Топоркова Юлия Валериевна
Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте «Звук и буква М»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 73 «Городок»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте на тему : «Звук и буква М» для детей старшего дошкольного возраста.
учитель-логопед Топоркова Ю. В. г. Мытищи 2021 год
Образовательная область : «Познавательное развитие».
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте „Звук и буква М“» размещена в разделах
- Буква М и звуки [М], [М’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
Направление: Подготовка к обучению грамоте.
Тема:«Звук и буква М».
Цель: позитивная социализация, индивидуализация развития, поддержка детской инициативы и творчества. Систематизация представлений детей в понятиях «звук и буква», знакомство с новой буквой [М].
Программное содержание :
Уточнение знаний о звуках [М], [М’]; закрепление правильного и четкого произношения звуков [М], [М’]; упражнять детей в выделении звуков [М], [М’] в словах, определять позицию звуков в словах; познакомить с буквой М, обучение пересказу, закрепление употребления прилагательных, антонимов.
Развивающие задачи:
-способствовать развитию речи,формированию мыслительных операций;
-развитие фонематического слуха;
-умение аргументировать свои высказывания;
-создание условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания;
-развитие смекалки, зрительной памяти, воображения;
-развитие мелкой моторики рук;
Воспитательные задачи:
-развитие самостоятельности, умения понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
-формирование интереса к изучению букв,поддерживание интереса к играм совершенствующим связную речь;
-учитьумению сотрудничать, анализировать собственную деятельность;
Предварительная работа с детьми:
Систематическое изучение звуков и букв. Проведение игр направленных на развитие грамматического строя речи, расширение словарного запаса.
Демонстрационный материал:
Игрушка кот, картинки на звук [М], [М’], иллюстрация паровоза с кармашками в вагонах, иллюстрация кошки с котятами, смайлики.
Методические приемы:
-игровой (использование сюрпризных моментов);
-наглядный (использование иллюстраций);
-словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей);
-поощрение;
-анализ.
Раздаточный материал:
1. Карточки зеленого и синего цвета;
2. Картинки на звуки[М], [М’];
4. Индивидуальные коврики, нитки;
5. Карточки с буквами, карандаши;
Ход занятия:
1. Организационный момент: Дети на ковре
В гости пришел кот Мурзик. Принес с собой в корзинке сюрприз (угощение, индивидуальные коврики, нитки).
- Я слышал, что вы изучаете звуки и буквы, хочу посмотреть как вы занимаетесь. Приготовил для вас задание, которое попрошу выполнить в конце занятия.
Логопед: -Ребята, сегодня мы с вами продолжим наше путешествие по волшебной стране звуков и букв, познакомимся с новыми звуками и буквой. Но давайте для начала подготовим наш язычок к предстоящему путешествию.
- Язычок с утра проснулся, с боку на бок повернулся и откинув одеяло прыг на ножки, выглянул в окошко. Посмотрел на небо, на землю «Качели», в одну сторону, другую «Часики» и пошел обратно в дом чай пить с блинами «Лопата» и вареньем «Вкусное варенье». Ну, вот подкрепился наш язычок и готов путешествовать. Садится на лошадку и отправляется в путь «Лошадка». Молодцы!
2. Знакомство с темой. Дети за столами
-А скажите пожалуйста, чем отличается буква от звука?
- Звуки мы слышим, произносим, но не видим, а буквы мы видим, пишем, читаем.
С некоторыми звуками и буквами мы уже познакомились. Давайте вспомним их.
А, О, У, Ы, И. - Они какие?
- Гласные. - Как они произносятся?
- Свободно, легко, с голосом (их можно пропеть).
Усвоение нового материала:-Ребята, я загадаю вам загадки.
- Пьет бензин, как молоко.
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей.
Ты знаком, конечно, с ней. (Машина)
Целый день летает,
Всем надоедает.
Ночь настает,
Тогда перестает. (Муха)
- Прыг-скок, прыг-скок,
Разыгрался колобок,
Выше Ани скачет
Наш веселый …. (Мячик).
От него здоровье, сила
И румянец щёк всегда.
Белое, а не белила,
Жидкое, а не вода. (Молоко)
Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи. (Малина)
Красная девица
Сидит в темнице,
А коса на улице. (Морковь)
На поляне возле ёлок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нём миллион. (Муравейник) Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придет весна,
Просыпается от сна. (Медведь).
- Ребята давайте еще раз назовем эти слова – отгадки.
МАШИНА, МЯЧ, МЕДВЕДЬ и т. д. Выставляются соответствующие картинки.
- Назовите первые звуки эти слов. ММММашина [М], ММММЯчик [М’].
- Да именно об этих звуках мы сегодня будем говорить.
3. Уточнение артикуляции, характеристика звуков :
- Давайте сначала произнесем звук [М] (хором, индивидуально).
- А теперь звук [М’] (хором, индивидуально).
- Что происходит с нашими губами?
- Они сначала смыкаются, а потом размыкаются.
- А воздух выходит свободно?- Нет.
- Что ему мешает?- Губы.
Характеристика звуков :
- А как называются звуки, при произнесении которых нам что-либо мешает?
- Согласными. - Значит, звуки [М], [М’] согласные.
- Также мы с вами знаем, что согласные звуки могут быть звонкими или глухими. Давайте определим, какие наши звуки звонкие или глухие. Для этого приложим ладонь к горлу, и произнесем звуки [М], [М’]…. Чувствуете, как звенит голос, горлышко дрожит.
-Значит звуки [М], [М’] какие?- Звонкие.
- А еще согласные звуки могут быть мягкими и твердыми.
- Твердые звуки мы каким цветом обозначаем? (Синим).- А мягкие? (Зеленым).
4. Различие звуков [М], [М’] Игра: «Чьи ушки лучше слышат».
- У вас на столах лежат сигнальные карточки, одна зеленая, а другая синяя. Я буду называть слова на новые звуки, если вы слышите твердый звук поднимаем синюю карточку, если мягкий – зеленую. Называю картинки с доски (МУРАВЕЙНИК, МУХОМОР, МЕЛЬНИЦА, МАЙКА, МЫЛО, МОЛОТОК, МЕТЛА, МОЛОКО, МОРКОВЬ, МЕДВЕДЬ, МАШИНА, МАЛИНА, МЯЧИК, МЫШКА, МИСКА, МЕД, МАСКА, МАК, МЕБЕЛЬ, МАНДАРИН, МУХА) – слова просто произносятся.
5. Деление слов на слоги. Игра: «Раздели слова на слоги».
- Ребята, почему некоторые слова короткие, а другие длинные? Мяч - короткое слово,
зато мотоцикл - длинное. Чем больше частей в слове, тем длиннее слово.
- Часть слова называется слогом.
- Давайте и мы разделим на слоги слова (смотрим на картинки).Каждый ребенок называет одну картинку, прохлопывая количество слогов.
Дети выходят к доске
6. Определение местоположения звука в слове. Игра: «Паровоз» Детиподходят к картинке «ПАРОВОЗ» - Ребята, помогите мне разложить картинки по вагонам. Вы должны определить место звука в слове, в начале, в середине или в конце слова. Давайте разбирать картинки. У поезда 3 вагона, в первом вагоне окошко в начале – картинки со звуком [М] в начале слова, во 2 вагоне окошко по середине – картинки со звуком [М] в середине слова, в 3 вагоне, окошко в конце – картинки со звуком [М] в конце слова. (МАСКА, МАК, СОМ, МУХОМОР, ЛИМОН, МАЛИНА, МАНДАРИН, МЫЛО, МУХА, СУМКА, ЗАМОК, КОМАР, РОМАШКА, КАМЫШ, ДОМ, ДЫМ, МОРКОВЬ, МОСТ, МЕДВЕДЬ, МОЛОТОК, КОМАР, ПОМИДОР, ШМЕЛЬ) - картинки раздаются детям.
- Вот спасибо, помогли мне картинки разобрать
Физминутка. Воспитатель
7. Пересказ. Дети на ковре -Ребята давайте для Мурзика сделаем сюрприз. Рассматривание картины «Кошка с котятами».Взрослый предлагает детям послушать рассказ, а затем пересказать его.
- В нашем доме живёт кошка Мурка. У Мурки красивые усы, пушистый хвост. У мурки есть котята. Мурка заботится о своих котятах. Мурка и котята очень любят пить молоко. Мама для Мурки покупает его в магазине.
- На, Мурка молоко.
- Мур-мур-мур, - благодарит кошка. Какая Мурка умная!
8. Игра: «Подбери слово-действие».
МУРКА - мяукает, заботится, умывается, лакает, играет, ловит…
МЫШКА – пищит, шумит, грызет, шуршит, бегает, прыгает….
МУХА- летает, жужжит, надоедает, сидит, ползает…
МАШИНА – едет, останавливается, везет, заезжает, выезжает….
9. Знакомство с буквой. Дети за столами
-Со звуком мы познакомились. А вот и буква [М]рассматривание на доске.
Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И понятно сразу всем,
Получилась буква [М]
- А теперь давайте напишем эту букву в воздухе. (Дети пишут букву в воздухе).
Игра «Найди букву М» Работас карточками. -Обведите все буквы [М] Сколько их?
10. Игровое задание волшебная нить. Выкладывание буквы шерстяной ниткой на бархатной бумаге.
- Мурзик наше занятие подходит к концу, какой сюрприз-задание ты нам приготовил?
Сюрпризный момент от Мурзика: Игра «Скажи наоборот».
Кот Мурзик. – Ребята можно я с вами поиграю в слова?
- Я буду называть слова, а вам нужно назвать противоположные по смыслу (слова антонимы, которые начинаются со звука [М].
Много - (мало) Большой - (маленький) Сухой - (мокрый) Быстро (медленно) Ссориться – (мириться) Твёрдый – (мягкий) Глупый - (мудрый)
- Молодцы.
9. Итог: - С какими звуками и буквой сегодня познакомились? -Как ребята вы оцениваете свои ответы? Предложено выбрать смайлики (с улыбкой или с грустью).
Угощение.