Гайни Нугуманова
Конспект музейного занятия «Знакомство с культурой и бытом, обычаями алтайского народа»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Акташская средняя общеобразовательная школа имени. Станислава Мохова филиал детский сад «Солнышко»
Конспект музейного занятия : «Знакомство с культурой и бытом, обычаями алтайского народа»
Старший воспитатель: Г. С. Нугуманова
с. Акташ, 2020г.
Публикация «Конспект музейного занятия „Знакомство с культурой и бытом, обычаями алтайского народа“» размещена в разделах
- Алтайский край
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Темочки
Цель: Познакомить детей с бытом, обрядами и обычаями алтайского народа. Задачи: - Вызвать интерес к предметам быта алтайского народа. - Прививать детям чувства уважения к быту, обрядам и обычаям народов проживающих в нашем селе. - Формировать патриотические чувства, воспитывать любовь к родному краю, уважение к нашим предкам, гордость за свой народ.
Материалы и оборудования: Все музейные предметы с экспозиции «Алтайский аил», аудиозапись. Словарная работа: Аил, чадыр – аил, от – эне (огонь - матерь, очок, казан. Предварительная работа: Рассматривание папки - передвижки «Приготовление талкана», иллюстрации с изображением занятий алтайцев.
Ход занятия:
Организационный момент:
Здравствуйте, ребята! Наше очередное занятие началось с музыки – легкой, приятной мелодией топшура. Она поможет нам настроиться на приятное общение.
Чему же сегодня будет посвящено это занятие? Какую же историю мы услышим сегодня? Ребята, как называется наше село, в котором мы живем? (Акташ) В нашем Акташе проживают люди разных национальностей: русские, алтайцы, казахи, и другие национальности. - А как было бы здорово заглянуть в прошлое и посмотреть, как жили наши предки на нашей с вами земле много – много лет тому назад. А как можно узнать обо всем этом? Дети: Посмотреть и почитать книги, энциклопедии, можно посмотреть фильмы, спросить бабушек и дедушек об их жизни, посмотреть в интернете, сходить в музей. - А что такой музей?
Дети: Музей – это место, где собирают, изучают, хранят и демонстрируют разные старинные предметы. Предметный мир, представленный в нашем музее «Родничок», своеобразный, яркий и информативный. Экспонаты красноречиво рассказывают нам историю жизни наших далеких предков. Основная часть:
Сегодня я расскажу о быте, обрядах и обычаях алтайского народа. В старые времена алтайский народ вел кочевой образ жизни. Охота и скотоводство были древним и главным их занятием. Люди кочевали со скотом, перегоняя его на новые пастбища. Они давали им пищу, одежду и обувь. Суровая природа не баловала людей, в поисках подножного корма, приходилось вступать в единоборство с буранами и метелями. Преодолевали – бурные реки, непроходимую тайгу, переваливали через высокие горы. И, поэтому алтайский народ по своим убеждениям обожествлял землю, солнце, горы и реки, верил в добрых и злых духов. Для этого привязывались на деревья полоски ткани. А чтобы изгнать злых духов, жгли можжевельник (арчын). Произносили благопожелания хозяину горы. Жили они в разборных решетчатых юртах, в конусообразных аилах – чадырах, шестигранный агаш – аил, они часто встречаются и сейчас. В середине аила ставили очок на него казан. Самым популярным напитком у алтайцев был и остается чай. Пьют чай со свежим молоком или сливками, с талканом, чуть подсаливая. Алтайцы народ гостеприимный, приветливый. Физкультминутка : игра: «Солнце, воздух и вода» (Алтайская игра). У алтайцев особо соблюдался культ огня. Огонь считался хранителем рода. Огню поклонялись, люди чтили свой очаг. Огонь в юрте поддерживался с того момента, когда складывалась семья. Когда семья собиралась за трапезой, хозяйка или хозяин должны были прежде угостить огонь. Очаг охранялся женщиной и поэтому домашний очаг олицетворялся в женском образе. От -эне (Огонь-Матерь). И в наши дни с помощью огня окуриваются, очищаются предметы домашнего обихода, люлька новорожденного. Например: нельзя напрасно проливать воду на огонь, плевать, сыпать мусор и грязь.
Итог занятия : - Ребята, мы с вами сегодня познакомились с бытом, обрядами, обычаями какого народа?
- Что интересного вы узнали?
-Чем нравятся вам музейные занятия?
Ребята, спасибо за работу вашу, за старание.
Литература:
1. Г. Н. Огнева «Детям о культуре и искусстве алтайского народа».
2. Программа и методические рекомендации по ознакомлению детей среднего и старшего дошкольного возраста с культурой алтайского народа и обучению алтайскому языку «Мой Алтай».