Приложение МААМ

Конспект музыкального занятия в старшей группе «Музыкальные краски весны» (системно-деятельностный подход)

Инна Трифонова
Конспект музыкального занятия в старшей группе «Музыкальные краски весны» (системно-деятельностный подход)
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект музыкального занятия в старшей группе

«Музыкальные краски весны»

(системно-деятельностный подход)

Провела:

музыкальный руководитель Трифонова И. А.

МДОУ детский сад общеразвивающего вида №22

Публикация «Конспект музыкального занятия в старшей группе „Музыкальные краски весны“ (системно-деятельностный подход)» размещена в разделах

Вызовы современности предопределили введение Федерального государственного образовательного стандарта. ФГОС представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Основой ФГОС является системно-деятельностный подход [4].

А. Асмолов, член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор МГУ считает, что задача системы образования сегодня состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить ребят учиться. Этой задаче адекватен системно-деятельностный метод обучения.

[1].

Системно-деятельностный подход наиболее полно на сегодняшний день описывает основные психологические условия и механизмы процесса образования, в том числе дошкольного образования. Роль педагога в осуществления системно-деятельностного подхода велика, т. к. именно педагог является ключевой фигурой в образовательном процессе. В процессе реализации системно-деятельностного подхода в образовании формирование личности ребенка и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания» [1].

Сущность реализации системно-деятельностного подхода хорошо раскрывает Г. А. Цукерман: доктор психологических наук: «…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать…»[3].

Системно - деятельностный подход - это организация воспитательно-образовательного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности дошкольника, где акцент делается на зону ближайшего развития, то есть область потенциальных возможностей.

Целью системно-деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.

Реализация системно-деятельностного подхода будет эффективной при создании предметно-развивающей среды, в которой реализуется личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка, созданы условия для диалогического общения, атмосфера доверительности и доброжелательности, учитывается личностный опыт каждого воспитанника, организуется, направляется и стимулируется процесс самопознания и саморазвития.

Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ребенка и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».

Музыкальное занятие в старшей группе, построенное на основе системно – деятельностного подхода «Музыкальные краски весны»

Возрастная группа : старшая 5-6 лет

Ведущая образовательная область: «Художественно-эстетическая»,

направление «Музыкальная деятельность».

Цель: Развитие умений и навыков музицирования у детей старшего дошкольного возраста, используя ритмические и двигательные упражнения, песни, игры.

Задачи:

• Закреплять умение исполнять ритмический рисунок жестами и при помощи шумовых и музыкальных инструментов.

• Добиваться дружного ансамблевого исполнения на детских музыкальных инструментах.

• Развивать слуховое внимание, чувство ритма.

• Вызывать интерес к совместному выполнению заданий.

• Развивать творческие способности, прививать коммуникативные навыки.

• Воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту весенней природы через музыку.

• Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.

Ход занятия.

Дети под музыку входят в зал, и садятся на стульчики

Музыкальный руководитель : — (поёт приветствие) : «Здравствуйте! Доброе утро, здравствуйте!» -(М. Ю. Картушина)

Дети — (пропевают все приветствие)

Музыкальный руководитель : – Ребята посмотрите, сколько гостей пришло сегодня к нам. Давайте и с ними поздороваемся.

Дети — «Здравствуйте, гости!»

После распевания, музыкальный руководитель приглашает детей, пройти на свои места.

Создание проблемной ситуации:

Музыкальный руководитель : Молодцы! Всем вы пожелали здоровья, но мне ребята, что – то тревожно на душе. Сегодня я пришла в музыкальный зал и заметила, что здесь кто-то был:

-во – первых, на полу я нашла вот эти следы (показать макет следа,

- во-вторых, на столе с музыкальными инструментами я вижу лишние предметы. Посмотрите внимательно и скажите, какие из них лишние?

(на столе лежат кисточка и палитра) (дети отвечают).

– Верно, ребята я с вами согласна, что палитра и кисточка среди музыкальных инструментов лишние. А как вы думаете, кто мог оставить здесь эти предметы? (ответ детей). Я тоже так думаю, что кисточку и палитру здесь забыл художник. Но что же, он здесь делал? (ответ детей)

Целевая установка:

Музыкальный руководитель : Да, наверно, художник здесь рисовал картины, и какую — то картину не успел дорисовать. Интересно какую? Посмотрите на экран, может быть там, вы найдёте ответ.

Кто догадался, какую картину не успел дорисовать художник? (ответ детей). Правильно, это картина о весне. Ребята, я думаю, что мы с вами можем сделать сюрприз художнику – раскрасить весеннюю картину. Вы согласны помочь ему? А как? (ответ детей).

Мотивация к деятельности:

Я предлагаю раскрашивать её не только красками, но и музыкальными звуками, а начнём мы с солнышка, споём для него приветственную песенку.

Песенка «Здоровалка».

Музыкальный руководитель : Ну вот, смотрите, у нас получилось: солнышко улыбается и весело танцует на небе, но только кругом тишина. Кругом тишина, тишина, тишина.

Вдруг звонким стуком сменилась она (стук дятла - в записи).

Смотрите на дереве дятел сидит

И клювом своим телеграмму стучит.

Ребята, дятел рассылает всем весеннюю телеграмму в виде ритмического рисунка. Посмотрите внимательно на ритм, и давайте короткие звуки будем хлопать в ладоши, а долгие шлёпать по коленям. Готовы? Начали.

Упражнение с жестами и хлопками В. Суслов «Весенняя телеграмма»

Цель: Развивать чувство ритма. Закреплять умение исполнять ритмический рисунок жестами.

Дятел сел на толстый сук туки — туки ТУК, туки- туки ТУК!

Всем друзьям своим на юг ТУК! ТУК! ТУК! ТУК!

Телеграммы срочно шлет туки — туки ТУК, туки- туки ТУК!

Что весна уже идет ТУК! ТУК! ТУК! ТУК!

Что растаял снег вокруг туки — туки ТУК, туки- туки ТУК!

Что подснежники цветут туки — туки ТУК, туки- туки ТУК!

Дятел зиму зимовал, ТУК! ТУК! ТУК! ТУК!

В жарких странах не бывал ТУК! ТУК! ТУК! ТУК!

И понятно почему туки — туки ТУК, туки- туки ТУК!

Скучно дятлу одному! ТУК! ТУК! ТУК! ТУК!

Музыкальный руководитель : Молодцы! Все старались выполнить верно, ритмический рисунок. Смотрите, наш дятел надел яркое оперение. Телеграмма быстро долетела до птиц и их собралась целая стая, но почему же они молчат? (ответ детей). Ребята, чтобы птички запели разными голосами, надо взять шумовые и музыкальные инструменты и исполнить «Птичью фантазию», используя разный ритм и динамику. Выходите, выбирайте инструменты : (колокольчики, треугольники, «сорока», трещетки, свистульки, бубенцы, кастаньеты, шумовая коробочка, грематуха, рубель, металлафоны)

Музицирование «Птичья фантазия» под музыку Л. Вихаревой «Весенняя песенка».

Цель: Развивать умение исполнять на детских музыкальных инструментах различные звукоподражания небольшими группами, соблюдая при этом общую динамику и темп. Развивать творчество.

Музыкальный руководитель : Здорово! Получился настоящий птичий концерт. Птички на картине тоже окрасились в разные цвета и весело защебетали (звуки щебетанья птиц в аудиозаписи).

Ну вот, наша картина постепенно оживает. Даже на небе появилось что-то загадочное. Возьмите металлофон и палочку, смотрите внимательно на экран. Вам надо будет найти на металлофоне пластинку с кружочком того цвета, который сейчас появится перед вами на слайде (появляется полоска красного цвета). А теперь ударьте палочкой по пластинке с красным кружочком. Продолжайте смотреть на экран и выполнять задание (дети постепенно играют по всем пластинкам металлофона).

Ребята, что же появилось на небе? (ответ детей).

Правильно, на небе появилась радуга.

Ой, ребята, я слышу какой - то странный шум (звучит в записи шум ручья).

Цель: Развивать музыкальную память через узнавание мелодий по отдельным фрагментам произведения.

Как вы думаете, чей это звук? (ответ детей). Верно, это веселый весенний ручеёк, он приглашает нас поиграть (воспитатель раскладывает колокольчики на пол по кругу).

Музыкальный руководитель : Здравствуй, здравствуй, ручеёк,

Звонкий, звонкий голосок.

Ты весною зажурчал,

В гости к речке прибежал.

В круг скорее выходи, с ручейком плясать иди.

– Смотрите ребята, в какое большое озеро превратился наш ручеёк.

Колокольчики, лежащие на полу, образуют берега нашего озера. Вода в озере всё прибывает и прибывает. Вот этот голубой шарфик будет изображать ручеёк. Под весёлую музыку вы будете передавать его друг другу из рук в руки. Когда музыка закончится, тот, у кого окажется шарфик выходит в круг, шарфик оставляет возле себя, берёт металлофон и исполняет приёмом глиссандо волны на озере, а остальные ребята будут играть на колокольчиках, изображая переливы воды на нашем озере.

Игра — импровизация «Весёлый ручеёк и волны».

Цель: Содействовать проявлению самостоятельности. Развивать слуховое внимание, чувство ритма.

Музыкальный руководитель : Спасибо всем за дружное исполнение. Посмотрите внимательно на картину, она с каждым разом становится всё ярче и ярче. Осталось только раскрасить цветочную поляну.

А вот и феи. Они очень любят петь и сочинять разные ритмы. Их песенки-ритмы разносятся по всей полянке. У фей красивые, нежные голоса и поэтому их песенки звучат звонко, хрустально. Давайте исполним одну из них.

Ритмическая игра-импровизация «Я иду с цветами».

Цель: Способствовать развитию навыков сольного пения, различать долгие и короткие звуки.

Музыкальный руководитель : Молодцы! С помощью фей и вашего верного исполнения ритмического рисунка наша картина полностью закончена. Всё живое радуется весне. Весна приносит радость и ощущение расцветающей природы. Об этом и наша «Весенняя песенка».

Давайте споём её так, чтобы весна услышала, как мы любуемся ею и восхищаемся звуками весны.

Песня «Весенняя песенка», музыка Е. Тиличеевой

Цель: Формировать певческие навыки, умение петь легким звуком, брать дыхание между музыкальными фразами, произносить отчетливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню, эмоционально передавать характер мелодии.

Анализ результативности.

Музыкальный руководитель : Вы очень старались исполнить песенку, и её услышал наш художник. Он что-то хочет сказать вам.

Художник — Здравствуйте, взрослые! Здравствуйте, дети!

Здоровья всей-всей разноцветной планете!

Все запомните друзья, в сером мире жить нельзя!

Я рад, что картина моя ожила

Весеннюю радость она принесла.

Спасибо ребята! До свидания, до новых встреч!

Подведение итогов.

Музыкальный руководитель : — Наше занятие подошло к концу. Мы сегодня с вами открыли секрет, какой? Чем можно передать звучание весны? (ответы детей). Правильно, звучание весны передаётся не только словами, но и красками, и музыкой.

Рефлексия.

Вы все очень хорошо работали. А сейчас определим, с каким настроением вы уйдёте с занятия. Вот эти нотки помогут нам. Если сейчас у вас хорошее, весеннее, солнечное настроение, то ваша весёлая нотка взлетит на самую высокую ступеньку нотного стана. Если, у вас что-то не получилось сегодня, не огорчайтесь, свою нотку вы можете по полному праву поместить чуть-чуть пониже. А если вы уходите с грустным настроением, вам совсем не понравилось, то поместите свою нотку на самую нижнюю ступеньку нотного стана.

Дети выполняют задание.

Музыкальный руководитель благодарит всех за внимание: (пропевает)«До свидания, друзья»

Дети: (пропевают) - До свидания!

Музыка, дети выходят из зала.

Список литературы

1. Асмолов, А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения / А. Г. Асмолов // Педагогика. – 2009. – N 4. – С. 18-22.

2. Бережнова Л. Р. Работа с дошкольниками по программам развивающего обучения // Современный детский сад. – 2008г. - N 3. – с. 41-46.

3. Венгер, А. Л., Цукерман, Г. А. психологическое исследование младших школьников / А. Л. Венгер, Г. А. Цукерман // изд. : Владос – Пресс ISBN : 978- 5- 305- 00017-7, с. 106

4. Картушина М. Ю., 2010 «Вокально-хоровая работа в детском саду».-М. : ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2012. – 176с. ISBN 978-5-98527-142-3

4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М. : Просвещение, 2011. – 48с. URL : https://mon.gov.ru/pro/fgos/oob/pr_oob.pdf (дата обращения 1.03.2013 г).

5. Петерсон Л. Г. Деятельностный метод обучения АПК и ППРО, Москва 2007 г.

Публикации по теме:

Фотоотчёт об участии в районном МО воспитателей «Системно-деятельностный подход в оптимизации Рппс доо»Фотоотчёт об участии в районном МО воспитателей «Системно-деятельностный подход в оптимизации Рппс доо» Недавно старший воспитатель нашего детского сада предложила мне выступить на методическом объединении воспитателей с проектом "Посткроссинг.

Фотоотчёт о конференции «Компетентностно-деятельностный подход в системе современного образования»Фотоотчёт о конференции «Компетентностно-деятельностный подход в системе современного образования» В соответствии с годовым планом методической работы в КОУ «Леушинская школа- интернат для обучающихся с ОВЗ» прошла научно-практическая.

Конспект интегрированного занятия «Волшебные краски Весны» с использованием ИКТ-технологий для детей с ТНР для детей подготовительной логопедической группыЦели:Коррекционно-образовательные:-пополнить и обогатить лексический словарь детей; -расширить.

Конспект музыкального занятия «Поможем Золушке» в старшей группеКонспект музыкального занятия «Поможем Золушке» в старшей группе .

Конспект музыкального занятия «Спящая красавица» в старшей группеКонспект музыкального занятия «Спящая красавица» в старшей группе Конспект музыкального занятия в старшей группе «Спящая красавица» Тема: Сказка в музыке Цель: Познакомить детей с сюжетом сказки, музыкой.

Конспект музыкального занятия «Звуки весны» Конспект музыкального занятия «Звуки весны» Вторая младшая группа. Цель. Развитие музыкальных способностей через музыкально-игровую деятельность.

Конспект открытого урока в подготовительной группе «Волшебные музыкальные краски» ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ - Знакомить детей со средствами музыкальной выразительности - ТЕМБРОМ. Уточнить и закрепить восприятие таких средств.

Конспект занятия по охране здоровья с применением системно-деятельностного подхода в группе для детей с ОВЗ Тема: «Осанка – красивая спина» Цель: Создать условия для формирования способов действия добычи знаний об осанке человека. Задачи. Познакомить.

Консультация музыкального руководителя «Системно — деятельностный подход на музыкальных занятиях» Чтобы разобраться, что такое деятельностный подход в образовательной деятельности дошкольного учреждения, необходимо понять, что такое деятельность.

Конспект лексико-грамматического занятия «В поисках весны» в старшей группе с ОВЗКонспект лексико-грамматического занятия «В поисках весны» в старшей группе с ОВЗ Задачи: 1. Обобщить и закрепить знаний детей о характерных признаках весны. 2. Активизировать речевую деятельность детей. 3. Продолжать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект музыкального занятия в старшей группе «Музыкальные краски весны» (системно-деятельностный подход)
Опубликовано: 13 мая 2020 в 05:58
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект музыкального занятия в старшей группе «Музыкальные краски весны» (системно-деятельностный подход)» (включая файлы) размещена пользователем Инна Трифонова (УИ 537678) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД