Екатерина Зябликова
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по речевому развитию
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по речевому развитию
"Секреты речи"
Цель: Создать условия для дачи представления детям о том, что такое речь и какая она должна быть, для раскрытия секретов речи, для повторения и закрепления знаний, умений и навыков полученных по развитию речи.
Задачи:
Образовательные задачи :
- развивать логическое мышление, внимание, память;
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по речевому развитию» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
-продолжать формировать навыки учебной деятельности : внимательно слушать воспитателя, действовать по предложенному им плану;
-формирование грамматического словаря;
- совершенствовать умение образовывать из 2-х простых одно сложное слово;
- формировать умение вести диалог с воспитателем, сверстниками, быть доброжелательным собеседником;
- упражнять в составлении предложений;
-формировать умение составлять слова из слогов;
Развивающие задачи :
-развивать связную речь, чувство рифмы;
-закреплять составлять предложения на заданную тему;
-развивать умение содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты;
-развивать интерес к художественной литературе.
Воспитательные задачи:
-воспитывать умение слушать других, не перебивая;
-работать и играть в коллективе;
-воспитание любви и интереса к художественному слову.
Предварительная работа: разучивание поговорок, чтение сказок, работа с мнемотаблицами.
Методы и приё мы:
-наглядные – показ слайдов на доске;
-словесные –игры в паре, словесные игры, воспроизводящая беседа по сказкам.
Материалы и оборудование:
Мячик – смайлик, интерактивная доска, микрофон, музыкальный центр, шкатулка.
-
Ход занятия
Восп. : Ребята, посмотрите к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с ними и подарим свои улыбки.
Дети: Здравствуйте.
Восп. : А теперь давайте все встанем в круг, и я хочу спросить какое у вас сегодня настроение? Будем передавать друг другу смайлик и отвечать.
Дети: Весёлое, радостное, хорошее и т. д.
Восп. : А сейчас все возьмёмся за руки и передадим друг другу своё замечательное настроение:
Собрались все дети в круг
Я – твой друг и ты – мой друг
Крепче за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Ну вот теперь у нас с вами отличное настроение.
Восп. : Ребята, скажите мне пожалуйста, о чём можно говорить с друзьями?
Дети: Об игрушках, что делали в выходные, куда ходили и т. д.
Восп. : А как вы думаете, что помогает общаться нам друг с другом? Вам пока трудно самим найти точное слово для ответа на этот вопрос. А я вам подскажу тогда: нам помогла речь. Ребята, а какой орган нашего организма помогает нам говорить?
Дети: Язык.
Восп. : Правильно. А языком ещё называют свою речь. С её помощью человек передаёт свои мысли, общается с людьми, объясняет, просит, благодарит.
А сейчас, ребята, давайте с вами проведём разминку «Мозговой штурм». Я вам буду задавать вопросы, а вы будите на них отвечать. Разминка «Мозговой штурм» :
Закончи предложение Скажи наоборот
Пчела летит, а гусеница…. Сухой - мокрый
Белый гриб съедобный, а мухомор…. Громко - тихо
Дорога широкая, а тропинка… Сильный ветер – слабый ветер
Лимон и апельсин – это… Полный - пустой
Капуста и лук – это…. Сладкий - горький
Стул и кровать – это…. Высокий - низкий
Роза и ромашка – это….
Назови ласково Образовать из 2-х простых одно сложное слово
Стол – столик Небо и склон - небосклон
Лопата – лопатка Птица и ферма - птицеферма
Дом – домик Лист и падать - листопад
Берёза – берёзка Лес и рубит - лесоруб
Ложка – ложечка Пар и ходит - пароход
Коса – косичка Сам и катится - самокат
Нога – ножка Молоко и возит - молоковоз
Река – речка На носу рог - носорог
Шапка - шапочка
Назови нужное слово Какому предмету принадлежит эта часть
Весна –почки, ручьи, лужи Крыша - дом
Зима – снег, мороз Колесо - машина
Птица – небо, перо Ветка - дерево
Рыба – река, жабры Воротник - пальто
Страница - книга
Шнурка - ботинки
Восп. : Мы с вами хорошо провели разминку, вы правильно отвечали, высказывали свои мысли. Но речь, ребята, может сделать людей врагами, внести в жизнь горе, предать, оскорбить. Давайте с вами вспомним с вами пословицы и поговорки о хорошем, добром языке и о плохом.
Дети:
Хорошее слово всегда к месту
Доброе слово дом строит, а злое разрушает.
Красно говорить, а слушать нечего.
От худого слова – навек ссора.
Слово не воробей, вылетит не поймаешь.
Каков ум, такова и речь.
Без русского языка не сколотишь и сапога.
Восп. : А как вы думаете, хорошо это или плохо, что мы люди умеем говорить, пользоваться речью?
Дети: Хорошо и плохо.
Восп. : Давайте поставим опыт, постарайтесь несколько минут обойтись без речи. Объединяйтесь в пары и каждый вспомнит игру, в которую вы хотели бы поиграть и нужно будет объяснить друг другу правила игры. Главное условие – нельзя пользоваться речью, нельзя говорить.
Дети выполняют.
Восп. : Вы очень много игр знаете, но я ничего не поняла. А вы что – нибудь поняли?
Дети: Нет
Восп. : Опыт подтверждает, что без речи не только невозможно ничего объяснить друг другу, но и даже договориться. И давайте с вами сегодня раскроем несколько основных секретов правильной речи.
Итак: Секрет №1
Речь нам нужна и необходима для всего: чтобы договариваться, рассказывать, спрашивать, узнавать и просить, читать, слушать. Во всём что мы делаем, нам помогает речь.
Восп. : И сейчас мы с вами раскроем этот секрет рассказыванием с помощью речи о времени года – весне. Внимание на экран. На экране вы видите мнемотаблицу, которая поможет вам последовательно, правильно изложить свои мысли.
Дети составляют рассказ по мнемотаблице.
Восп. : Ну вот какой замечательный рассказ о весне у нас с вами получился, и в этом нам несомненно помогла речь. Итак, Секрет №2
Когда люди общаются, нужно говорить по очереди: один говорит, а другой слушает. Если говорить одновременно, то никто ничего не поймёт. Этот секрет очень важное правило речи, которое соблюдать не так – то просто, но мы его сейчас с вами будем выполнять.
Восп. : Давайте представим, что всех нас пригласили в телестудию на передачу «В гостях у сказки». Вы согласны быть участниками этой передачи?
Дети: Да.
Восп. : А кем буду я?
Дети: Телеведущей.
Восп. : А все кто в зале?
Дети: Телезрители.
Восп. : Прошу всех в телестудию, занимайте свои места. Приготовились? Все удобно расселись?
Дети: Да
Восп. : Ну тогда начинаем. Добрый день, уважаемые телезрители. Сегодня в нашей студии ребята из детского сада №117 города Саратова. Они пришли на нашу передачу для того чтобы побеседовать о сказках.
Ребята, а что же такое сказка?
Дети: Сказка – это занимательный рассказ о вымышленных необыкновенных событиях и приключениях.
Восп. : А какие бывают сказки?
Дети: русские народные и авторские.
Восп. : Русские народные сказки – это что за сказки?
Дети: Это сказки которые написал русский народ.
Восп. : А авторские?
Дети. : Эти сказки написал писатель.
Восп. : А какие ваши любимые сказки, кто их написал и почему они вам нравятся?
Дети отвечают.
Восп. :В нашей телестудии мы приготовили на экране фрагменты из хорошо знакомых сказок. И я предлагаю эти фрагменты сказок оживить. Нужно будет назвать сказку и рассказать этот эпизод сказки. Следите, при рассказе речь должна быть выразительной. Участники передачи внимательно слушают и при необходимости дополняют.
Дети рассказывают.
Восп. : Вот и подошла к концу наша передача. Пишите нам по всем интересующим вас вопросам. А в нашей студии были ребята из детского сада №117, подготовительной группы города Саратова. До новых встреч.
Физминутка с мячом
Речевая игра «Мы играем – рифмы подбираем»
Восп. : Итак, Секрет №3
Нельзя разговаривать и кричать при выполнении задания, которое необходимо выполнять в полной тишине. И вот такое задание. Внимание на экран.
Восп. : И вот такое задание. Внимание всех на экран. Нужно составить слова из перепутанных слогов.
Дети выполняют.
Восп. : Молодцы, расставили все слоги на свои места. Выполняли задание в полной тишине, и тем самым раскрыли секрет №3.
И наконец: Секрет №4
Речь должна быть вежливой, чтобы люди с удовольствием общались и разговаривали друг с другом.
Восп. : Ребята, какие вежливые слова вы знаете?
Игра «Подари улыбку»
(Придумать вежливые и ласковые слова и собрать их в шкатулку)
Дети: Привет – этим словом можно поздороваться и попрощаться.
Пожалуйста – в этом слове уважительная просьба, и т. д.
Восп. : От ваших добрых и ласковых слов в зале стало сразу тепло, весело и солнечно.
Ну вот и подошло к концу наше занятие, мне хочется вспомнить о чём мы с вами сегодня говорили, и что вам больше всего понравилось.
Дети отвечают.
Восп. : Молодцы, я думаю, что вы будете помнить всегда секреты правильной речи, а нам с вами пора отправляться в группу.