Светлана Хадарина
Конспект музыкального занятия «Звуковая культура речи» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект музыкального занятия по теме «Звуковая культура речи»
Цель: Формировать у детей певческие умения, навыки, способствующие выразительному исполнению.
Задачи:
1. Воспитывать у детей любовь и интерес к певческой деятельности;
2. Развивать эмоциональную отзывчивость у детей;
3. Формировать певческие навыки;
4. Развивать исполнительское мастерство;
Публикация «Конспект музыкального занятия „Звуковая культура речи“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2018
5. Расширять музыкальный кругозор и представление об окружающем мире;
6. Усваивать навыки хорового пения;
7. Развивать детское песенное творчество.
Под веселую музыку дети выполняют музыкально-ритмические движения и садятся на стульчики
Музыкальный руководитель:
Есть город цветочный, в нем много цветов!
Ромашек, фиалок, гвоздик, васильков.
И в городе этом живут ребятишки,
Вот эти девчонки, (девочки встают возле стульчиков)
Вот эти мальчишки! (мальчики встают возле стульчиков)
Музыкальное приветствие:
М. р. : Здравствуйте, ребята! (до,ре,ми,фа,соль,соль)
Дети: Здравствуйте! (соль,ми,до)
(Входит Незнайка)
Незнайка «поет», кривляясь:
Здравствуйте, ребята!
Здравствуйте!
М. Р. : Здравствуй, Незнайка!
Мы очень рады тебя видеть, а вот пение твое нам не понравилось!
Незнайка: А почему это?
М. Р. : Потому, что ты спел неправильно, не точно повторил мелодию!
Незнайка: А как петь правильно, я хочу научиться!
М. Р. : Незнайка, тебе повезло, ты попал на музыкальное занятие, и если будешь внимательно слушать и повторять, то научишься чисто петь. Сейчас мы с ребятами назовем основные правила, которые надо знать и выполнять
Дети проговаривают правила пения:
1.Если хотите красиво вы петь,
Прямо на стульчике надо сидеть.
2.Надо дыхание брать научиться!
Рот открывать широко! Не лениться!
3.Надо губами уметь шевелить.
Чётко слова все произносить.
4.Гласные буквы тянуть, распевать,
Голову низко не опускать,
Плечи не дёргать,
Живот не выпячивать,
Сразу дыхание всё не растрачивать.
5.Надо стараться петь улыбаясь,
Лицом, подбородком не напрягаясь!
[b]6.[/b]Петь задушевно, немножко волнуясь!
Просто! И всё же, собой чуть любуясь!
7.Не горлопанить и не кричать!
Звуки высокие все доставать,
Слыша при этом сопровождение.
Вот что такое красивое пение!
Незнайка: Я умею широко открывать рот, и теперь научусь петь, как все мальчики и девочки звонко и красиво. (Незнайка открывает широко рот и громко поет)
М. Р. : Подожди, Незнайка, чтобы красиво петь, мало открывать широко рот. Прежде всего, тебе нужно научиться пользоваться певческим дыханием.
Незнайка: А у меня его нет!
М. Р. : Повторяй за нами, и оно у тебя появится!
1 этап – дыхательная гимнастика: «Насос»
Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Вдох, затем наклон туловища в сторону—выдох, руки скользят вдоль туловища, при этом громко произносить «с-с-с-с-с», «с-с-с-с».
2 этап – артикуляционное упражнение. «ма, мэ, ми, мо, му» (далее звук «м» заменяется другими согласными)
3 этап – фонопедическое упражнение. "Полюбуйся – весна"
Продолжаем упражнять голосовые связки пропевая звуки и слова на различной высоте.
Полюбуйся: весна наступает, (Пропевают на "ля" восходящее мажорное трезвучие. )
Журавли караваном летят, (Пропевают "курлы, курлы…" в верхнем регистре. )
В ярком золоте день утопает, (Тянут звук [а], развернув ладони параллельно друг другу, разводя руки в стороны на усиление звука и приближая на затихание. )
И ручьи по оврагам шумят. (Пропевают "бл-л-л…" в среднем и высоком регистрах. )
Скоро гости к тебе соберутся, Сколько гнезд понавьют – посмотри! (Произносят "ш-ш-ш…" на продолжительном выдохе и водят указательным пальцем по ладони. )
Что за звуки, за песни польются
День-деньской от зари до зари. (Подражают голосам птиц. )
М. Р. : Правильно дышать ты уже научился, а теперь тебе нужно познакомиться с нотами.
Незнайка: Это очень интересно!
М. Р. : Мелодия состоит из звуков, которые записываются нотами,сейчас мы с вами их вспомним и научим Незнайку.
Стихи про ноты читают дети:
1. «До» зеленый часовой,
Носит стульчик приставной.
2.«Ре» коричневая кепка,
Зацепилась за прищепку.
3.Нота «Ми на первой снизу
Синей бусинкой нанизана.
4.Между первой и второй
«Фа» одета в голубой.
5.На линеечке второй
Веселится нота «Соль».
6.«Ля» в окошке зажелтела,
Стать как солнышко хотела.
7.А оранжевая «Си»,
Словно спелый апельсин,
В самом центре нотоносца
На линейке номер три.
8.«До» зеленый часовой,
От него считать изволь.
(дети поют гамму до мажор.)
Дидактическая игра «Лесенка-чудесенка»
1-ый этап игры: ребенок показывает на ступени лесенки от 1-ой до5-ой и от 5-ой до 1-ой, пропевая мелодию. Все дети поют попевку «Я шагаю вверх, я шагаю вниз»
2-ой этап игры: игра на ксилофоне попевки «Я шагаю вверх, я шагаю вниз»
Незнайка предлагает детям поиграть еще в одну игру, которая называется «Музыкальные цветы»
Логоритмическая игра «Музыкальные цветы»
Раз –два-три выросли цветы (сидели на корточках, встаем)
К солнцу потянулись высоко: (тянутся на носочках)
Стало им приятно и тепло! (смотрят вверх)
Ветерок пролетал, стебелечки качал (раскачивают руками влево-вправо над головой)
Влево качнулись- низко прогнулись. (наклоняются влево)
Вправо качнулись – низко пригнулись. (наклоняются вправо)
Ветерок убегай! Ты цветочки не сломай! (грозят пальчиком)
Пусть они растут, растут,(топают ритмически ногами)
Детям радость принесут! (хлопают ритмически в ладоши)
Танец «Волшебный цветок»
Незнайка: Ура! Я научился петь: дыханием владею, ноты знаю!
М. Р. : Чтоб выучиться пению, иметь надо терпение
Песня «До,Ре,Ми….» (Незнайка хлопает в ладоши.)
М. Р. : Ребята, мы с вами научили Незнайку пользоваться певческим дыханием, чисто петь звуки, называя ноты, теперь нам надо научить его петь с хорошей артикуляцией и с отличным настроением!
Незнайка: А как это?
М. Р. : Сейчас покажем.
Песня «Звуки музыки»
Дети исполняют песню, сопровождая ее логоритмическими движениями.
«До» - вот дом прекрасный дом, - поднимают руки вверх и соединяют пальцы рук,
показывают крышу дом
«Ре» - река внизу течет. - опускают руки, перед собой выполняют
волнообразные движения
«Ми» - мимоза в доме том, - соединяют руки перед собой, кисти рук раскрыть,
изображая цветок
«Фа» - фазан в лесу идет. - опускают руки вдоль туловища, шагая на месте,
хлопают руками по бокам, изображая птицу
«Соль» - я ею суп солю, - собирают пальцы в щепотку и сыпят перед собой
воображаемую соль
«Ля» - ля-ля я вам спою. – ставят руки на пояс выполняют пружинку с
поворотами туловища вправо, влево
«Си» - сирень цветет в саду, - поднимают руки вверх и изображают куст
и вот опять я «До» пою. - поднимают руки вверх и соединяют пальцы рук,
показывают крышу дома
Незнайка: Ура! Я научился петь!
М. Р. : Незнайка, петь ты немного научился.
М. Р. : Ребята, мы сегодня вместе с Незнайкой совершили путешествие в музыкальную страну. Вам понравилось это путешествие? (ответы детей) А тебе, Незнайка, понравилось?
Вы показали, как владеете своими голосами! Они звучали так красиво и легко! Вы сегодня так старались! Молодцы!
М. Р: До свидания! (до,ре,ми,фа,соль)
Дети: До свидания! (соль,фа,ми,ре,до)
Незнайка вместе с детьми под музыку выходят из музыкального зала.