Лучший педагог года

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «В мире шахмат»

Людмила Ижболдина
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «В мире шахмат»

МБДОУ «Каракулинский детский сад №1»

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы

По образовательной области : «Познавательное развитие» (раздел «ФЭМП»)

Тема: «В мире шахмат»

Выполнила:

Ижболдина Людмила Николаевна,

воспитатель I квалификационной категории

Каракулино, 2018-2019 учебный год

Публикация «Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы „В мире шахмат“» размещена в разделах

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе

«Мир шахмат»

Цель: формирование элементарных математических представлений у детей c использованием игровых технологий (шахмат); формирование у детей устойчивого интереса к игре в шахматы.

Возрастная группа : подготовительная

Форма организации: подгрупповая, индивидуальная

Обучающие задачи:

- упражнять в счете в пределах десяти в прямом порядке;

- закрепить умение ориентироваться на листе бумаги;

- закрепить навык работы с шахматной доской;

- учить согласовывать свои действия с действиями партнеров при решении поставленных задач;

Развивающие задачи:

- развивать смекалку, зрительную память, воображение, мышление, пространственную ориентацию.

- способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания, логически мыслить.

Воспитательные задачи:

- воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу, и выполнять её самостоятельно;

- воспитывать интерес к математическим заданиям;

Методические приемы:

- успокаивающие упражнения перед занятием –

игровые приёмы (использование сюрпризного момента)

- наглядные приёмы (использование ИКТ)

- словесные приёмы (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей)

- решение проблемно – поисковых методов;

- анализ занятия, поощрение.

Материал и оборудование: модель шахматной доски с объёмными геометрическими фигурами, 5 комплектов шахмат, задание на карточках, конверты с пазлами, математические веера, тетради в клетку по количеству детей, простые карандаши по количеству детей, мешочек с лентами, пешки для рефлексии по количеству детей, проектор, экран, ноутбук, музыкальная колонка, салфетка.

Предварительная работа: Изучение шахматной доски, ходов фигур, как бьют шахматные фигуры, основные правила игры, упражнения с действиями фигур - шах, мат, пат, длинной и короткой рокировки. Беседа «В стране шахматных чудес» шахматная доска и шахматные фигуры.

Дидактические задания и игры: «Белые и черные», «Прятки», «Над головой», «Войско из мешочка», «Волшебный мешочек», «Угадай-ка», «Большая и маленькая», «Что общего?», «Горизонталь», «Вертикаль», «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь», «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Стоять под боем», «Составь доску», «Шахматное лото», «Пройди и назови поле», «Два хода». Чтение сказки «Шахматная беседка» И. Г. Сухина, «Составь доску». «Чудесные фигуры». «Я – Ладья». Чтение сказки «Совсем этот слон на слона не похож». «Удивительные приключения шахматной доски». Загадывание загадок о шахматных фигурах.

Ход НОД:

I. Организационный этап.

Организационный момент:

Дети вместе с воспитателем заходят в музыкальный зал. (10 человек)

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте мы поздороваемся с ними.

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: А сейчас давайте поприветствуем друг друга. Подойдите все ко мне!

Ритуал приветствия:

Воспитатель:

Посмотрите – ка, вокруг слева друг и справа друг.

Смело за руки возьмёмся.

Встанем в круг и улыбнемся!

Воспитатель: Ребята, а вы любите играть?

Дети: Да!

Я вам сегодня хочу предложить поиграть, а во что, вы узнаете, отгадав мою загадку. Слушайте внимательно!

Воспитатель загадывает детям загадку про шахматы.

Воспитатель: На квадратиках доски

Короли свели полки

Нет для боя у полков

Ни патронов, ни штыков.

Король с королевой живут без корон

Ладья без весел, без хобота слон,

Конь без копыт, седла и уздечки

А рядовые - не человечки.

Воспитатель: Что это за игра?

Ответы детей: шахматы (Слайд № 1)

Воспитатель: Да, прекрасно угадали,

Что мы к шахматам попали.

Но почему-то здесь пусто?

Воспитатель: Ребята, что же случилось? Куда же пропали все шахматные фигуры и доски? Как же мы будем с вами играть?

Ответы детей: нужно попробовать поискать шахматы, чем-то заменить, сделать самим и т. д.

Воспитатель: Вы правы, ребята!

На экране появляется Шахматная королева (слайд № 2, звук 1)

Шахматная королева : Здравствуйте, ребята! Я, Шахматная Королева. Злой колдун заколдовал всех моих подданных. Он превратил их в геометрические фигуры. Помогите мне их расколдовать. Под каждой фигурой он спрятал задание.

Воспитатель: Ребята, поможем Шахматной Королеве расколдовать её подданных?

Ответы детей: Да!

Воспитатель с детьми подходит к столу, на котором лежит шахматная доска, а на ней стоят 6 объёмных геометрических фигур (куб, шар, цилиндр, конус, параллелепипед, призма)

Воспитатель подходит и берёт первую фигуру – куб.

Воспитатель: Ребята, как называется эта фигура?

Дети: куб

Воспитатель: Под этой фигурой злой колдун спрятал 1 задание.

1 задание: «Шахматные пазлы»

Воспитатель: Для выполнения этого задания, нам нужно разделиться на две группы.

Подойдите все ко мне, возьмите каждый из мешочка по ленточке. У кого белые ленточки – подходите к этому столу (показывает, у кого чёрные ленточки – к этому столу.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какое задание нам предстоит выполнить?

Ответы детей:

Воспитатель: Я вам сейчас загадаю загадку, и вы узнаете, какое задание нам предстоит выполнить. Воспитатель загадывает загадку:

64 близнеца на два лица: половина белых, половина черных. Что это?

Ответы детей: Шахматная доска

Воспитатель: Правильно! Мы сегодня будем собирать шахматную доску.

Команды под спокойную музыку собирают за столами шахматную доску из картонных белых и черных квадратов размером 9х9см. Дети стоят вокруг стола (музыкальная композиция на музыкальной колонке)

Ш. К. : Молодцы, ребята! Вы справились с первым заданием. И вы расколдовали первого подданного. Слайд № 2 (звук 2)

На экране появляется фигура пешка. (Слайд № 3)

Воспитатель: Ребята, какую фигуру мы расколдовали?

Ответы детей: пешку

Воспитатель: Женя, подойди, пожалуйста, и возьми цилиндр.

2 задание: «Математические задачи»

Воспитатель: Ребята, под этой фигурой злой колдун спрятал математические задачи. Попробуем их решить? Присаживайтесь на стульчики. Я вам буду читать задачи, а ответ вы покажете на математическом веере соответствующим числом. Готовы? Слушайте, первая задача: (воспитатель читает задачи по карточкам)

Воспитатель: На шахматное поле выпустили всех шахматных животных. Сколько их всего?

Ответы детей: восемь (дети показывают ответ на математическом веере)

Воспитатель: Катя, почему ты думаешь, что восемь?

Дети: четыре слона, четыре коня.

Воспитатель: К шахматным животным приставили охрану 2 пешки. Сколько фигур стало на поле?

Ответы детей: 10 (показывают на математическом веере)

Воспитатель: Правильно, молодцы!

Воспитатель: Слушайте следующую задачу: На прогулку отправились король, ферзь и 6 пешек и 2 коня. Сколько всего фигур отправилось на прогулку?

Ответы детей: 10 (ответ дети показывают на математическом веере)

Воспитатель: Прогулка была пешая и коней отправили домой. Сколько фигур осталось?

Ответы детей: восемь (ответ дети показывают на математическом веере)

Ш. К. : Молодцы, все задачи вы решили правильно! И вы расколдовали еще одного подданного. Слайд № 4, звук 3

На экране появляется фигура – слон (слайд № 5)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это за фигура?

Дети: слон.

Воспитатель: подходит вместе с детьми к столу и берет фигуру призму. Как называется эта фигура?

Ответы детей: призма

Воспитатель: Ребята, а здесь колдун предлагает выполнить шахматную разминку. Ведь шахматы – это вид спорта.

Воспитатель: Давайте, вспомним, какую мы знаем шахматную разминку. Арина выйди, пожалуйста, в круг (разминку проводит ребенок)

3 задание: «Шахматная разминка» под мелодию «Ах, вы, сени, мои сени!»

Мы сейчас все дружно встанем,

Отдохнем на поле прямо….

Вправо, влево повернитесь,

Наклонитесь, поднимитесь.

Руки вверх и руки вбок,

И на месте прыг да скок!

А теперь шагают кони,

И кивают головой

Замедляй фигуры шаг

И на месте стой! Вот так!

А теперь проходим дружно:

Нам еще работать нужно!

За выполненное задание на экране появляется фигура – ферзь (слайд № 6)

Воспитатель: Какую фигуру мы расколдовали?

Ответы детей: Ферзя

Воспитатель: воспитатель подходит к столу и берёт фигуру шар. Как называется эта фигура?

Ответы детей: шар

4 задание: «Дополни до 10»

Воспитатель: Злой колдун спрятал здесь ещё одно задание. Ребята, подойдите к столам и возьмите каждый по одному листу. Присаживайтесь за столы. На листах необходимо дорисовать столько пешек, чтобы вместе их получилось 10. Пешки вы будете дорисовывать простым карандашом. Дети берут листы на состав числа 10 и выполняют задание (воспитатель спрашивает нескольких детей, почему именно такое число нарисовали и т. д.)

Ш. К. : Молодцы, ребята! Вы справились и с этим заданием (Слайд № 7, звук 4)

За выполненное задание на экране появляется фигура – конь (слайд № 8)

Воспитатель: Какую фигуру мы сейчас расколдовали?

Ответы детей: Мы расколдовали коня.

Воспитатель: Вика, подойди, пожалуйста, и возьми конус.

5 задание: «Найди лишнюю фигуру»

Воспитатель: А здесь он предлагает вам поиграть в игру: «Найди лишнюю фигуру». Внимание, на экран (слайд № 9)

Посмотрите внимательно, и скажите, какая фигура здесь лишняя? (на экране плоскостные цветные геометрические фигуры, на них написаны цифры)

Дети: зеленый ромб

Воспитатель: Почему вы так считаете?

Дети: потому что на нем изображено двухзначное число 10, а на остальных – однозначные.

Ш. К. : Молодцы! Вы справились и с этим заданием! (слайд №10, звук 5)

За выполненное задание на экране появляется фигура – король (слайд 11)

Воспитатель: Мы с вами расколдовали ещё одного поданного Шахматной Королевы.

Воспитатель: Как называется эта шахматная фигура?

Ответы детей: король

Воспитатель: Воспитатель подходит к столу и берет фигуру параллелепипед. Какую фигуру я взяла?

Ответы детей: Параллелепипед

6 задание: «Графический диктант»

Воспитатель: Ребята, одна фигура попала в беду, не видно её никому.

Мы поможем все вместе – начертим её. Нам предстоит выполнить графический диктант. Присаживайтесь за столы. Открываем тетрадь, берем простой карандаш и слушаем меня внимательно. Готовы?

(Поставьте карандаш на начальную точку, а затем 1 клеточку – вправо, 1 клеточку – вниз, 1 клеточку – вправо, 1 клеточку – вверх, 1клеточку – вправо, 1клеточку – вниз, 1 клеточку – вправо, 1 клеточку – вверх, 1 клеточку –вправо, 3 клеточки – вниз, 1клеточку – влево, 4 клеточки – вниз, 1 клеточку – вправо, 2 клеточки – вниз, 5 клеточек – влево, 2 клеточки – вверх, 1 клеточку – вправо, 4 клеточки– вверх, 1 клеточку – влево, 3 клеточки – вверх)

Воспитатель: Что за фигура у вас получилась? (Ладья.)

Воспитатель: Правильно, молодцы!

За выполненное задание на экране появляется фигура – ладья (слайд №12)

Воспитатель: Ребята, какую фигуру мы расколдовали?

Дети: Ладью!

Воспитатель: Давайте посмотрим, всех ли мы подданных расколдовали?

На экране появляются все шахматные фигуры – конь, слон, король, ферзь, ладья, пешка (слайд №13)

Ответы детей: все

На экране снова появляется Шахматная Королева.

Шахматная Королева : Спасибо вам, ребята, что помогли расколдовать моих подданных. А теперь вы можете сыграть в шахматы (слайд №14, звук 6)

Воспитатель: Присаживайтесь за столы парами, кто с кем хочет. Ребята, сегодня мы не будем играть всю шахматную партию, а сыграем одними пешками. Нужно, чтобы пешка противника дошла до противоположного поля. Все готовы. А теперь начинаем играть (дети играют)

III. Заключительная часть. Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, чем сегодня мы занимались?

Какие задания выполняли? А что вам понравилось делать больше всего? А в какую игру вы бы хотели сыграть еще раз?

Воспитатель: Ребята, если вам было интересно и легко выполнять задания, то вы возьмете любую белую шахматную фигуру и прикрепите её на магнитной доске. А если вам было не интересно и вы испытывали какие-то трудности, то вы возьмете черную шахматную фигуру.

Воспитатель: А вам, ребята, спасибо за работу. Мне с вами было очень интересно работать. До новых встреч!

Публикации по теме:

«Что такое осень?» Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей логопедической группы «Что такое осень?» Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей логопедической группы Образовательная область «Познавательное.

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Давайте поиграем» Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы. Цель: создание условий для закрепления математических знаний.

Конспект непрерывной образовательной деятельности по аппликации в подготовительной к школе группы по теме «Русская матрешка» Конспект непрерывной образовательной деятельности Художественно – эстетическое развитие. Аппликация. подготовительной к школе группы компенсирующей.

Конспект непрерывной образовательной деятельности по рисованию для детей подготовительной группы «Букет сирени» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №109 «Планета детства» г. Пенза Конспект непрерывной образовательной.

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми средней группы «В гости к щенку» Цель: Формировать у детей жизненно важные двигательные навыки и умения, способствующие укреплению здоровья. Задачи: Образовательные: 1.

Конспект Непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы с нарушением зрения по теме: «Птицы» Цель: • Формирование творческого подхода к решению различных познавательных ситуаций Программное содержание: Социально-коммуникативное.

Конспект непрерывной образовательной деятельности Сюжетно-ролевая игра «Больница» с детьми младшей группы ] Задачи: 1. Развивать у детей умения принимать на себя роль доктора, выполняя соответствующие игровые действия. Интеграция образовательных.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе «В стране шахмат»Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе «В стране шахмат» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Пчелка» г. Медынь Медынского района Калужской области Конспект.

Примерное перспективное планирование непрерывной образовательной деятельности с детьми средней группы ПОНЕДЕЛЬНИК: УТРО: 1. Беседа 2. Подвижная игра 3. Дидактическая игра по развитию речи НОД: 1. Физическая культура 2. Формирование целостной.

Проект непрерывной образовательной деятельности с детьми средней группы «Витаминная семейка» «Организация педагогической деятельности по реализации программ дошкольного образования в контексте требований профессионального стандарта».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «В мире шахмат»
Опубликовано: 11 ноября 2019 в 13:41
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД