Приложение МААМ

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в коррекционной разновозрастной группе для детей с ЗПР

Людмила Михайловна Потапова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в коррекционной разновозрастной группе для детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы

Образовательные области:

• социально коммуникативное развитие (социализация).

познавательное развитие (коммуникация, познание, чтение художественной литературы).

• речевое развитие.

• физическое развитие (координацию движения со словом)

Предварительная работа:

1. Беседы о названиях улиц.

2. Беседы о транспорте.

3. Просмотр презентации «Достопримечательности Рузаевки»

4. Рассматривание фотоальбома «Рузаевка сегодня». Обсуждение.

5. Беседа о домашних адресах.

Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в коррекционной разновозрастной группе для детей с ЗПР» размещена в разделах

6. Игра «Путешествие по родному городу».

7. Игра «Узнай, где я нахожусь»

Работа с родителями:

1. Целевые прогулки по улицам города. (изучение памятников,

фотографирование детей на прогулке и т. д.).

2. Рассказы родителей о своей профессии.

3. Составление рассказов «Мой город», «Мой домашний адрес».

Словарная работа: экскурсовод, достопримечательности.

Цель: уточнять и систематизировать знания и умения детей по развитию познавательного цикла и лексико-грамматического строя речи на материале лексической темы «Мой город».

Задачи

Коррекционно-образовательные :

расширять и активизировать словарь по теме : «Мой город»;

– совершенствовать лексико - грамматический строй речи,

– закреплять навык употребления в речи антонимов (прилагательных);

– закреплять навык правильного согласования существительных с прилагательным в роде, числе, падеже;

– закреплять навык правильного употребления в речи существительных в В. п. с предлогом «на»;

– закреплять навык составления простого распространённого предложения;

– учить составлять сложноподчинённые предложения с предлогом «чтобы»;

Коррекционно - развивающие :

развивать диалогическую речь, зрительное и слуховое внимание, общую моторику и координацию мелких движений кистей и пальцев рук, речи с движением;

развивать просодические элементы речи : ритм, темп, выразительность;

Коррекционно – воспитательные :

формировать навыки общения, самостоятельности;

– воспитывать любовь к родному городу.

Оборудование: ПК, интерактивная доска, видеообращение Лунтика, презентация «Достопримечательности города», цветы, ваза для цветов, разрезные картинки «Транспорт», фотографии города, мнемотаблица, эмблемы «Юный рузаевец».

Ход занятия:

1. Оргмомент.

Учитель – дефектолог: Ребята, встанем в круг и возьмемся за руки. Что вы чувствуете? (Тепло). Это тепло добрых рук и добрых душ.

Учитель – дефектолог: Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Поздоровайтесь с ними. (Приветствие детей)

Учитель – дефектолог: А теперь поздороваемся друг с другом.

(Игра на общение)

Встанем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»;

Если каждый улыбнётся —

Утро доброе начнётся.

— ДОБРОЕ УТРО!

– Ребята, а теперь покажите, какое у вас настроение? Улыбнитесь друг другу, и у нас у всех будет хорошее настроение. А когда у людей хорошее настроение, то случаются чудеса. Внимание на волшебный экран. (Мультимедийная презентация)

– Однажды на Луне родился необычный малыш. И случилось так, что он попал на землю.

Лунтик: Я родился! Я падаю, значит я расту. Куда же я падаю? Здравствуйте, ребята! Куда же я попал?

Учитель – дефектолог: Здравствуй, Лунтик! Ты попал на нашу планету!

Лунтик: А как же называется ваша планета?

Учитель – дефектолог: Наша планета называется Земля.

Лунтик: Как интересно! А как называется ваш город? Я совсем ничего не знаю о нем. Расскажите мне пожалуйста о своем городе. Я буду очень внимательно слушать вас!

Учитель – дефектолог: Ребята, расскажем Лунтику про наш родной город? (Да) Хорошо, тогда перед нами стоит важное и серьезное задание. Справимся, ребята? (Да) Проходите на свои места.

Учитель-дефектолог: Сядьте правильно – ноги поставьте ровно, выпрямите спину, руки положите перед собой.

2. Объявление темы.

Учитель – дефектолог: Сегодня на занятии мы будем говорить о нашем городе. На свете очень много больших и малых городов. А мы будем говорить о самом любимом, о самом красивом, о самом родном городе.

3. Вводная беседа.

Учитель – дефектолог: Ребята, Лунтик родился на Луне. А мы на планете Земля. (Слайд –Земной шар).

На нашей планете есть большая и прекрасная страна в которой мы живем. Она называется Россия. (слайд – карта России)

- Мы с вами живем в России, значит мы - россияне. Россия - наша Родина, наш большой общий дом. Главный город России – Москва.

На территории России находится республика в которой мы живем. Она называется Мордовия. (слайд – карта Мордовии). Столица Мордовии – Саранск.

Но у каждого из нас есть и своя малая родина - тот уголок земли, где мы родились, где прошло наше детство, где живут наши родители и друзья, где находится наш родной дом.

Для кого-то малая родина – это деревня или поселок, для других - это город. Моя малая родина… у каждого человека она своя.

- Как называется наш город? (Рузаевка)

Учитель – дефектолог: Если вы родились и живете в Рузаевке - значит это и есть ваша малая родина.

-Как называются жители Рузаевки? (рузаевцы.)

Учитель – дефектолог: Ребята, давайте с вами совершим экскурсию по нашему городу, а поможет нам в этом «Волшебный экран». Я буду вашим экскурсоводом в этом путешествии. А что означает слово экскурсовод? Это человек, который проводит экскурсию, рассказывает и показывает достопримечательности, т. е. интересные и важные места. (Экскурсовод, гид)

Слышится гудок паровоза. Учитель-дефектолог комментирует:

- Этот гудок мы слышим неспроста, через Рузаевку проходит железная дорога. Благодаря этому возник наш город Рузаевка.

Снова звучит гудок паровоза.

- А вот и паровоз символ нашего города зовет нас совершить экскурсию по нашему любимому городу. Он предлагает поиграть и выполнить разные задания. (Слайд паровоза «Лебедянки»)

А сейчас - в путь!

Презентация «Достопримечательности Рузаевки»

- Ну, а теперь давайте выполним задания, которые приготовил для нас паровозик.

4. Развитие лексико-грамматических категорий

Д/игра «Где я живу?»

Наша планета называется (Земля)

Моя страна называется -… (Россия)

Столица нашей страны - (город Москва)

Моя Республика называется - … (Мордовия)

Столица Республики Мордовии - (Саранск)

Мой город называется -… (Рузаевка)

-Молодцы ребята! Хорошо играли.

Д/игра «Букет красивых слов» .

- А сейчас, давайте соберем букет красивых слов. Каждый из вас скажет по одному слову о нашем городе и поставит свой цветок в вазу.

-Наш город какой?

(Современный, культурный, спортивный, уютный, красивый, родной, зимний, зеленый, большой, маленький, добрый, любимый, милый,

промышленный, доброжелательный, гостеприимный)

-Молодцы ребята, вот какой букет красивых слов мы собрали!

Динамическая пауза

- А сейчас пришло время отдохнуть. Выйдите из-за столов. Ваня проведет гимнастику.

Утром рано мы встаём,

(поднять руки вверх и опустить через стороны)

Город видим за окном.

(показать руками на окно)

Он проснулся, он живёт,

(руки на поясе, пружинки в обе стороны)

Нас на улицу зовёт.

(ходьба на месте)

Дома бывают разные :

Высокие и низкие,

(поднять руки вверх и опустить)

Далёкие и близкие,

(вытянуть руки и приблизить к себе)

Деревянные, панельные, кирпичные,

(передвигать одной рукой как будто бы считаем)

Вроде бы обычные.

(развести руками)

Мы живём, мы растём

В нашем городе родном.

(постепенно подняться на носки с поднятыми руками и принять и. п.)

Для кого-то - небольшой,

(показать руками маленький предмет)

А для нас – огромный.

(поднять руки вверх и опустить через стороны)

Пусть растёт,

Пусть цветёт

(руки на поясе, пружинки в обе стороны)

Городок наш скромный.

(развести прямые руки в стороны.)

- Спасибо, Ваня. Садись на свое место.

Д/игра «Назови улицу».

- В нашем городе много улиц. И каждая улица имеет свое название. Я живу на улице Льва Толстого. Назовите, на какой улице вы живете? (ответы детей).

- А на какой улице расположен наш детский сад? (на улице Северная)

- Ребята, вы каждый день ходите по знакомым улицам. А какие здания можно увидеть на улицах нашего города? (Магазины, почта, аптека, больница, школа, библиотека, детский сад).

Пальчиковая гимнастика

Учитель - дефектолог: А сейчас приготовьте свои пальчики, мы продолжаем гулять по городу.

Люблю по городу гулять,

Люблю смотреть, люблю считать.

Школа – раз,

Садик – два,

Три – на велодром пора,

А четыре – наш вокзал, кто красивее видал?

Пять – гуляю по Горшкова,

Шесть – к собору я схожу

И на купол погляжу,

Семь – Военной техники музей

Здесь всегда найдешь друзей,

Восемь – радость детворы,

Парк с качелями внутри

Были там, наверно вы!

Девять – вот любимый двор,

С детства нам так дорог он.

Десять – город наш красив,

В гости всех ты пригласи!

Д/игра «Собери картинку»

На улицах нашего города можно увидеть разный транспорт. А какой мы узнаем после того, как вы выполните задание. Возьмите конверт зеленого цвета, откройте его. Соберите картинку, разрезанную на части и скажите что на ней изображено.

Свой ответ начинайте так: «На улицах нашего города можно увидеть…

Д/игра «Один - много» (слайд)

Учитель - дефектолог: Я назову один предмет, а вы много.

Дом - дома, школа – школы, остановка – остановки, больница – больницы, светофор – светофоры, магазин – магазины, аптека – аптеки, парк – парки, дорога – дороги.

Учитель-дефектолог: Вы хорошо справились с заданием.

– Какой замечательный у нас город. Здесь есть школы и детские сады,

библиотеки, парк и красивые памятники. Можно целый день гулять по любимому городу и любоваться его красотой.

Д/игра «Продолжи предложение».

(Учитель – дефектолог начинает предложение, ребёнок продолжает его.)

Я пойду в выставочный зал, чтобы (полюбоваться на картины).

Я пойду в парк, чтобы… (подышать свежим воздухом).

Я пойду в кинотеатр, чтобы… (посмотреть интересный мультфильм).

Я пойду в библиотеку, чтобы (взять новую книгу).

Я пойду в музыкальную школу, чтобы… (учиться играть на скрипке).

Я пойду в музей военной техники, чтобы… (посмотреть вертолет).

Учитель-дефектолог: Молодцы! Вы правильно выполнили задание.

Дидактическое упражнение «Назови ласково». (игра проводится с мячом)

Город – городок,

дом – домик,

магазин – магазинчик,

сад – садик,

мост – мостик,

дерево – деревце,

двор – дворик,

улица – улочка,

адрес – адресок.

Учитель-дефектолог: Хорошо! И с этим заданием вы справились.

Д/игра «Скажи наоборот» (Употребление слов-антонимов.)

Учитель- дефектолог: Улицы, дома, площади, деревья в нашем городе разные.

- Предлагаю поиграть в игру, в которой вы будете говорить все наоборот.

Одна улица длинная, а другая - (короткая)

- Одна площадь большая, а другая -… (маленькая)

- Один мост широкий, а другой -… (узкий)

- Один водоем глубокий, а другой -….(мелкий)

- Один магазин шумный, а другой -… (тихий).

- Один дом высокий, а другой -…. (низкий)

Д/игра «Построй дом» (на интерактивной доске)

Учитель - дефектолог: Ребята, в нашем городе много разных домов. В одних люди живут, в других – работают. Есть старинные здания, а есть – современные. Строится много новых домов. Поможем строителям построить новые дома.

С левой стороны построим высокий дом.

С правой стороны – низкий.

А какой дом можно назвать многоэтажным?

Если дом сделан из кирпича, то он кирпичный.

Дом сделан из дерева, он…

Дом сделан из панелей, он …

Дом сделан из камня, он…

Д/игра «Подбери нужные предметы» (на интерактивной доске)

Выбрать только те предметы, которые нужны строителю, чтобы построить дом.

Гимнастика для глаз.

Лунтик : Ребята, вы так хорошо играете в разные игры, что мне тоже захотелось с вами поиграть!

А сейчас, а сейчас

Всем гимнастика для глаз.

Глазки крепко закрываем,

Дружно вместе открываем.

Снова крепко закрываем

И опять их открываем.

Смело можем показать,

Как умеем мы моргать.

Головою не верти,

Влево посмотри,

Вправо погляди.

Обведу глазами круг,

Погляжу на мир вокруг.

– Молодцы ребята! Хорошо играли!

Д/ упражнение «Узнай и назови» (слайды фотографий достопримечательностей города, у детей на столах фотографии этих же достопримечательностей)

-А сейчас поиграем в игру «Узнай и назови». Возьмите конверт синего цвета. Откройте его. Достаньте фотографию и внимательно рассмотрите её. - Внимание на экран.

-Поднимите руку у кого такая фотография?

- Что на ней изображено? И т. д.

-Молодцы ребята, узнали и назвали достопримечательности нашего города.

- Ребята, я предлагаю вам эти фотографии вставить в фотоальбом и подарить на память Лунтику. Вы согласны? (да)

Д/игра «Назови профессию»

- Ребята, мы полюбовались нашим городом, его достопримечательностями. Но главное богатство нашего города – это люди, которые в нем живут. Они трудятся, чтобы наш город рос и процветал. (Слайд – Люди разных профессий)

Составление рассказа о Рузаевке. (с опорой на мнемотаблицу).

-Вы много знаете о своем родном городе. Я предлагаю вам составить рассказ о Рузаевке. Поможет вам в этом таблица (выставляется мнемотаблица).

-Рассмотрите таблицу, подумайте, о чем вы будете рассказывать. Послушайте мой рассказ: Мой родной город – Рузаевка. В нем живет много людей. В нашем городе много высоких и низких домов, широких и узких улиц. Есть памятники, храмы, музей, стадионы, парк. В Рузаевке много деревьев и цветов. Мой город чистый и красивый. Я люблю свой родной город!

-Молодцы, ребята! У вас получились замечательные рассказы о нашем городе. А те, ребята кто не рассказал свой рассказ на занятии, тот сможет рассказать его в группе воспитателям и дома своим родителям.

Лунтик: Ребята! Мне с вами было очень интересно. Я внимательно слушал вас и очень много узнал о вашем городе. Рузаевка– город уютный, красивый и современный!

Учитель – дефектолог: Лунтик, мы с ребятами решили подарить тебе на память фотоальбом с фотографиями нашего города. Мы всегда будем ждать тебя в гости!

Лунтик: Спасибо вам, ребята за гостеприимство! Я обязательно буду приезжать в ваш город. Ну, а сейчас мне нужно спешить, до свидания!

5. Итог занятия.

Учитель – дефектолог: О чем мы сегодня говорили на занятии?

-Что вам понравилось на занятии?

-Какое задание было самым трудным?

-Какие замечательные места нашего города вы запомнили? (ответы детей).

Ребята! Вы хорошо знаете наш любимый город Рузаевка и по-праву можете называться юными рузаевцами. Я хочу наградить вас эмблемами «Юный рузаевец».

-Любите свою родину - большую и малую. Старайтесь больше узнать о ее людях и истории, берегите природу, храните ее обычаи и традиции! Любите свой город!

Спасибо. Занятие окончено. Можете отдыхать.

Публикации по теме:

Конспект фронтального занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи Конспект фронтального занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, проведенного студенткой 42 группы Тарасовой Юлией Евгеньевной.

Конспект интегрированного занятия «Веселый поезд» в первой младшей группе по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи Задачи. 1. Развитие внимания и наглядно-действенного мышления. 2. Обогащать знания детей о диких животных, их повадках, внешнем виде, формировать.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в коррекционной группе на тему «Овощи» .

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром для детей 6–7 лет с ЗПР по лексической теме «Электрические приборы» Лексическая тема «Электрические приборы» Цель. Уточнить и расширить представления о предметах окружающего мира. Задачи: Обучающие: - закрепить.

Конспект занятия для детей с ЗПР в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Фрукты» Конспект занятия для детей с задержкой психического развития в подготовительной группе, по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи,.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Составление описательных рассказов о диких животных» Тема: «Составление описательных рассказов о диких животных». Воспитатель: Ключка Лариса Ивановна ЦЕЛЬ: 1. Развивать связную речь детей,.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи детей старшего дошкольного возраста с ЗПР «Волшебница вода» Цель: Уточнить и закрепить знания детей о воде и ее значении в природе и жизни человека. Задачи: Расширять знания детей о состояниях.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в подготовительной к школе группе «Знаменитые россияне» Цель: закрепить знания детей о знаменитых соотечественниках, воспитывать уважение к известным людям России. Задачи: - приобщать к прошлому.

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром Конспект занятия в старшей группе по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром На тему: «Зимующие птицы» Составители: Дарахонова.

Коррекционно-развивающая НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей 5–6 лет с ЗПР Коррекционно-развивающая непрерывная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром для детей 5–6 лет с ЗПР Тема: «Домашние.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в коррекционной разновозрастной группе для детей с ЗПР
Опубликовано: 1 мая 2017 в 20:01
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в коррекционной разновозрастной группе для детей с ЗПР» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Михайловна Потапова (УИ 479942) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД