Папки-передвижки

Конспект непрерывной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию «Русская изба в гости приглашает» (2 фото)

Татьяна Холоденко
Конспект непрерывной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию «Русская изба в гости приглашает»

Конспект непрерывной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию

Тема ООД:

Классификация (Тип) ОД: занятие по сообщению новых знаний.

Форма ОД: фронтальная.

Вид ОД в ДОУ по ФГОС: интегрированная.

Цель: познакомить детей с бытом русского народа.

Публикация «Конспект непрерывной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию „Русская изба в гости приглашает“» размещена в разделах

Задачи: познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, чугунок, ухват, люлька, самовар, прялка); обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками; развить связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи игровых подходов и народных игр; воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, к народным традициям.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта, беседа о значении леса в жизни русского человека, в том числе для постройки жилища, и для изготовления домашней утвари. Разучивание пословиц, поговорок, загадок, небылиц, хороводов. Чтение русских народных сказок.

Словарь новых слов: печь, чугунок, ухват, люлька, самовар, прялка.

Метод обучения: наглядный, словесный, игровой.

Оборудование и материалы: макет «Русская изба» (настольный и настенный, атрибуты к макету (оснащённые предметами русского быта, клубочек, атрибуты для д/и «Что стало – что было».

Структура ОД

I Вводная часть

- Воспитатель: ребята посмотрите какая яркая у меня ленточка, а для чего она нам может потребоваться?

Дети: предполагаемые ответы.

- Воспитатель: я вам предлагаю поиграть с лентой в русскую народную игру «Вышел Ваня погулять», становитесь в круг

(выбирается ведущий при помощи русской народной считалочки)

Проводится игра с лентой (в группе) 2-3 раза

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы собрались поиграть,

К нам сорока подлетела

И тебе водить велела.

Вышел … мальчик, например, Ваня) погулять (идёт по кругу с лентой в руке, высматривая подругу, дети идут хороводом поют)

Стал подружку выбирать,

Стал подружку выбирать,

Кому ленточку отдать, (дети останавливаются)

Поклонись, поклонись, (мальчик кланяется выбранной девочке, девочка отвечает)

Да за ленточку держись! (мальчик подхватывает конец ленты)

Мы считаем раз, два, три

Ну - ка ленту забери! (мальчик и девочка подбрасывают ленту вверх и обегают круг по внешней стороне за детьми, в разные стороны. Кто первым подбежит и возьмёт ленту тот, выиграл. Если победитель девочка, то она водит. Петь следует так) :

Вышла (девочка, например, Маша) погулять

Стала друга выбирать … и т. д.

- Воспитатель: ребята, вам понравилось играть в русскую народную игру с лентой? А в старину было очень много интересного. Вы хотите там побывать?

Дети: предполагаемые ответы.

- Воспитатель: а поможет нам в этом сказочный клубочек, скажем ему вместе волшебные слова:

Ты катись, катись клубок,

С овражка на мосток

Только сильно не спеши

Путь-дорожку укажи!

- Воспитатель: а мы пойдем за ним!

II. Основная часть

Дети и воспитатель «приходят» в русскую избу.

- Воспитатель: догадались, ребята, куда вы попали?

Дети: предполагаемые ответы.

- Воспитатель: правильно, сегодня мы узнаем много интересного о жилище и быте наших прабабущек и прадедущек.

Раньше в старину, входя в избу, люди здоровались, делали низкий поклон. Давайте и мы поздороваемся (дети делают низкий поклон) проходите и присаживайтесь на скамеечки.

Давным-давно люди строили себе жилища из бревен, такие дома называли избами.

Ребята, а как вы думаете, что же являлось главной частью русской избы?

Дети: предполагаемые ответы.

- Воспитатель: в народе говорили:

«Наша толстая Федора

Наедается не скоро

А зато, когда сыта

От Федоры теплота».

- Ребята, самое главное в деревенской избе - это печь. Она находилась в центре избы. Русская печь была массивной и надолго сохраняла тепло. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки и светло и уютно. Русскую печь по праву считали гордостью русского народа.

- Воспитатель: ребята, а еще, для чего нужна была печка?

Дети: предполагаемые ответы (чтобы еду готовить, для обогрева дома).

- Воспитатель: печь служила местом приготовления пищи. Очаг печки назывался горнило, в нем разводили огонь и готовили еду. Разогретое горнило часами хранило тепло, в нём готовили русские блюда (щи, каши, пекли хлеб, пироги и блины).

Каша, блины и щи, приготовленные в такой печи, были очень вкусными, ароматными и полезными.

- Воспитатель: Ребята, а посмотрите дров-то маловато осталось. Давайте сходим в лес за дровами, чтобы было, чем печку топить.

Дети и Воспитатель (имитируют движения) :

За дровами мы идём

И пилу с собой несём. (Ходьба.)

Вместе пилим мы бревно,

Очень толстое оно.

Чтобы печку протопить,

Много надо напилить. (Дети делают движения, повторяющие движения пильщиков.)

Чтоб дрова полезли в печку,

Их разрубим на дощечки. (Дети делают движения, словно колют дрова.)

А теперь их соберём

И в сарайчик отнесём. (Наклоны.)

После тяжкого труда

Надо посидеть всегда. (Дети садятся.)

- Воспитатель: В лес за дровами мы сходили, устали, проголодались, пора и обед готовить!

- Послушайте загадку и скажите, в чем хозяйка готовила еду в русской избе.

Он как круглая кастрюля,

Он чумазый, не чистюля,

Где, там в печке уголек

Кашу сварит….

Дети: предполагаемые ответы (чугунок)

- Воспитатель: чугунок был незаменим в хозяйстве, был вместо кастрюли. Чтобы не обжечься, нужно чугунок в печь убрать ухватом.

Не бык, а бодает

Не ест, а еду хватает.

Что схватит - отдает,

А сам в угол идет. (ухват)

- Воспитатель: ой, ребята! Кто-то плачет в люльке. Как выдумаете, кто там?

- Воспитатель: ребенок.

- Воспитатель: посмотрите, какой он. Раньше, в старину, ребята, не было кроваток, колясок и малышей укачивали в люльках. Люльку подвешивали к потолку, возле печки, где теплее. А как успокоить малыша?

Дети: предполагаемые ответы (покачать, спеть колыбельную).

Дети и Воспитатель (поют колыбельную)

"О бай-бай-бай!"

О бай-бай-бай!

Ты, собаченька, не лай,

Нашу Машу не пугай.

Бай-бай-бай-бай,

Ты собаченька не лай.

Петушок, не кричи,

У нас Машу не буди!

- Воспитатель: ребята, а еще в каждой избе был «красный угол». Красный - значит, главный, красивый! В этом углу висела икона, накрытая вышитым полотенцем. Стояли лавки, стол, а на столе стоял, выпуская жаркий пар древний чайник.

Стоит «толстячок» подбоченивши бочок,

Шипит и кипит, всем пить чай велит.

Дети: предполагаемые ответы (самовар).

- Воспитатель: да, любили люди из самовара чай попить. Самовар - был символом семейного уюта и дружеского общения. Ой, ребятки, шкатулка стоит на столе. Как же я ее сразу не заметила. Вам интересно посмотреть, что в ней? Посмотрим!

Игра «Что стало – что было»

Воспитатель: я называю, что стало, а вы - что было.

Воспитатель: кастрюля. – Дети: чугунок.

Воспитатель: плита. - Дети: печь.

Воспитатель: туфли - Дети: лапти.

Воспитатель: чайник. - Дети: самовар.

Воспитатель: шкаф. – Дети: сундук.

Воспитатель: дом. - Дети: изба.

- Воспитатель: раньше в старину людям приходилось много трудиться, почти всё делали своими руками. Русский народ очень трудолюбивый. Летом в поле, в огородах трудились. Зимой пряли, шили, вязали, из дерева вырезали, рукодельничали, да лапти плели.

- Воспитатель: женщины и девушки пряли пряжу вот на таких прялках. Клали кудель (шерсть, лен) и пряли с помощью веретена. Женщины пряли пряжу да приговаривали :

Ты помощница моя, прялочка родная,

Напряди ты пряжи мне, что не видно края.

- Воспитатель: ребята, а для чего пряжа нужна была?

Дети: предполагаемые ответы (чтобы вязать носки, одежду).

- Воспитатель: хозяин плел лапти. Такая обувь была в старину. Ребята, а какие пословицы и поговорки о труде вы знаете?

Делу время, а потехе час.

Кончил дело, гуляй смело.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Любишь кататься — люби и саночки возить.

Землю красит солнце, а человека — труд.

Кто не работает, тот не ест.

Труд кормит, а лень портит.

- Воспитатель: ребята, вам понравилось в русской избе?

Дети: предполагаемые ответы

- Воспитатель: нам пора возвращаться в детский сад. Мы возьмем клубочек и скажем:

Ты катись, катись клубок,

С овражка на мосток

Только сильно не спеши

Путь в наши группу укажи!

III. Заключительная часть

- Воспитатель: ребята где мы с вами сегодня побывали? Что вам больше всего понравилось? А какие новые предметы, которые использовали наши предки, вы помните?

- Воспитатель: молодцы, мы сегодня и потрудились, и повеселились, и много нового узнали. Наше путешествие в прошлое наших предков будет продолжаться. И в следующий раз мы отправимся в …

Конспект непрерывной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию «Русская изба в гости приглашает»
Фото «Русская изба в гости приглашает»
Публикации по теме:

Фотоотчёт о кружковой работе с детьми «Русская изба в гости приглашает»Фотоотчёт о кружковой работе с детьми «Русская изба в гости приглашает» Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает.

Конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Русская изба. Ставни»Конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Русская изба. Ставни» Цель: Формирование представлений о русской избе. Задачи: -Продолжать знакомить детей с русской деревней, устройством крестьянского дома.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Русская изба»Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Русская изба» Цель: Сохранение духовно – нравственного здоровья детей; приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры; стремление.

Конспект непрерывной образовательной деятельности по сенсорному воспитанию в первой младшей группе «В гости к солнышку»Конспект непрерывной образовательной деятельности по сенсорному воспитанию в первой младшей группе «В гости к солнышку» Программные задачи: - закреплять умение группировать предметы по основным сенсорным при-знакам: величине (большой, маленький, цвету (красный,.

Конспект образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию «Баба-Яга против» для детей 3–4 лет Программное содержание: Развивать умение передавать чувства через ласковые, добрые слова. Продолжать формировать элементарные представления.

Конспект образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию «Игрушки поссорились» в первой младшей группе Цель: Формирование дружеских взаимоотношений между детьми. Задачи: Образовательные. Формировать представление о дружбе..

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по социально-коммуникативному развитию «Доброе дело»Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по социально-коммуникативному развитию «Доброе дело» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Липецкая область Конспект.

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по социально-коммуникативному развитию «Поговорим о профессиях»Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по социально-коммуникативному развитию «Поговорим о профессиях» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков Конспект.

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми с ЗПР по социально-коммуникативному развитию «Твоя семья»Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми с ЗПР по социально-коммуникативному развитию «Твоя семья» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков Конспект.

Фотоотчет о занятии «Возвращение к истокам — русская изба приглашает в гости»Фотоотчет о занятии «Возвращение к истокам — русская изба приглашает в гости» Изучение истории отечественной культуры в настоящее время представляет собой одно из актуальных направлений всей образовательной системы,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непрерывной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию «Русская изба в гости приглашает»
Опубликовано: 16 декабря 2022 в 07:33
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД