МААМ-картинки

Конспект мероприятия в старшей группе «Лапти-лапоточки для сына и для дочки»

Елена Борисова
Конспект мероприятия в старшей группе «Лапти-лапоточки для сына и для дочки»

Цель: Познакомить детей с предметом рукотворного мира – лаптями; особенностями их

изготовления и применения. Воспитывать интерес к наследию прошлого.

Приоритетная образовательная область:

Художественно-эстетичское развитие. Познавательное развитие.

Образовательная задача: Расширять представления детей о жизни русского народа в старину.

Вызвать интерес к старинной обуви и современным русским сувенирам –

лаптям, к русскому народному творчеству о них.

Развивающая задача: Развивать познавательную активность детей, умение рассуждать.

Публикация «Конспект мероприятия в старшей группе „Лапти-лапоточки для сына и для дочки“» размещена в разделах

Развивать активный словарь детей, ввести в их понятие значение новых слов:

«драть лыко», «кочедык», «оборы», «деревянный пырок», «подковырка».

Способствовать развитию у детей творческого воображения.

Воспитательная задача: Воспитывать любовь к родному народу, уважение к его традициям.

Предварительная работа:

1. Беседа с детьми о предметах русского народного быта

2. Знакомство со сказками, поговорками, пословицами о лаптях

3. Просмотр иллюстраций, фотоматериалов, презентаций по теме русской обуви, «плетение лаптей»

4. Подготовка костюмов, наглядно-иллюстративного материала.

5. Разучивание народных подвижных игр

6. Чтение русских народных сказок «Чудесные лапоточки», «Пузырь, соломинка и лапоть»

7. Постановка кукольного театра по сказке с детьми

Материалы и оборудование:

1. Музей «Русская изба». Сказочный герой Емеля на печи.

2. Картинки, иллюстрирующие рассказ Емели об истории лаптей. Доска для показа. Обувь - лапти

3. Инструмент – пырок и замоченная заранее ветка ивы.

4. Инструмент – кочеток, деревянная колодка

5. Ленты для игры «Сплети оборы»

6. Картонные лапти с разным рисунком плетения (10 пар)

7. Ширма. Театр на палочках по сказке «Пузырь, соломинка и лапоть»

8. Для рефлексии раскраски с изображением лаптей, цветные карандаши, мелки, фломастеры

Ход действия:

Дети заходят в музей, встают в круг. Их встречает Емеля на печи.

Емеля: Здравствуйте, гости дорогие, здравствуйте, детушки – малолетушки. Рад видеть вас у себя.

Изба у меня тёплая, просторная, к разговору располагает, старину напоминает. Вот и

будем старину вспоминать, День лаптя отмечать.

Мои лапти русские,

Не широкие, не узкие, а в самый раз!

А вы носите туфли, босоножки

Кроссовки да сапожки

А раньше на Руси…

Липовые корытца

Носили многие лица!

Воспитатель: Да не лица!

А ножки топали по дорожке

В липовых лопаточках

По ухабам, да кочкам.

День лаптя объявил, а ребята, может быть, и знать не знают, что такое лапти!

Дети: Лапти – это плетёная обувь из лыка.

Воспитатель: Слово лапоть образовано от древнерусского слова «лапа», то есть нижняя конечность.

Емеля показывает сувенирные лапти, даёт детям их осмотреть, потрогать.

Емеля: Верно! Как радовалась нога русского человека в мягких лыковых лопаточках. Самой

распространенной обувью русского народа были Лапти. Материал для лаптей нетрудно было

найти. Их плели из коры ивы, берёзы, липового лыка. А что такое лыко?

1.

Воспитатель: Лыко – это тонкий слой мягкой коры дерева (это кора липы или липовая кора).

Повторите, пожалуйста, слово.

Приглашаю детей сесть на лавочки.

Емеля рассказывает с опорой на картинки, которые выставляет последовательно перед детьми.

Емеля:

Правильно! По весне или в начале лета деревенские мужики отправлялись в лес драть липовое лыко – в эту пору оно легко снимается с деревьев. На пару лаптей обдирали целых три молоденьких липки. Снимали лыко специальным деревянным пырком, оставляя совершенно голый ствол. Лучшим считалось лыко, добытое весной, когда на липе начинались распускаться первые листочки. Отсюда пошло выражение «ободрать, как липку».

2.

Емеля показывает как инструментом (пырком) снимать кору с ветки ивы, замоченной заранее.

Нужно было лаптей немало – и себе, и на продажу. Из воза лыка получалось приблизительно 300 пар лаптей. Плели лапти от 2 до 10 пар в день в зависимости от опыта и сноровки мастера. А снашивались лапти очень быстро, недаром говорили в те времена: «В дорогу идти – пять пар лаптей плести».

3.

Воспитатель: Да, лапти плести – не околесицу нести. Тут сноровка нужна!

Емеля:

А я и не спорю. Любил русский народ свои лапти – лопаточки. Плести их умели все. Перед началом плетения лаптей лыко размачивали, очищали от коры и разрезали на ленты. Затем одновременно из пяти-шести лент на специальной деревянной колодке начинали плетение, используя костяной или железный крючок - кочедык.

Воспитатель: Повторите, пожалуйста, слово.

Емеля показывает инструмент кочедык и колодку для плетения.

4.

Емеля:

Плелись лапти без различия правой и левой ноги. Легко давалась подошва, а вот запятник давался не каждому: На нём сводятся все лыки и связываются петли так, чтобы одетые в них оборы (верёвочки) не кривили бы лаптя, чтобы ходить было удобно.

5.

Емеля: Давайте и мы с вами попробуем оборы сплести. Надо нам с вами прогуляться, на простор

выйти. (Выходим из музея в зал)

Конкурс «Сплети оборы». Звучит народная музыка.

Двое детей держат в руках по три ленты. Две команды по три игрока в каждой берутся за концы лент. Задача игроков: не выпуская из рук свою ленту и меняясь с членами своей команды местами быстро и аккуратно сплести «обору» - заплести косичку.

Затем выкладываем из лент круг и встаём возле него, продолжаем беседу с Емелей.

Воспитатель: Что мы, ребята плели с вами сейчас? Для чего они были нужны? Повторите,

пожалуйста, слово.

Емеля: Для прочности и утепления лаптей зимой внутри стелили солому или обували на шерстяные

подмотки (онучи). Показывает на себе.

Лапти можно было носить в любую погоду. Одно плохо - лапти быстро снашивались : летом

за три дня, зимой за десять. Как вы думаете, почему летом лапти снашивались быстрее?

Дети: (Летом много работали, далеко ходили.)

Емеля: В народном календаре есть день, когда начинали плести лапти - это 22 февраля.

(«На Никифора лапти плетут».)

Лапти – лапоточки

Для сына и для дочки,

Для девицы – подружки

Для старика – старушки

Хоть по улице плясать,

Хоть работать, хоть гулять.

Воспитатель: Много русский народ сложил пословиц и поговорок о лаптях!

Емеля: Давайте их вспомним! Я буду говорить начало, а вы, ребята, продолжение.

Дело вести, …. не лапти плести.

В один лапоть …две ноги обувает.

Сидит, надувается, да три дня…. …в лапти обувается.

Чужие шаги считал, а свои ….…лапти изодрал.

Это вам не лаптем …щи хлебать.

Воспитатель: Правда, Емеля, что плели рисунок у лаптей разный?

Емеля:

Техника плетения лаптей в каждом из регионов России была своя. У некоторых косое плетение - «косая решетку», а у других - прямое плетение, или «прямая решетка». Где-то лапти начинали плести с носка, а где-то с задника. Так что, знающий человек мог сразу определить - из каких краев мастер. Часто лапти получали название по числу лыковых полос, использованных в плетении: пятерик, шестерик, семерик. Для прочности, тепла и красоты иногда пришивали кожаную подметку (подковырку).

6.

Воспитатель: Повторите, пожалуйста, слово.

Воспитатель: Емеля, а с лаптями в игры играли?

Емеля: Есть у меня игра – забава «Найди себе лапоточек»

Игра — забава «Найди для себя лапоточек». Звучит народная музыка.

В кругу находятся лапти лицевой стороной вовнутрь. Участники игры встают в круг, звучит русская народная мелодия. Все шагом движутся по кругу. После произнесенных ведущим слов «Ты, Иван, не зевай, лапоточки обувай!» с окончанием музыки все останавливаются. Каждый ребёнок берёт по одному лаптю, старается найти свою пару лаптей в руках другого человека и встать с ним парой. Задаю вопросы 2 -3 парам.

Воспитатель: Хорошо, ребята вы свои лапти рассмотрели. Пары правильно подобрали. Почему вы

стали парой? Какое плетение у ваших лаптей?

Емеля: Ребята, а ведь я мастер не только играть, но и сказки сказывать! Садитесь рядком, да

послушайте ладком русскую народную сказку «Пузырь, соломинка и лапоть».

Садимся на стулья перед театральной ширмой. Можно тихую музыку пока дети идут за ширму.

Показ детьми театра на палочках русской народной сказки «Пузырь, соломинка и лапоть»

Рассказчик: Жили-были пузырь, соломинка и лапоть. Вот как-то пошли они в лес дрова рубить,

дошли до реки, не знают: как через реку перейти? Лапоть и говорит пузырю.

Лапоть: «Пузырь, давай на тебе переплывем!»

Пузырь: «Нет, лапоть, пусть лучше соломинка перетянется с берега на берег, а мы перейдем по ней». Рассказчик: Соломинка перетянулась; лапоть пошел по ней, она и переломилась. Лапоть упал в воду, а пузырь хохотал, хохотал, да и лопнул!

Воспитатель: - Что случилось, когда друзья дошли до реки?

- Почему соломинка переломилась?

- Что произошло с лаптем? - Почему лопнул пузырь? - Чему учит эта сказка?

Емеля: Вот такая было непрочная обувь – лапти. Но все же, любил русский народ свои лапти –

лопаточки. Потому что дёшевы они были и доступны даже самым бедным людям.

Нам с вами, ребята, пришла пора проститься. День русского лаптя к концу подходит!

Лапти – лопаточки,

Белые носочки,

Ровные подошвы,

Вы остались в прошлом.

Лёгкие, удобные,

Лапти скороходные.

Воспитатель: Спасибо тебе, Емеля, за рассказ интересный, за то, что в гости нас принимал.

Емеля уходит к себе в избу, на печку.

Рефлексия

Воспитатель: Ребята, кто из вас узнал много интересного сегодня в гостях у Емели, тот раскрасит

лапоть в оранжевый цвет, а кому из вас было неинтересно, скучно тот раскрасит

лапоть в коричневый цвет.

Дети подходят к столам, на которых приготовлены раскраски с изображением лаптей, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки двух цветов – оранжевые и коричневые. Приступают к работе. Гости покидают зал.

Приё мы:

1. Сюрпризный момент – встреча с Емелей.

2. Рассказ о лаптях с опорой на картинки.

3. Показ обуви - лаптей

4. Показ инструментов и способов действий с ними (обдирание ивовой ветки).

5. Конкурс «Сплети оборы»

6. Игра «Закончи пословицу»

7. Игра — забава «Найди для себя пару лапоточков по рисунку плетения»

8. Показ детьми театра на палочках русской народной сказка «Пузырь, соломинка и лапоть»

9. Для рефлексии – раскраски с изображением лаптей, цветные карандаши, карандаши, фломастеры для выбора (2 цвета)

Публикации по теме:

Лапти-лапоточки для сына и для дочки. Атрибуты к сказочным постановкамЛапти-лапоточки для сына и для дочки. Атрибуты к сказочным постановкам В нашей группе реализуется проект "Сказка шагает по планете", в рамках которого мы играем разные сказки. Мама нашей Ани,Елена Константиновна,связала.

Праздник ко Дню Матери «Дочки и сыночки» в средней группеПраздник ко Дню Матери «Дочки и сыночки» в средней группе 4–5 лет)ПРАЗДНИК НА ТЕМУ : «Дочки и сыночки.» Подготовила и провела : Афанасьева. Е. П. Цель: - Познакомить детей с праздником – Днем матери.

Сценарий мероприятия «Пиратское развлечение» в старшей группеСценарий мероприятия «Пиратское развлечение» в старшей группе Цель: учить детей действовать сообщать, самостоятельно разделяться на Команды и болеть ща свою команду при любом исходе конкурса; формировать.

Фотоотчёт мероприятия в старшей группе «Мы едины — мы непобедимы»Фотоотчёт мероприятия в старшей группе «Мы едины — мы непобедимы» С целью расширения знаний детей о традиционных праздниках Российской Федерации, 3 ноября в старшей группе, организовала развлечение «Мы.

Конспект образовательного мероприятия по рисованию в нетрадиционных техниках в старшей группе «Разноцветные бабочки»Конспект образовательного мероприятия по рисованию в нетрадиционных техниках в старшей группе «Разноцветные бабочки» Цель: Развивать у дошкольников художественное творчество и активизировать творческий потенциал через нетрадиционные техники рисования. Задачи:.

Конспект открытого мероприятия в старшей группе «Театрализация сказки М. Ю. Картушиной «Заяц-портной»Конспект открытого мероприятия в старшей группе «Театрализация сказки М. Ю. Картушиной «Заяц-портной» Цель: развивать у детей интерес к театрально-игровой деятельности, доставить детям радость, возможность пережить чувство гордости от исполнительских.

Плетение из джутового шпагата «Лапти, лапоточки»Плетение из джутового шпагата «Лапти, лапоточки» В наш скоротечный и сумасшедший век катастрофически не хватает времени. Ни на что. Да еще работа у нас такая, можно сказать-круглосуточная.

Мастер-класс «Жёлтые цветочки от сына и дочки!»Мастер-класс «Жёлтые цветочки от сына и дочки!» Здравствуйте дорогие коллеги, друзья и гости моей странички! Сегодня, у нас в Крыму, замечательный осенний день, небо глубокое, ярко-голубого.

Сценарий мероприятия в старшей группе «Животные Африки»Сценарий мероприятия в старшей группе «Животные Африки» Стульчики стоят полукругом. Дети под музыку заходят в зал и присаживаются на стульчики. Воспитатель: Наш дом родной, наш общий дом. Земля,.

Сценарий мероприятия «Опыты и экспериментирование» в старшей группеСценарий мероприятия «Опыты и экспериментирование» в старшей группе Цель: приучать детей не бояться экспериментировать, познавать, что-то новое, получать новые знания и пользоваться ими в жизни; формировать.

Автор публикации:
Конспект мероприятия в старшей группе «Лапти-лапоточки для сына и для дочки»
Опубликовано: 5 января 2023 в 08:09
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД