Сорокина Ирина
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Буква Ё»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности.
Подготовительная группа, для детей с ТНР.
Тема: «Буква Ё.
Цели :
1. Коррекционно-образовательные : Познакомить детей со звуковым сочетанием “йо”, с буквой “Ё. Обогащать словарный запас.
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности „Буква Ё“» размещена в разделах
- Буква Ё
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
2. Коррекционно-развивающие: Развивать фонематические процессы. Совершенствовать навыки звукового анализа. Развивать умение анализировать, выделяя существенные признаки. Развивать зрительное и слуховое внимание, концентрацию внимания, ориентировку в пространстве.
3. Коррекционно-воспитательные: Формировать положительную мотивацию к учебной деятельности. Совершенствовать навык работы в парах. Воспитывать чувство товарищества.
Ход занятия
I. Орг. момент: Коробочка, в коробке игрушечный ёжик.
-Сегодня к нам в группу пришла вот такая посылка. Интересно, что в ней?
Чтобы узнать, что в ней, нужно отгадать загадку.
Сердитый недотрога Живёт в глуши лесной;
Иголок много – много А ниток - ни одной.
- Кто же это? (Ёжик).
Лесом катится клубок, У него колючий бок,
Он охотится ночами За жуками и мышами. (Ёж)
Давайте проверим. Конечно, это ёжик!. Он пришел к нам сегодня в гости, да не с пустыми лапками. Он принес нам полную корзину грибов. А грибочки не простые, а с заданиями. Ёжик готовится пойти в школу и просит вас помочь ему выполнить задания. Поможете, ребята? – Да.
2. Основная часть. Введение в тему.
На каждом грибочке – цифра.
1. На первом грибочке – картинки: ёлка, ёрш, ёжик, ёршик, пенёк, щётка, верёвка, ружьё, берёза, ребёнок. Дети называют картинки, логопед проговаривает слова, выделяя звук Ё.
-Какой звук чаще всего слышится в этих словах?
-Ё. Верно. Мы сегодня будем знакомиться с одной хитрой буквой - буквой Ё. Показ буквы Ё
(написать в воздухе, составить из счетных палочек, написать)
Нарисуем ствол для ёлки.
Справа чертим три иголки.
Сверху пару точек. Все!
Получилась буква «Ё»
- Попробуйте на своих листочках так же написать букву ё.
-Это хитрая буква. Давайте еще раз ее произнесем ЙО. Что вы слышите? Сколько звуков вы слышите?
Да, в этой букве живет два звука : Й О. (Показ буква Ё дает два звука).
Звук “Й” (какой он) – согл., звонкий, всегда мягкий, на схеме обозначаем – зелёным цветом.
“О” – гласный., на схеме обозначаем – красным цветом.
Молодцы! Вы отлично справились с первым заданием.
2. Развитие фонематического слуха. Звуковой анализ слова.
Второй грибок. Составить слова из слогов и подобрать картинку. ( наглядный материал: картинки, слоги – ёл-ка, ё-жик, ёрш, ёр-шик).
-Ёжик хотел подписать каждую картинку, да все слова (слоги) перемешались. Помогите ёжику составить слова.
-А теперь скажем ёжику, сколько звуков в слове ёлка и составим схему слова. Обозначим звуки нужным цветом.
Составление схемы детьми самостоятельно или с небольшой помощью.
-Сколько получилось звуков? Пять.
-Запишем слово ЁЛКА.
-Сколько получилось букв? Четыре.
-Запомните правило: если буква Ё стоит в начале слова, то в ней живут два звук: Й, О. Но видим и читаем букву Ё : ёлка, ёрш…
Молодцы! И с этим заданием вы отлично справились.
3. Физкультминутка. (музыкальная физминутка)
Третий грибок.
-Ёжик приглашает вас на веселую разминку.
4. Игра «Скажи наоборот».
Четвертый грибок.
Ёжик приготовил для вас игру «Скажи наоборот».
Я буду называть слоги, ваша задача: заменить О на Ё.
МО-МЁ, НО-НЁ, ТО-ТЁ, РО-РЁ, ВО- ВЁ, ЛО-ЛЁ,
-Что вы заметили? Если буква Ё стоит после согласного звука, то она его смягчает.
-Вот мы и узнали еще одно правило буквы Ё.
-Назовите слова, в которых Ё в середине слова и какой согласный звук она смягчает?. Берёза, ребенок, пенёк, лисёнок, телёнок.
Молодцы! И с этим заданием вы отлично справились.
5. Упражнение на развитие слухового внимания
Пятый грибок.
Ёжик приготовил для вас сказку.
Сказка “Почему Ё всегда ударная”.
Однажды буква “Е” убежала в лес. Вдруг подул сильный ветер, закачались деревья. Букве “Е” стало страшно, и она спряталась под ель. Ель тоже закачалась от ветра, и на букву “Е” упали две шишки, от которых на голове у “Е” образовались две шишки. От этого она превратилась в другую букву – букву “Ё”. И вот, оказывается, почему буква “Ё” всегда ударная.
-Давайте проверим. Я называю слово и ёжик идет к вам. Вы называете слово, выделяя ударный звук, ёжик возвращается ко мне.
-ёлка, ёрш, пенёк, берёза, ёршик, ребёнок, -спросить у каждого ребенка: на какой звук падает ударение?
Молодцы!
6. Итог занятия. Вы успешно выполнили все задания ёжика. А что нового вы узнали?
–в букве Ё живут два звука. -
-буква Ё смягчает согласный звук.
-буква Ё всегда ударная.
Замечательно! Ёжику пора возвращаться в лес.