всегда соответствует его настоящему психоэмоциональному состоянию. Затем он также интуитивно подбирает цвета и символику для другой мандалы, рисование которой будет способствовать разрешению его конфликта. В дальнейшем его задачей становится периодическая отрисовка его личной "терапевтической" мандалы. Мандала – это рентген нашего подсознания, чтобы мы не хотели нарисовать, мы нарисуем наше бессознательное.

Как видно из примера, проводить себе сеансы мандала-терапии человек может вполне самостоятельно.

Специалист по мандала-терапии, как правило, нужен на начальном этапе, когда существует необходимость научить человека самому методу работы с мандалами, помочь ему проанализировать ту первую мандалу, которая отражает суть его проблемы.

Как рисовать мандалу?

Создание мандалы путем рисования, плетения, вышивания или другими способами приводит нас в медитативное состояние и повышает восприимчивость к посланиям нашего высшего «Я». При организации работы с мандалами есть определённые подготовительные шаги. Прежде всего, необходимо спокойное и уединенное место, где присутствие других людей не сможет прервать работу. Это поможет лучше установить связь со своими чувствами, что очень важно. Также оказывается очень эффективным и расслабляющим прослушивание спокойной музыки во время рисования, использование приемов аромотерапии, это делает нас более восприимчивыми к нашему внутреннему ритму, таким образом, мы вливаемся в процесс заполнения нарисованных форм своим состоянием души, своими желаниями и стремлениями. Но, если мандалы рисуются в группе, желательно создавать их в тишине. Работа в группе создает крепкие связи между всеми ее членами, хотя мы не всегда это осознаем. Рисовать мандалу просто. Для этого понадобятся цветные карандаши, фломастеры, мелки или краски. На листах любого формата по центру рисуется большой круг (он у вас уже нарисован, круг может быть вырезан). Выбор цвета свободный. По мере распределения цвета по рисунку происходит взаимодействие между глазом, рукой и подсознанием.

Желательно не рисовать: людей, животных, дома, пароходы, машины, т. е. у вас должна получиться абстрактная картина вашего внутреннего состояния. Регулярное рисование мандал в группе создает ус-ловия для проявления самоисцеляющих возможностей психики. Такая психотерапия гибкая, это не процедура, а художественное творчество.

Практическая часть.

Предлагаю вам совершить это увлекательное путешествие-приключение, вглубь себя, в мир художественного творчества под звуки музыки. Мы с вами будем рисовать две мандалы.

Первая мандала – это ваша проблемная, нерешенная ситуация, т. е. негативная мандала. Ее мы будем рисовать в сопровождении музыки напряженного, агрессивного характера.

Вторая мандала – позитивная (музыка легкая, спокойная, рисуя ее, вы должны ответить на вопрос, как, каким способом преодолеть трудности в жизни, т. е. это будет четкий расклад жизненной ситуации на данный момент с положительным результатом.

Перед каждой мандалой вы будите погружаться в свой собственный внутренний мир, т. е. медитировать, устроившись комфортно, руки положив на колени и прикрыв глаза. На медитацию у вас будет примерно пять минут, а на рисование каждой мандалы двадцать - тридцать минут. Этого достаточно для того, чтобы отобразить ваши эмоции в мандале. Готовые позитивные мандалы вы можете сохранить как оберег. А так же с их помощью можно медитировать, погружаясь в узоры, настройтесь на вибрацию добра, отдыха и покоя. Негативные мандалы, если они после прорисовки вызывают у вас чувство тревоги, от них можете избавиться (порвать и выбросить в урну). Если вам понятен расклад прорисовки мандалы, тогда приступим к ее рисованию.

Медитация спокойную, расслабляющую музыку.

Сядьте удобно, сделайте несколько глубоких медленных вдохов и выдохов, закройте глаза и погрузитесь в себя. Поговорите со своим внутренним «Я», вспомните проблемную, неразрешенную ситуацию, над которой вы хотите поработать. Вы полностью растворяетесь в этой ситуации, вы в ней находитесь.

А сейчас откройте глаза и приступайте к зарисовке своих эмоций на первой мандале (включается музыка напряженного, агрессивного характера для прорисовки первой негативной мандалы).

Рисуйте спонтанно, не задумываясь. Закончив рисовать первую негативную мандолу, отложите ее в сторону. Приступаем к прорисовке второй мандолы.

Вторую позитивную мандалу так же начинаем с медитации. Медитируя, вы ищите пути преодоления этой ситуации. Это творчество приведет вас к внутреннему балансу, к позитивному результату.

Для прорисовки второй позитивной мандалы включается музыка легкая, спокойная.

Эффект от работы с мандалой. После работы с мандалой важно дать возможность каждому проговорить о своих чувствах, переживаниях по поводу работы над мандалой и отношения к результату (допускаются корректные наводящие вопросы).

Мы с вами тоже поговорим о чувствах, которые вы испытывали, рисуя первую мандалу, ответив на вопросы.

Вопрос первый: какие чувства Вы испытывали, рисуя негативную мандалу? Вы можете рассматривая свою мандалу крутить по часовой стрелке.

Вопрос второй: какие эмоции, чувства она вызывает сейчас?

Вопрос третий: что - бы вы хотели сделать с этой мандалой?

Сейчас мы посмотрим на вторую мандалу и ответим на вопросы.

Вопрос первый: к чему я пришел (а) и что преодолела?

Вопрос второй: какую эмоцию вызывает эта мандала?

Вопрос третий: помогла ли Вам мандала избавиться от страха, негативных эмоций, переживаний, как Вы себя чувствуете?

Вопрос четвертый: что – бы Вы хотели сделать с этой мандалой?

Все участники семинара по очереди отвечают на вопросы.

Вывод: каждый раз, когда в жизни, у вас у ваших близких, или у детей, которых вы обучаете, появляется проблема, рекомендую использовать этот метод с помощью которого возможно увидеть что-то новое в себе и выполнить определенную задачу. Исследуйте себя, рисуйте мандалы, высвобождайте свою внутреннюю творческую энергию, входите в состояние медитации. Таким образом, Вы сможете лучше понять себя, увидеть скрытые причины своих поступков и избавиться от глубоких психологических проблем. В работе над собой Вы также можете использовать готовые целительные мандалы, просто медитируя на них и постепенно погружаясь внутрь себя. Работать с мандалами можно постоянно, когда возникает какая-нибудь проблема, т. е. по индивидуальной потребности.

Более подробно о мандала - терапии читайте сборник под редакцией А. И. Копытина «Диагностика в арт – терапии. Метод «Мандала». Будьте счастливы!

Конспект мастер-класса «Обучение способам снятия психоэмоционального напряжения у детей и педагогов»
Публикации по теме:

Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста Ранний возраст- особый период становления органов и систем, формирования их функций прежде всего функций мозга. Раннее детство имеет свою.

Игры и упражнения для развития мелкой моторики и снятия психоэмоционального напряжения. Мастер-класс для воспитателей Мастер –класс для воспитателей Провела и подготовила Смирнова Н. Е. Игры для развития мелкой моторики особенно нужны современным детям.

Игры и упражнения для снятия нервно-психического напряжения у дошкольников 3–7 лет Игры и упражнения для снятия нервно-психического напряжения у дошкольников (5- 6 лет) Содержание: 1. Волшебный сон 2. Согреем бабочку.

Игры на снятие психоэмоционального напряжения у детей. Игры на снятие психоэмоционального напряжения у детей. Игра «Спонтанное рисование»Цель: развитие фантазии, отреагирование негативных переживаний,.

Игры-эксперименты с водой и соленым тестом для снятия психоэмоционального напряжения у детей во время адаптации к ДОУ Игры – эксперименты с водой Для детей 2-3 лет пребывание длительное время в большом коллективе детей вызывает повышенную психическую утомляемость,.

Комплекс упражнений для снятия напряжения во время образовательной деятельности 1. «Рисуем глазами»-снимает утомляемость глаз. И. п. сидя (стоя)Ребенок медленно рисует глазами спиральку,зигзаг,заборчик,квадрат,круги и т. д.

Конспект мастер-класса для педагогов «Здоровьесбегающие технологии в ДОУ» Цель: применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения. Задачи: 1. Формирование.

Конспект НОД в средней группе на тему «Обучение новым способам ухода за комнатными растениями». Программное содержание: 1. Развивать интерес к комнатным растениям; 2. Воспитывать у детей бережное отношение к растениям и уходу за ним.

Сказка как средство снятия напряжения и тревожности у детей. Сказка как средство снятия напряжения и тревожности у детей. Содержание 1 Введение : снятие напряжения и тревожности методом терапевтической.

Упражнения для детей «Повторяй-ка» — для снятия мышечного напряжения, предотвращения усталости глаз "Повторяй-ка" Раз - идем на месте дружно. Два -Летим как бабочки, Три - подпрыгнуть очень нужно, Девочки и мальчики. На четыре - руки.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Наша армия
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Конспект мастер-класса «Обучение способам снятия психоэмоционального напряжения у детей и педагогов»
Опубликовано: 19 октября 2016 в 07:10
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 декабря. Праздник снегопада на МААМ

Более половины людей на Земле никогда не видели снега. Жителям России повезло больше — снег выпадает почти везде, но в разном количестве. Самые большие сугробы у нас бывают в Петропавловске-Камчатском, а...

16 декабря. День экспериментов со снегом на МААМ

Дошколята активно познают окружающий мир и задают нам, взрослым, множество разных интересных вопросов. Зимой это, к примеру «откуда берется снег», «почему он не тает», «почему на улице вода замерзает и...

Фотоотчет о проведении мероприятия «День именинника» в старшей логопедической группе
День именинника 20 ноября в нашем МБДОУ Д/С №3 «Тополек» состоялось музыкальное развлечение «День именинников». День рождение -это праздник, который ждет...
Мое хобби — выращивание домашних цветов. Часть первая
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Хочу немного отвлечь вас от мыслей о работе. Сегодня я продолжу рассказывать о своем хобби - выращивании цветов. Я,...
Конспект НОД в старшей группе «Знакомство с трудом повара»
Цель: Формировать представления о профессии повара, закреплять знания о его профессиональных трудовых действиях, результатах и пользе труда повара,...