Татьяна Долотина
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Весна» по речевому развитию
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Солнышко»
Конспект
непосредственно образовательной деятельности в старшей группе
Образовательная область : «Речевое развитие»
Тема: «Весна»
Подготовила воспитатель:
Долотина Т. В.
р. п. Шатки, 2017г.
Цель: формировать умение составлять связный рассказ о весне с помощью мнемосхем.
Задачи:
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе „Весна“ по речевому развитию» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
1. Образовательные : формировать представления детей о весне и типичных весенних явлениях в природе; формировать умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, упражнять в подборе эпитетов к словам; расширять, уточнять и обогащать словарь детей.
2. Развивающие : развивать связную речь, словесно-логическое мышление, зрительное внимание, наблюдательность, инициативность, координацию движений, самостоятельность, связную речь, творческое воображение, мышление.
3. Воспитательные: воспитывать отзывчивость, доброжелательность, желание общаться и играть со взрослым и сверстниками, заботливое отношение и любовь к природе; формировать умение работать в коллективе; создать радостную и теплую атмосферу в группе.
Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная.
Обогащение словаря:
• Оттепель
• проталины
Оборудование: магнитофон, ноутбук, проектор, экран, указка-сосулька, мяч, письмо в конверте, воздушный шар.
Демонстрационный материал: презентация, мнемосхемы, аудиозапись пения птиц.
Методы и приемы:
—словесный : беседа, диалог, чтение письма от пингвина, вопросы, составление рассказов с помощью мнемосхем, слушание пения птиц.
- наглядный: рассматривание мнемосхем.
- игровой: игровые упражнения («Составь словосочетание», «Придумай предложение»).
- практический: рисование картин о весне.
Предварительная работа:
• экскурсии и наблюдения в природе;
• чтение книг о Севере, Антарктиде;
• наблюдение за погодой на прогулках, активизирующее общение «Признаки весны»;
• чтение стихов, рассказов, сказок о весне;
• рассматривание картин о весне, альбомов, иллюстраций по теме «Весна», беседы о весне и её признаках, наблюдения за весенними признаками;
• рисование по теме «Весна»;
• разучивание поговорок, пословиц, народных примет о весне, о птицах;
• разучивание стихотворения С. Когана «За окном сосулька тает…», стихотворений о месяцах весны.
• дидактические игры: «Когда это бывает?», «Нарисуй портрет весны», «В гости к весне».
Ход НОД:
I. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
В: Ребята, посмотрите в окно. Сейчас утро. Как вы считаете, какое это утро? (доброе)
В: Доброе утро, как добрая птица, в окно к нам стучится! Приготовьте гнездышки – ладошки! Берем доброе утро осторожно, и как птичку пересаживаем из гнездышка в гнездышко, чтобы оно погрелось в руках у каждого. Пересаживаем – передаем по кругу и тихонько приговариваем «Доброе утро!» Вот и последнее гнездышко - мое, я выпускаю Доброе утро в воздух. Пусть летает вокруг нас! Все вместе: Доброе утро!
В: У нас сегодня много гостей, давайте улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего настроения. После таких теплых слов стало еще больше радости и светлых лиц.
В: Ребята, посмотрите, к нам в группу прилетел воздушный шарик. Здесь письмо! Хотите узнать, что в нём написано? - Давайте прочитаем.
«Дорогие ребята! Пишет вам маленький пингвинёнок. Мы никогда не видели весну и хотели бы узнать, что это такое? Объясните, пожалуйста!» Пингвинёнок.
Проблемная ситуация.
В: Давайте вместе подумаем, как мы сможем помочь нашим друзьям? (поговорить о весне, рассказать о ней, загадать загадки, нарисовать рисунки)
В:Правильно, мы можем поговорить про весну, рассказать о ней, загадать загадки о весне, нарисовать рисунок, послушать мелодии весны.
В: Ребята, а где живут пингвины? (пингвины живут в Антарктиде)
В:Молодцы, правильно!
В:А как вы думаете, почему пингвины не видели весну? (потому, что там всегда зима, лёд, снег и очень холодно, а весны не бывает).
Звучит аудиозапись «Пение птиц».
В: Ребята, вы слышите, кто-то поет, Кто же это (Птицы). Давайте присядем и послушаем.
(Дети с воспитателем переходят на стульчики к экрану (Презентация). На экране картинка на весеннюю тему)
В:О чем она рассказывает? (о весне) А сколько месяцев у весны (Три)
В: Назовите их. (Март, апрель, май).
В: Посмотрите, пожалуйста, на картинку. Какой месяц на ней изображен? Почему? (Это март, снег начинает таять, появляются проталины)
В: Правильно ребята, это март. А еще его называют Март - Протальник, потому что начинает таять снег, и образуются первые проталины. Снег начинает искриться в весенних лучах, еще немного, и побегут ручьи, побежит по дорогам шумная вода.
В: А сейчас посмотрите на следующую картинку. Какой месяц на ней изображен? (апрель) Как вы догадались (снег почти растаял)
В: Апрель - Снегогон, потому что быстро, разливаясь ручьями тает снег. Ну-ка, приглядитесь к веточкам, на них маленькие пушистые комочки. Это почки, из них скоро появятся первые листочки. Снег почти растаял, а кое-где, на открытых участках, уже появилась зеленая травка. На лесных полянах синеют подснежники.
(На экране слайд картинка Май)
В: Какой месяц на ней изображен? (Май) Как вы догадались? (От снега ничего не осталось)
В: Май - Травень, потому что всюду появляется трава и тянутся к солнцу молодые листья. Вот и полностью очистилась природа от зимы. От снега ничего не осталось, а вокруг раскрываются венчики цветов. Расцветают деревья и кустарники. Птицы заливаются в весеннем лесу, радуются солнцу.
II. Основная часть
В: Весна приготовила для вас сюрприз. Отгадайте, что это?
Висит за окошком
Кулек ледяной.
Он полон капели
И пахнет весной. (Сосулька).
Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно. Вот она волшебная сосулька, и я хочу с вами поиграть. (Дети встают)
Игра «Волшебная сосулька».
В: Тот, до кого дотронется волшебная сосулька, тот и отвечает. (Дети встают полукругом).
В: Весна (какая) : теплая, нежная, веселая, долгожданная, солнечная, дождливая, ранняя, поздняя, долгая, радостная, ветреная.
В: Молодцы. Как много вы знаете о весне! Ребята, а вы зиму с весной не перепутаете? (Дети встают полукругом). Давайте проверим!
Игра «Скажи наоборот».
В: Ребята, сейчас я вам буду говорить словосочетания о зиме, а вы мне будете называть словосочетания о весне с противоположным значением, а чтобы нам легче было выполнить задание, весна отправила нам свой солнечный мячик:
• Зима ушла, а весна – … (пришла).
• Зима холодная, а весна – … (тёплая).
• Зимой сугробы высокие, а весной – … (низкие).
• Зимой лед толстый, а весной – … (тонкий).
• Зимой день короткий, а весной – … (длинный).
• Зимой воздух холодный, а весной – … (теплый).
• Зимой птицы поют тихо, а весной – … (громко).
В: Все правильно ответили, молодцы!
Физкульминутка «Подснежники».
Вот подснежники проснулись (встают, протирают глаза,
Улыбнулись (улыбаются,
Потянулись (тянутся,
Раз – росой умылись (умываются,
Два – изящно покружились (кружатся,
Три – нагнулись и присели (наклоняются и приседают,
А четыре – полетели (бегают,
Пять – они остановились (останавливаются)
И тихонько опустились (приседают).
(Дети садятся на стульчики).
В:А сейчас я предлагаю вам составить рассказ о весне, чтобы пингвинёнок запомнил его и рассказал о ней своим друзьям в Антарктиде.
В:В этом нам помогут наши помощницы-таблицы. Подойдите к столу и рассмотрите таблички о весне. Давайте вспомним, что рассказывать надо слева направо, используя все рисунки. Каждое окошко это новое предложение.
1. Рассказ по мнемосхеме «Весна» № 1.
Весной пригревает теплое и ласковое солнышко. Тают на крышах сосульки, и появляются проталинки. Дети пускают в ручейках кораблики. Весной распускаются первые цветы — подснежники, а на деревьях появляются зеленые листочки.
2. Рассказ по мнемосхеме «Весна» № 2.
Наступила весна. Весной солнышко стало ярче пригревать. На крышах домов тают сосульки, а на земле появляются лужи и ручейки. Из тё плых стран начинают прилетать птицы: ласточки, скворцы и строить гнёзда. На деревьях набухают почки, из которых скоро появятся первые зеленые листочки. Появляется первая весенняя травка. Люди сменили тёплую одежду на лёгкую. Я очень люблю весну!
3. Рассказ по мнемосхеме «Весна» № 3.
Наступила весна. Весной пригревает яркое солнышко. Тает снег и появилась первая зелёная травка. Прямо из-под снега расцветают подснежники – первые вестники весны. Прилетают первые птицы с юга и вьют гнёзда. На деревьях набухают почки и появляются первые листочки. Девочки и мальчики радуются солнцу.
4. Рассказ по мнемосхеме «Весна» № 4.
Наступила весна. Солнышко стало ярче и теплее пригревать. Тает снег, кругом лужи, бегут ручьи. Идёт тёплый весенний дождь. Люди снимают тёплую одежду и переодеваются в лёгкую. Дети пускают в ручейках кораблики. Появляется первая зеленая трава. Из под снега пробивается травка. На деревьях набухают почки и распускаются первые листочки. Появляется первая травка. Из тёплых стран возвращаются перелётные птицы.
5. Рассказ по мнемосхеме «Весна» № 5.
Наступила весна. Весной день длиннее, а ночь короче. Небо голубое и идёт тёплый весенний дождь. Весной на деревьях распускаются листочки. Птицы возвращаются из тёплых стран, строят гнёзда и высиживают птенцов. Снег становится тёмным, рыхлым, тает и по земле бегут ручьи. На земле появляются проталины, а прямо из под снега расцветают подснежники - первые вестники весны.
6. Рассказ по мнемосхеме «Весна» №6.
Весной в лесу просыпаются после зимней спячки медведи, ежи, барсуки. Белка и заяц меняют цвет шубки. Белочка становится рыженькая. Зайчик становится серый. Весной днём становится жарче. Снег тает, и бегут ручьи, На земле появляются проталинки. В лесу вырастают подснежники. Весной на деревьях распускаются первые клейкие листочки. С тёплых стан прилетают перелётные птицы, вьют гнёзда и высиживают птенцов. Первыми прилетают грачи. Все рады приходу весны.
В: Спасибо, ребятки. Мы запишем ваши рассказы о весне и отошлём их пингвинам.
III. Заключительная часть. Подведение итогов. Рефлексия.
(Установка на дальнейшую деятельность)
В: Ребята, о каком времени года мы сегодня с вами говорили? А что вам больше всего понравилось? А что вам больше всего запомнилось?
Рефлексия.
В: Молодцы, ребята мы весну долго ждали? Значит она какая? (Долгожданная) А мы можем чем то помочь весне, чтобы она быстрей наступила (Мы можем весну нарисовать, сделать аппликацию о весне и т. д.)
В: Сегодня в свободное время вы самостоятельно нарисуете весеннюю картинку-пейзаж, а потом по ней составите рассказ о весне для родителей.