Конспект непосредственной образовательной деятельности «Знакомство с русской избой. Посиделки»

Татьяна Пикалова
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Знакомство с русской избой. Посиделки»

Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение

«Хохловская СШ»

Конспект непосредственной образовательной деятельности

на тему: «Знакомство с русской избой. Посиделки».

Выполнила воспитатель

группы кратковременного пребывания

Пикалова Т. С.

Цель. Формировать элементарные представления о быте и традициях русского народа.

Задачи:

- Познакомить детей с традициями русского народа.

- Учить узнавать предметы домашнего обихода крестьян, обогащать словарный запас детей.

- Обогащать словарь русскими народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами.

- Развивать внимание, память, мышление, воображение, восприятие детей, мелкую моторику, речь.

- Воспитывать интерес и уважение к традициям и обычаям русского народа, истокам русской культуры, к русскому фольклору.

Предварительная работа. Заучивание стихов, пословиц, поговорок, загадок. Разучивание песни «Прялица». Разучивание русского народного танца «Самовар».

Организация и оборудование. Занятие проводится в «Русской избе»

Ход занятия

Воспитатель (хозяюшка) одетая в русский сарафан, встречает детей (звучит русская народная мелодия).

- Милости прошу ко мне в избу, гости дорогие! Гости званные и желанные! Хорошим гостям и хозяюшка рада!

Дети отвечают пословицами:

«Хозяюшка в дому, что оладушек в меду!»

«Много гостей - много и новостей!»

«Что есть в печи - на стол мечи!»

-Проходите, присаживайтесь. Горница у меня не большая, да красивая какая!

Дети рассаживаются по лавкам.

Посмотрите на убранство русской избы. Украшением ее всегда был и остается до сих пор КРАСНЫЙ УГОЛ - это место где стоят иконы, белые занавески покрывают их от пыли, есть свеча, ее зажигали в праздничные и горестные для семьи дни. В этом же углу всегда находился большой стол, где сразу могла разместиться вся семья. Около стола стояли лавки. Хозяин, глава семьи, садился во главе стола – под иконами.

Хозяйка продолжает экскурсию по избе. Загадывает загадки.

То печет блины,

То показывает сны. Что это такое? (Печка)

Стоит изба из кирпича,

то холодна, то горяча. А это что такое? (Печь).

(Лена)

В русской избе главной была печь. Печка не только согревала избу, но и была источником света. Когда огонь в печи разгорался, в избе становилось светло. Хозяйка с хозяином усаживались около печи, и каждый занимался своим делом. Например, хозяйка пряла пряжу, а хозяин плёл лапти или корзины из прутьев. В каждой избе была печь-матушка, печь-кормилица. Она кормила и лечила людей. В русской печи очень вкусно готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Огонь в печи берегли. Он сохранялся даже ночью в виде углей. Если переезжали в другой дом, угли из старой печки забирали с собой и помещали их в новую печь.

- А сейчас мы с вами поиграем в русскую игру «Уголёк»

Показывая прялку, интересуется, знают ли ребята, что это такое, для чего это нужно? (ответы детей)

(Б. Алина)

Прялка – старинное приспособление для прядения нитей, состоящее из доски сверху на которую привязывали куделю (шерсть или козий пух, тонкой ножки и донца, на которое садятся.

В старину в каждой крестьянской избе были прялки. Когда осенние работы на полях заканчивались. Женщины и девушки пряли пряжу, чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи. Долгими зимними вечерами горела свечка на столе или керосиновая лампа – ведь электричества тогда еще не было.А еще мы знаем пословицы и поговорки про прялку:

«Будешь хорошо прясть – хорошо оденешься»

«У ленивой пряхи и про себя нет рубахи»

«Хорошо прядется – весело поется»

Дети исполняют русскую народную песню «Прялица»

Взрослые в старину трудились, и детей приучали к труду.Дети помогали взрослым: лаком покрывали изделия, раскрашивали посуду. Посмотрите на эту посуду. Из чего она сделана? (из дерева и глины). Раньше вся посуда была деревянная и глиняная. А скажите, какой росписью раскрашена эта посуда? (хохломская и городецкая роспись).

Так же дети помогали сматывать пряжу.

Ребята, а вы помогаете своим мамам или бабушкам?

Давайте попробуем смотать клубочки.

Игра: «Смотай клубочек»

Молодцы!

Хозяйка продолжает экскурсию по избе. Загадывает загадки.

Книзу узок, верх широк.

Не кастрюля (чугунок)

Рогат, да не бык,

Хватает, да не сыт,

Людям отдаёт,

А сам на отдых идёт. (Ухват)

А для чего нужен ухват?

Дети: «Ухват нужен для того, чтобы вынимать чугун из печи».

Очень чёрная нога, возле печки… (Кочерга)

Я тяжёл, внутри огонь,

Где поеду - будет гладко,

Я горю меня не тронь! (Утюг)

(Алина С.)

Это старинный утюг, но у него не было шнура и тем более кнопочек, чтобы включать его. Также он был очень тяжелым. В него складывали угли, взятые из печи, он становился горячим и мог разглаживать разную одежку.

А чугунные утюги, разогревали на открытом огне в горячей печи. Еще его можно было ставить на плиту, он нагревался, и тогда гладили.

Эту обувь не забыли,

Хоть давным-давно носили.

Влезут дети на полати,

У печи оставят. (лапти).

Выпускает жаркий пар

Древний чайник. (самовар)

(Стас)

Внутри самовара находится труба. В неё засыпали сосновые сухие шишки или древесный уголь. Поджигали их лучиной и раздували огонь сапогом. Закипала в самоваре вода. В специальное приспособление наверху в самоваре устанавливался заварной чайник. В старину любили русские люди почаёвничать, т. е. чай из самовара попить. Особенно после баньки. Пили чай из блюдечка, прикусывали кусочками сахара. А богатые люди пили чай с мёдом, вареньем и баранками.

Хозяйка: Ребята, давайте вспомним пословицы про чай, про самовар?

«Приходите, самоварчик поставим, а уйдёте - чайку попьём».

«Чай не пьешь - откуда силу возьмешь»?

«Самовар кипит, уходить не велит».

1. И у нас тоже есть самовар.

Посидеть за самоваром (Гена)

Рады все наверняка.

Ярким солнечным пожаром

У него горят бока.

2. Самовар поет-гудит, (Стас)

Только с виду он сердит.

К потолку пускает пар

Наш красавец самовар!

3. Самовар пыхтит, искрится – (Егор)

Щедрый, хрупкий, золотой.

Озаряет наши лица

Он своею добротой.

4. Лучше доктора любого (Стас П.)

Лечит скуку и тоску

Чашка вкусного, крутого

Самоварного чайку.

Танец «Самовар»

Хозяйка: Ну, что, гости, понравилось вам у меня в гостях?

Что запомнилось больше всего?

А теперь посмотрите на стол

На столе самовар стоит,

И на вас глядит

Гостинцы берите,

Да к самовару подходите!

Публикации по теме:

«Знакомство с Красной книгой».  Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с природой«Знакомство с Красной книгой».  Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с природой Цель: дать детям представление о Красной книге, знакомство с некоторыми редкими животными и птицами, формирование у воспитанников представлений.

Знакомство детей с русской избой и с предметами ее обиходаЗнакомство детей с русской избой и с предметами ее обихода Цель:познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям. Задачи: • познакомить детей.

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Ребята в гостях у Золушки»Конспект непосредственной образовательной деятельности «Ребята в гостях у Золушки» Тема: «Ребята в гостях у Золушки» Цель: Сформировать знания детей о сказке «Золушка» через выполнение определенных заданий. Задачи: Образовательные:.

Конспект интегрированного занятия «Знакомство с русской избой» во второй младшей группеКонспект интегрированного занятия «Знакомство с русской избой» во второй младшей группе Конспект интегрированного занятия «Знакомство с русской избой» 2 младшая группа. Задачи: -Познакомить детей с предметами старинного русского.

Библиотека изображений:
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
Автор публикации:
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Знакомство с русской избой. Посиделки»
Опубликовано: 2 декабря 2020 в 15:22
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2020
Определены победители ежегодного международного конкурса "Лучший педагог года 2020", проводимого в шестой раз на МААМ. В конкурсе приняло участие 55 494 педагогов, опубликовавших 171 598 учебных материалов...
28 января. День открытия Антарктиды

Очередной тематический день посвящен открытию последнего неизведанного континента, которое совершили русские моряки. Воспользуйтесь специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям об этом...

28 января. Международный день конструктора Лего

Очередной тематический день предлагаем посвятить занятиям с самой полезной игрушкой в мире – блочным конструктором. Тем более, что 28 января знаменитый конструктор Лего отмечает свой день рождения.

Конспект познавательной прогулки «Наблюдение за лягушкой»
Цель :расширять знания детей об окружающем мире. Задачи: Образовательные: расширять и уточнять знания детей о внешнем виде лягушки,...
Фотоотчёт о конкурсе чтецов среди воспитанников старших групп детского сада «Мы рады...
Традиционно каждую зиму в нашем детском саду организуется конкурс чтецов "Мы рады Зимушке-Зиме" среди воспитанников старших и подготовительных групп. Не стал...
Спортивный праздник 23 февраля «А ну-ка, мальчики!» в старшей группе
Цель: Создать в детском саду радостную атмосферу праздника, воспитать чувство уважения к Российской армии, любви к Родине; способствовать закреплению навыков...