Лучший педагог года

Конспект НОД по патриотическому воспитанию «Русская изба» в старшей логопедической группе

Светлана Ховрат
Конспект НОД по патриотическому воспитанию «Русская изба» в старшей логопедической группе

Конспект непосредственно образовательной деятельности по патриотическому воспитанию «Русская изба» в старшей логопедической группе первого года обучения ОНР №1.

Образовательные:

Публикация «Конспект НОД по патриотическому воспитанию „Русская изба“ в старшей логопедической группе» размещена в разделах

Продолжить знакомить детей с традициями русского народа, с применением музейной технологии, открыть ребенку доступ к культуре своего народа, знакомя его с особенностями повседневного быта, обычаями, традициями.

Обогатить словарь детей новыми словами: горница, чугунок, ухват, печурка, рубель, люлька, прялка, сундук).

Задачи:

1. Способствовать формированию знаний о культуре, традициях, обычаях, быте русского народа.

2. Развивать связную речь, образное мышление.

3. Воспитывать любовь и привязанность к своей Родине.

Развивающие:

- развивать любознательность, умение рассуждать, умение находить ассоциативное сходство объектов, внимание;

- развивать координацию речи с движением, работать над темпом и ритмом речи;

- развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные :

Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, бережное отношение к старинным вещам.

- формировать коммуникативные навыки при взаимодействии друг с другом;

Материалы: предметы старинного русского быта (печь, чугунок, ухват, самовар, рубель, люлька, прялка, сундук, набор картинок сказок где есть печка, набор картинок где нет в сказке печки, музыка «Русская изба», Д/и «Что было раньше, а что сейчас».

Предварительная работа:

Чтение русских народных сказок.

Разучивание русских народных игр и песен.

Ход НОД

Воспитатель : Дети проходят в группу.

- Друзья, посмотрите, к нам сегодня на занятие пришли заведующая детским садом Людмила Петровна и мои коллеги. Дети, а давайте с вами поздороваемся по старинному русскому обычаю.

(Дети кланяются, прижав руку к сердцу)

-Здравствуйте.

Воспитатель :

Что мы Родиной зовем?

1ребенок:

Дом, где мы с тобой растем.

2 ребенок:

И березки, вдоль которых, взявшись за руки идем.

Воспитатель :

Что мы Родиной зовем?

3 ребенок:

Край, где мы с тобой живем.

3 ребенок:

И рубиновые звезды, звезды мира над кремлем.

Воспитатель :

- О чем говорится в этом стихотворении? (о Родине)

- Как называется страна, в которой мы живем? (Россия)

- Назовите столицу нашей Родины? (Москва)

- В каком городе мы живем? (городе Новоалександровске)

- Как называется детский сад, в который вы ходите? (Солнышко)

Воспитатель :

В нашем детском саду есть мини музей, называется он «Русская изба»

Друзья, а вы хотели бы посетить музей?

Дети: да

Воспитатель : Приглашаю всех посетить наш музей.

Воспитатель начинает рассказ : Возле двери стоит изба, дети подходят.

Тихо звучит музыка «Русская изба»

Воспитатель :

- В старину дом на Руси называли избой. Избы на Руси строили из дерева - сосны или ели. В избу вели деревянные ступени. Входя в избу, волей неволей каждый должен был поклониться хозяевам, а то и шишку на лбу можно набить дверь-то в избу низкая, а порог наоборот высокий. В избах все были такие двери – чтобы меньше дуло и тепло не уходило.

Дети проходят в музей.

Как вы уже заметили, в доме всего одна комната, ее называют горницей.

Саша как называется одна комната в доме?

- Саша: называется одна комната в доме горницей

Воспитатель : Молодец, внимательный Саша.

Большую часть избы занимает печь. «Без печи изба- не изба», говорили в старину.

Печь ставили посреди горницы. О ней говорили «Печь – всему голова», голова – значит самая главная.

Воспитатель :

-Почему печь в избе самая главная, для чего нужна печка? Ребята, как вы думаете?

(ответы детей)

Дети: Чтобы еду готовить

- чтобы тепло было в доме от нее

- чтобы спать на ней

Воспитатель : правильно друзья. «Дом без печки – нежилой дом», говорили в народе. «Кормилицей, матушкой называли ласково печь крестьяне, ведь она и в самом деле кормила людей – в ней пекли хлеб, варили кашу, щи.

Воспитатель : Как вы уже сказали, на печи спали, а долгими зимними вечерами было рассказано много сказок.

Ребята, а вы знаете сказки?

Дети: да

Воспитатель : Пройдите к столу выберите любую картинку из сказки, подумайте, была ли в этой сказке печка.

Дети выбирают картинки и вешают на магнитную доску и рассказывают.

(ответы детей).

Дети:

- «По щучьему веленью»- Емеля ездил на печке

- «Гуси- лебеди»- сестрица Аленушка и братец Иванушка спрятались от гусей в печке

- «Колобок»- Бабка спекла колобка в печке

- «Волк и семеро козлят»- козленок спрятался в печке и волк его не нашел

- «Лиса со скалочкой»- лиса спала у печке на лавочке, а скалочку, уточку, курочку клала под печку

- «Заюшкина избушка»- лиса сидела на печке и всех пугала, ее выгнал только петух

- «Жихарка»- лиса хотела в печку посадить Жихарку, а потом съесть его, у лисы не получилось

Воспитатель : Молодцы ребята, а почему другие картинки вы не взяли?

Дети: в этих сказках не было печки

Воспитатель : Послушайте загадку и скажите, в чем хозяйка готовила еду.

Он как круглая кастрюля,

Он чумазый, не чистюля,

Где, там в печке уголек

Кашу сварит….

Дети: Чугунок.

Воспитатель : Чугунок был незаменим в хозяйстве. Был вместо кастрюли. По весу он тяжелый, т. к. сделан из чугуна. Чугун - это особый вид металла, который мог бы выдержать любой огонь, и никогда не бился.

Ведь он там сильно нагревался, а как же можно достать чугунок из печки? Ребята вы знаете?

Дети: Доставали ухватом.

Воспитатель : Правильно ребята, молодцы.

Доставали чугунок из печки ухватом.

Смотрите, как я ставлю чугунок в печь.

А теперь давайте вы попробуете достать из печи.

Дети: Достают.

Воспитатель : А еще у русской печи есть одно волшебное место, вот оно, маленькое углубление, как окошечко. Это печурка! Как вы думаете, зачем она была нужна?

Дети: не знаем

Воспитатель : В это место клали сырую одежду и сушили ее.

В русской избе почти все было сделано руками самих крестьян. Мебель была самодельная, деревянная, очень простая. Лавки, где спали, сундук для вещей, скамейки для сиденья за столом. Посуда, которой пользовались люди, сделана из дерева, из глины.

Друзья, кто запомнил, как называлась окошечко?

Дети: это окошечко называлась печурка.

(Воспитатель просит, чтобы дети повторили слово «печурка»)

Воспитатель :

За самоваром собиралась большая семья, пили чай с медом, пирогами, блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта, семейного покоя.

А это новый для вас экспонат, им в старину гладили одежду. Называется он необычно – рубель (детям предлагается рассмотреть рубель, попробовать погладить).

Ребята кто запомнил, как называется этот экспонат?

Дети: называется рубель

(Воспитатель просит, чтобы дети повторили слово «рубель»)

Воспитатель : Молодцы, правильно. Как вы думаете, что это за экспонат? Это люлька. Люльку подвешивали к потолку длинными веревками, пола она не касалась. В старину верили, что так ребенок находится под защитой небесных сил.

Ребята кто запомнил, как называется этот экспонат?

Дети: называется люлька

(Воспитатель просит, чтобы дети повторили слово «люлька»)

Воспитатель : В каждой избе обязательно была прялка. Когда осенние работы на полях заканчивались, женщины и девушки пряли пряжу, чтобы потом связать варежки и другие вещи. Прясть пряжу – работа не простая, трудоемкая, кропотливая, требует терпения и усидчивости. Для того чтобы мастерицам работалось легче, они пели народные песни.

Ребята кто запомнил, как называется этот экспонат?

Дети: называется прялка (Воспитатель просит, чтобы дети повторили слово «прялка»)

Воспитатель : Молодцы ребята, все внимательные. А возле печки стоял всегда сундук. Вам интересно посмотреть, что в ней? Посмотрим!

Дети открывают сундук, достают сарафан, рубашку, скатерть (рассматривают)

Воспитатель : Раньше носили такие вещи, скатерти были с вышивкой

Достают картинку дом и избу.

Воспитатель предлагает поиграть в игру д/и «Что было раньше, а что сейчас».

Дети проходят в группу, на столе лежат картинки. Воспитатель предлагает детям распределить предметы в избу и современную комнату.

Воспитатель : Молодцы ребята, очень внимательны, все справились.

Рефлексия

Ребята, давайте вспомним:

- Как называется дом, в котором жили люди на Руси?

- Как называется комната, в избе?

- Что вам больше всего запомнилось?

Публикации по теме:

Конспект беседы по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Моя Родина» в старшей группе Цель: воспитание патриотического чувства, уважения и любви к Родине. Предварительная работа. Разучивание русских народных пословиц о России.

Конспект беседы по патриотическому воспитанию «Государственные символы России» в старшей группе Цель: формирование представлений детей о государственных символах России–гимне, гербе, флаге. Предварительная работа. Разучивание наизусть.

Конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Русская изба. Ставни»Конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Русская изба. Ставни» Цель: Формирование представлений о русской избе. Задачи: -Продолжать знакомить детей с русской деревней, устройством крестьянского дома.

Конспект квест-игры по патриотическому воспитанию в старшей группе Татьяна ГоляковаКвест - игра в старшей группе по патриотическому воспитаниюТема: «Моя малая родина, любимый город наш - Тобольск» Цель:.

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию детей средней группы на тему «Русская изба»Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию детей средней группы на тему «Русская изба» Интеграция образовательной деятельности: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Семейные обычаи на Руси»Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Семейные обычаи на Руси» Цель: Развивать чувство патриотизма и любви Родине. Расширять представление о старинных семейных обычаях. Задачи: Образовательные: 1. Воспитывать.

Конспект ОД по патриотическому воспитанию в старшей группе «День народного единства» Цель: воспитание у детей чувства дружбы, патриотизма, гордости за свою Родину. Задачи: обучающие: расширять представления детей о территории.

Конспект занятия по гражданско-патриотическому воспитанию в старшей группе «Ознакомление с историей российского флага» Конспект занятия по гражданско-патриотическому воспитанию в старшей группе «Ознакомление с историей Российского флага» Программное содержание.

Конспект занятия в старшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя Родина»Конспект занятия в старшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя Родина» Конспект занятия в старшей группе по нравственно - патриотическому воспитанию: «Моя Родина»Интеграция образовательных областей:«Коммуникация»,.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной логопедической группе «С чего начинается Родина»Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной логопедической группе «С чего начинается Родина» Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительно - логопедической группе «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА» Проект посоциально.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по патриотическому воспитанию «Русская изба» в старшей логопедической группе
Опубликовано: 4 декабря 2022 в 10:37
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД