Папки-передвижки

Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте «Звук и буква М»

Топоркова Юлия Валериевна
Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте «Звук и буква М»
▼ Скачать + Заказать документы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 73 «Городок»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте на тему : «Звук и буква М» для детей старшего дошкольного возраста.

учитель-логопед Топоркова Ю. В. г. Мытищи 2021 год

Образовательная область : «Познавательное развитие».

Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте „Звук и буква М“» размещена в разделах

Направление: Подготовка к обучению грамоте.

Тема:«Звук и буква М».

Цель: позитивная социализация, индивидуализация развития, поддержка детской инициативы и творчества. Систематизация представлений детей в понятиях «звук и буква», знакомство с новой буквой [М].

Программное содержание :

Уточнение знаний о звуках [М], [М’]; закрепление правильного и четкого произношения звуков [М], [М’]; упражнять детей в выделении звуков [М], [М’] в словах, определять позицию звуков в словах; познакомить с буквой М, обучение пересказу, закрепление употребления прилагательных, антонимов.

Развивающие задачи:

-способствовать развитию речи,формированию мыслительных операций;

-развитие фонематического слуха;

-умение аргументировать свои высказывания;

-создание условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания;

-развитие смекалки, зрительной памяти, воображения;

-развитие мелкой моторики рук;

Воспитательные задачи:

-развитие самостоятельности, умения понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

-формирование интереса к изучению букв,поддерживание интереса к играм совершенствующим связную речь;

-учитьумению сотрудничать, анализировать собственную деятельность;

Предварительная работа с детьми:

Систематическое изучение звуков и букв. Проведение игр направленных на развитие грамматического строя речи, расширение словарного запаса.

Демонстрационный материал:

Игрушка кот, картинки на звук [М], [М’], иллюстрация паровоза с кармашками в вагонах, иллюстрация кошки с котятами, смайлики.

Методические приемы:

-игровой (использование сюрпризных моментов);

-наглядный (использование иллюстраций);

-словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей);

-поощрение;

-анализ.

Раздаточный материал:

1. Карточки зеленого и синего цвета;

2. Картинки на звуки[М], [М’];

4. Индивидуальные коврики, нитки;

5. Карточки с буквами, карандаши;

Ход занятия:

1. Организационный момент: Дети на ковре

В гости пришел кот Мурзик. Принес с собой в корзинке сюрприз (угощение, индивидуальные коврики, нитки).

- Я слышал, что вы изучаете звуки и буквы, хочу посмотреть как вы занимаетесь. Приготовил для вас задание, которое попрошу выполнить в конце занятия.

Логопед: -Ребята, сегодня мы с вами продолжим наше путешествие по волшебной стране звуков и букв, познакомимся с новыми звуками и буквой. Но давайте для начала подготовим наш язычок к предстоящему путешествию.

- Язычок с утра проснулся, с боку на бок повернулся и откинув одеяло прыг на ножки, выглянул в окошко. Посмотрел на небо, на землю «Качели», в одну сторону, другую «Часики» и пошел обратно в дом чай пить с блинами «Лопата» и вареньем «Вкусное варенье». Ну, вот подкрепился наш язычок и готов путешествовать. Садится на лошадку и отправляется в путь «Лошадка». Молодцы!

2. Знакомство с темой. Дети за столами

-А скажите пожалуйста, чем отличается буква от звука?

- Звуки мы слышим, произносим, но не видим, а буквы мы видим, пишем, читаем.

С некоторыми звуками и буквами мы уже познакомились. Давайте вспомним их.

А, О, У, Ы, И. - Они какие?

- Гласные. - Как они произносятся?

- Свободно, легко, с голосом (их можно пропеть).

Усвоение нового материала:-Ребята, я загадаю вам загадки.

- Пьет бензин, как молоко.

Может бегать далеко.

Возит грузы и людей.

Ты знаком, конечно, с ней. (Машина)

Целый день летает,

Всем надоедает.

Ночь настает,

Тогда перестает. (Муха)

- Прыг-скок, прыг-скок,

Разыгрался колобок,

Выше Ани скачет

Наш веселый …. (Мячик).

От него здоровье, сила

И румянец щёк всегда.

Белое, а не белила,

Жидкое, а не вода. (Молоко)

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи. (Малина)

Красная девица

Сидит в темнице,

А коса на улице. (Морковь)

На поляне возле ёлок

Дом построен из иголок.

За травой не виден он,

А жильцов в нём миллион. (Муравейник) Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной,

А когда придет весна,

Просыпается от сна. (Медведь).

- Ребята давайте еще раз назовем эти слова – отгадки.

МАШИНА, МЯЧ, МЕДВЕДЬ и т. д. Выставляются соответствующие картинки.

- Назовите первые звуки эти слов. ММММашина [М], ММММЯчик [М’].

- Да именно об этих звуках мы сегодня будем говорить.

3. Уточнение артикуляции, характеристика звуков :

- Давайте сначала произнесем звук [М] (хором, индивидуально).

- А теперь звук [М’] (хором, индивидуально).

- Что происходит с нашими губами?

- Они сначала смыкаются, а потом размыкаются.

- А воздух выходит свободно?- Нет.

- Что ему мешает?- Губы.

Характеристика звуков :

- А как называются звуки, при произнесении которых нам что-либо мешает?

- Согласными. - Значит, звуки [М], [М’] согласные.

- Также мы с вами знаем, что согласные звуки могут быть звонкими или глухими. Давайте определим, какие наши звуки звонкие или глухие. Для этого приложим ладонь к горлу, и произнесем звуки [М], [М’]…. Чувствуете, как звенит голос, горлышко дрожит.

-Значит звуки [М], [М’] какие?- Звонкие.

- А еще согласные звуки могут быть мягкими и твердыми.

- Твердые звуки мы каким цветом обозначаем? (Синим).- А мягкие? (Зеленым).

4. Различие звуков [М], [М’] Игра: «Чьи ушки лучше слышат».

- У вас на столах лежат сигнальные карточки, одна зеленая, а другая синяя. Я буду называть слова на новые звуки, если вы слышите твердый звук поднимаем синюю карточку, если мягкий – зеленую. Называю картинки с доски (МУРАВЕЙНИК, МУХОМОР, МЕЛЬНИЦА, МАЙКА, МЫЛО, МОЛОТОК, МЕТЛА, МОЛОКО, МОРКОВЬ, МЕДВЕДЬ, МАШИНА, МАЛИНА, МЯЧИК, МЫШКА, МИСКА, МЕД, МАСКА, МАК, МЕБЕЛЬ, МАНДАРИН, МУХА) – слова просто произносятся.

5. Деление слов на слоги. Игра: «Раздели слова на слоги».

- Ребята, почему некоторые слова короткие, а другие длинные? Мяч - короткое слово,

зато мотоцикл - длинное. Чем больше частей в слове, тем длиннее слово.

- Часть слова называется слогом.

- Давайте и мы разделим на слоги слова (смотрим на картинки).Каждый ребенок называет одну картинку, прохлопывая количество слогов.

Дети выходят к доске

6. Определение местоположения звука в слове. Игра: «Паровоз» Детиподходят к картинке «ПАРОВОЗ» - Ребята, помогите мне разложить картинки по вагонам. Вы должны определить место звука в слове, в начале, в середине или в конце слова. Давайте разбирать картинки. У поезда 3 вагона, в первом вагоне окошко в начале – картинки со звуком [М] в начале слова, во 2 вагоне окошко по середине – картинки со звуком [М] в середине слова, в 3 вагоне, окошко в конце – картинки со звуком [М] в конце слова. (МАСКА, МАК, СОМ, МУХОМОР, ЛИМОН, МАЛИНА, МАНДАРИН, МЫЛО, МУХА, СУМКА, ЗАМОК, КОМАР, РОМАШКА, КАМЫШ, ДОМ, ДЫМ, МОРКОВЬ, МОСТ, МЕДВЕДЬ, МОЛОТОК, КОМАР, ПОМИДОР, ШМЕЛЬ) - картинки раздаются детям.

- Вот спасибо, помогли мне картинки разобрать

Физминутка. Воспитатель

7. Пересказ. Дети на ковре -Ребята давайте для Мурзика сделаем сюрприз. Рассматривание картины «Кошка с котятами».Взрослый предлагает детям послушать рассказ, а затем пересказать его.

- В нашем доме живёт кошка Мурка. У Мурки красивые усы, пушистый хвост. У мурки есть котята. Мурка заботится о своих котятах. Мурка и котята очень любят пить молоко. Мама для Мурки покупает его в магазине.

- На, Мурка молоко.

- Мур-мур-мур, - благодарит кошка. Какая Мурка умная!

8. Игра: «Подбери слово-действие».

МУРКА - мяукает, заботится, умывается, лакает, играет, ловит…

МЫШКА – пищит, шумит, грызет, шуршит, бегает, прыгает….

МУХА- летает, жужжит, надоедает, сидит, ползает…

МАШИНА – едет, останавливается, везет, заезжает, выезжает….

9. Знакомство с буквой. Дети за столами

-Со звуком мы познакомились. А вот и буква [М]рассматривание на доске.

Палочка и палочка,

Между ними галочка.

И понятно сразу всем,

Получилась буква [М]

- А теперь давайте напишем эту букву в воздухе. (Дети пишут букву в воздухе).

Игра «Найди букву М» Работас карточками. -Обведите все буквы [М] Сколько их?

10. Игровое задание волшебная нить. Выкладывание буквы шерстяной ниткой на бархатной бумаге.

- Мурзик наше занятие подходит к концу, какой сюрприз-задание ты нам приготовил?

Сюрпризный момент от Мурзика: Игра «Скажи наоборот».

Кот Мурзик. – Ребята можно я с вами поиграю в слова?

- Я буду называть слова, а вам нужно назвать противоположные по смыслу (слова антонимы, которые начинаются со звука [М].

Много - (мало) Большой - (маленький) Сухой - (мокрый) Быстро (медленно) Ссориться – (мириться) Твёрдый – (мягкий) Глупый - (мудрый)

- Молодцы.

9. Итог: - С какими звуками и буквой сегодня познакомились? -Как ребята вы оцениваете свои ответы? Предложено выбрать смайлики (с улыбкой или с грустью).

Угощение.

Публикации по теме:

Дидактический материал для занятия по подготовке к обучению грамоте «Звук [П] и буква П»Дидактический материал для занятия по подготовке к обучению грамоте «Звук [П] и буква П» Петрушка принёс звуки - символы (артикуляционная гимнастика). Паровозик для определения слогов в слове. Слова со звуком П. На улице.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению детей грамоте «Скажи, как тебя зовут» ЗАГАДКУ ОТГАДАЙ КТО НАЗВАЛ ТЕБЯ - УЗНАЙ? (Сейчас мы выберем с вами водящего, потом мы с вами дружно назовем свое имя, а сейчас кто-нибудь.

Конспект ОД по обучению грамоте «Гласный звук Я, буква Я»Конспект ОД по обучению грамоте «Гласный звук Я, буква Я» Тема: Гласный звук Я, буква Я. Цель: закреплять представление детей о звуке, букве, слоге, слове; познакомить с буквой Я; развивать фонематический.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Х] и буква Х»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Х] и буква Х» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве X (ХЬ) Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 1 часть, простой карандаш, цветные.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [К] и буква К»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [К] и буква К» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве К (КЬ) Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 1 часть, простой карандаш, цветные.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [М] и буква М»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [М] и буква М» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве М Материал: демонстрационный материал,картинки со звуком М,Елена Астафьева: Играем, читаем,.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [У] и буква У»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [У] и буква У» Цель: познакомить детей с звуком [у] и буквой У. Грибы (съедобные, несъедобные) Материал: демонстрационный материал, картинки со звуком.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Л] и буква Л»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Л] и буква Л» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Л (ЛЬ) Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [С] и буква С»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [С] и буква С» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве С (СЬ) Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 1 часть, простой карандаш, цветные.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ш] и буква Ш»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ш] и буква Ш» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Ш Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте «Звук и буква М»
Опубликовано: 5 октября 2021 в 12:02
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте «Звук и буква М»» (включая файлы) размещена пользователем Топоркова Юлия Валериевна (УИ 24149) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД