Получи документы

Конспект НОД по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром «Осень»

Кристина Парахина
Конспект НОД по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром «Осень»

Конспект НОД по речевому развитию и ознакомлению дошкольников с природой с использованием приемов ТРИЗв старшей логопедической группе.

Лексическая тема: «Осень»

О. О. Речевое развитие.

Познавательное развитие.

Цель:

Обогащать, уточнять, активизировать словарь детей по лексической теме «Осень» .

Задачи:

Публикация «Конспект НОД по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром „Осень“» размещена в разделах

Коррекционно – образовательные:Расширять словарный запас по теме, формировать умение образовывать прилагательные от существительных, продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ, упражнять в составлении сложноподчиненных предложений. Упражнять детей в определении периодов осени по картине; закрепить названия осенних месяцев.

Коррекционно– развивающие :

Систематизировать представления детей о характерных признаках осени. Развивать мелкую моторику через пальчиковую гимнастику, слуховое восприятие, внимание, воображение, логическое мышление, развивать грамматический строй речи. Учить подбирать слова противоположные по лексическому значению (антонимы).

Воспитательные:Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Развивать эмоциональную отзывчивость, добрые чувства, взаимопомощь.

Звуковая культура речи :закреплять правильное произношение и различение звуков[с], [ш].

Оборудование:

Костюм зайца, букет осенних листьев.

Книжка – сюрприз от осени.

Условные обозначения осадков (дождь, снег, туман, град).

Иллюстрации картин к периодам «ранняя осень» «золотая осень» «поздняя осень».Термометр.

Запись музыки П. И. Чайковского из альбома «Времена года».

Словарная работа:

Термометр, золотая, величавая, очаровательная, разноцветная, ранняя, поздняя, просинь.

Предварительная работа:

Наблюдение за осенними изменениями в природе (Ветер, листопад, моросящий дождь). Сбор осенних листьев, чтение стихотворений об осени, разгадывание загадок, разучивание пальчиковой гимнастики.

Ход занятия:

Мотивационно-ориентировочный этап

Описание ситуации: В гости к детям вбегает зайчик в серенькой шубке.

З: Здравствуйте!

В: Зайчик ты не заблудился?

З: Нет, я прибежал из соседнего лесочка.

З: Это вам! (Вручает букет осенних листьев)

В: Ребята,понюхайте как пахнет букет. Давайте вместе вдохнем аромат осеннего леса.

Дыхательная гимнастика «Ах, как пахнут».

З: Моя мама зайчиха говорит, что пора уже менять шубку. А мне так не хочется расставаться со своей летней серой шубкой. Да я и не уверен, что уже наступила осень. Помогите мне в этом разобраться.

В: Этот вопрос очень интересный и мы постараемся на него ответить и принять тебе правильное решение. Ведь менять шубки – дело очень серьезное. Ребята, поможем зайчику?

Высказанное детьми желание помочь зайчику становится целью их предстоящей работы.

В: Как и чем мы можем помочь зайчику?

Проблема: дети хотят помочь, но не знают как. (Высказывают предположения)

Поисковый этап

В: Ну что ж, начнем разбираться.

В: Вы смотрите по телевизору прогноз погоды, диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. А что же такое осадки (Дождь, снег, туман, град (Показываю значки)

В: Скажите, а когда вы шли в детский сад, были ли какие-нибудь осадки (Ответы детей)

В: Для какого времени года характерны эти осадки?

В: А на улице сейчас тепло или холодно?

Д: Холодно.

В: А как вы думаете как мы можем узнать какая температура на улице (С помощью специального прибора, который вывешивают на улице или с обратной стороны окна и называется он термометр)

Показ термометра (Дети повторяют как называется прибор)

В: А как еще мы можем узнать, какая будет погода (Посмотреть телевизор, послушать радио, в интернете, выйти на балкон)

В: Давайте немного поиграем, а ты зайчик внимательно слушай и запоминай.

Игра «Погода осенью».

В: Дети, а какая погода если идет дождь – дождливая.

Дует ветер –ветреная.

Холодно – холодная.

Пасмурно – пасмурная.

Сыро – сырая.

Хмуро – хмурая.

В: А для какого времени года характерна такая погода?

Д: Для осени.

В: Зайчик ты запомнил какая погода бывает осенью (Скажи)

Игра «Закончи предложение»

В: Да, ведь летом небо ясное, а осенью …

Летом воздух теплый, а осенью …

Летом листья зеленые, а осенью …

Летом солнце жгучее, а осенью …

Летом дождь теплый, а осенью …

В: Да, вот зайчик такая погода бывает осенью. А как вы думаете, вся ли осень бывает одинаковая? (Нет)

- Какие периоды осени вы знаете (Ранняя, золотая, поздняя)

- Назовите осенние месяцы (Сентябрь, Октябрь, Ноябрь)

- А какой сейчас месяц? (Ноябрь)

В: Молодцы!

В: Многие поэты, художники воспевают красоту осени в своих произведениях.

- Осень приготовила для вас загадку в картинах и просит внимательно их рассмотреть и определить периоды осени. Какому осеннему месяцу соответствует каждая картина. (Показывают, называют, обосновывают свой ответ).

Звучит музыка Чайковского из альбома «Времена года»

В: Совершенно верно вы определили периоды осени, назвали месяцы и рассказали зайчику об этом.

В: Нам зайчик принес букет осенних листьев. Их столько много. Давайте расскажем зайчику с какого они дерева. Я показываю и называю листик, а вы называете дерево.

Игра «С какой ветки детки»

Рябиновый – рябина

Березовый – береза

Дубовый – дуб

Липовый – липа

Каштановый – каштан

Физкультминутка «Листочки»

В: Давайте превратимся в листочки.

Мы листики осенние

На дереве висели,

Дунул ветер–полетели

И на землю тихо сели.

Снова ветер пробежал

И листочки все поднял

Закружились полетели

И на землю тихо сели.

В:ЗКР [ш]теплый ветер

[с]холодный ветер

В: Осенью бывает ветер холодный и теплый. Послушайте как дует теплый ветер. [ш] ; холодный ветер [ с ] (Вместе и индивидуально)

Дыхательная гимнастика «Сдуем листочки»

В: Ребята, представим, что на ладошке лежит листик,попробуйте сдуйте его с ладошки.

Пальчиковая гимнастика «Осенний букет»

Раз, два, три, четыре, пять

Будем листья собирать

Листик березы

Листик осины

Листики с дуба

Листик с рябины

Все это вместе мы соберем

Маме красивый букет отнесем.

В: Ребята, а что было бы если бы к нам совсем не пришла осень?

- Не было бы коротких дней

- Не смогли одеть осеннюю одежду

- Не увидели бы золотую листву

- Не было бы листопада

- Не созрели бы плоды

- Не убрали бы урожай

- Не было бы грибов

- Насекомые замерзли

- Звери не успели подготовиться к зиме

- Погибли перелетные птицы

- Не лил бы осенний моросящий дождь

- Не было бы туманов

- Не летали бы нити паутины

В: Вот зайка, что было бы если бы не наступила осень.

В: Ребята, всем нам нравится осень. А какие замечательные и красивые слова вы можете сказать про нее? Осень какая? (Ответы детей)

В: Ребята, осень приготовила для вас что-то интересное. (Конверт с картинкамипризнаков осени. Задание: составить рассказ по картинке.)

В: Ребята, осень просит внимательно посмотреть какое время года изображено на картинке и ответить, почему вы так думаете. (Дается схема составления рассказа)

Рефлексивно-оценочный этап

В: Зайчик, ну теперь ты понял, что уже наступила осень? А какие периоды осени ты запомнил? Назови признаки осени. (Зайчик называет. Дети вручают книгу с признаками осени)

В: Ну что, ребята, пора зайчику менять шубку?

Д: Да!

В: Зайчик, ты согласен?

З: Да.

З:Я побегу домой в лес и всем зайчишкам расскажу что уже наступила осень и пора менять летние шубки на теплые зимние. Спасибо, до свидания.

В:Ребята, удалось ли нам помочь зайчику?

Д:Да.

Публикации по теме:

Итоговое занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром «Цветик-семицветик» Итоговое занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром «Цветик-семицветик» Программные задачи: Познавательное развитие..

Итоговое занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром «С чего начинается Родина» Тема: «С чего начинается Родина?» Целевые ориентиры: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине. Закреплять умение выражать.

Конспект фронтального занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи Конспект фронтального занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, проведенного студенткой 42 группы Тарасовой Юлией Евгеньевной.

Конспект интегрированного занятия «Веселый поезд» в первой младшей группе по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи Задачи. 1. Развитие внимания и наглядно-действенного мышления. 2. Обогащать знания детей о диких животных, их повадках, внешнем виде, формировать.

Конспект открытого занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром для детей с УО на тему «Домашние животные» МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГБСУ СО МО «Сергиево-Посадский детский дом-интернат для умственно отсталых детей «Берёзка».

Конспект по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром «Животные Артики» с детьми старшей группы Тема: Животные Артики Образовательная область: Познавательное развитие. Интеграция образовательных областей: Речевое развитие. Цель: расширение.

Конспект развивающего занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Моя Семья» Цель: воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Составление описательного рассказа о диких животных весной» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи на тему «Составление описательного рассказа о диких животных весной».

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в коррекционной разновозрастной группе для детей с ЗПР Образовательные области: • социально коммуникативное развитие (социализация). • познавательное развитие (коммуникация, познание, чтение.

Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром «Берегите люди журавлей!» МБДОУ города Ростова-на-Дону «Детский сад № 215» Воспитатель Пантелеева Т. В Конспект занятия по развитию речи и ознакомление с окружающим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром «Осень»
Опубликовано: 17 октября 2017 в 19:40
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД