Людмила Михайловна Потапова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в коррекционной разновозрастной группе для детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные области:
• социально коммуникативное развитие (социализация).
• познавательное развитие (коммуникация, познание, чтение художественной литературы).
• речевое развитие.
• физическое развитие (координацию движения со словом)
Предварительная работа:
1. Беседы о названиях улиц.
2. Беседы о транспорте.
3. Просмотр презентации «Достопримечательности Рузаевки»
4. Рассматривание фотоальбома «Рузаевка сегодня». Обсуждение.
5. Беседа о домашних адресах.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в коррекционной разновозрастной группе для детей с ЗПР» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2017
6. Игра «Путешествие по родному городу».
7. Игра «Узнай, где я нахожусь»
Работа с родителями:
1. Целевые прогулки по улицам города. (изучение памятников,
фотографирование детей на прогулке и т. д.).
2. Рассказы родителей о своей профессии.
3. Составление рассказов «Мой город», «Мой домашний адрес».
Словарная работа: экскурсовод, достопримечательности.
Цель: уточнять и систематизировать знания и умения детей по развитию познавательного цикла и лексико-грамматического строя речи на материале лексической темы «Мой город».
Задачи
Коррекционно-образовательные :
– расширять и активизировать словарь по теме : «Мой город»;
– совершенствовать лексико - грамматический строй речи,
– закреплять навык употребления в речи антонимов (прилагательных);
– закреплять навык правильного согласования существительных с прилагательным в роде, числе, падеже;
– закреплять навык правильного употребления в речи существительных в В. п. с предлогом «на»;
– закреплять навык составления простого распространённого предложения;
– учить составлять сложноподчинённые предложения с предлогом «чтобы»;
Коррекционно - развивающие :
– развивать диалогическую речь, зрительное и слуховое внимание, общую моторику и координацию мелких движений кистей и пальцев рук, речи с движением;
– развивать просодические элементы речи : ритм, темп, выразительность;
Коррекционно – воспитательные :
– формировать навыки общения, самостоятельности;
– воспитывать любовь к родному городу.
Оборудование: ПК, интерактивная доска, видеообращение Лунтика, презентация «Достопримечательности города», цветы, ваза для цветов, разрезные картинки «Транспорт», фотографии города, мнемотаблица, эмблемы «Юный рузаевец».
Ход занятия:
1. Оргмомент.
Учитель – дефектолог: Ребята, встанем в круг и возьмемся за руки. Что вы чувствуете? (Тепло). Это тепло добрых рук и добрых душ.
Учитель – дефектолог: Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Поздоровайтесь с ними. (Приветствие детей)
Учитель – дефектолог: А теперь поздороваемся друг с другом.
(Игра на общение)
Встанем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся —
Утро доброе начнётся.
— ДОБРОЕ УТРО!
– Ребята, а теперь покажите, какое у вас настроение? Улыбнитесь друг другу, и у нас у всех будет хорошее настроение. А когда у людей хорошее настроение, то случаются чудеса. Внимание на волшебный экран. (Мультимедийная презентация)
– Однажды на Луне родился необычный малыш. И случилось так, что он попал на землю.
Лунтик: Я родился! Я падаю, значит я расту. Куда же я падаю? Здравствуйте, ребята! Куда же я попал?
Учитель – дефектолог: Здравствуй, Лунтик! Ты попал на нашу планету!
Лунтик: А как же называется ваша планета?
Учитель – дефектолог: Наша планета называется Земля.
Лунтик: Как интересно! А как называется ваш город? Я совсем ничего не знаю о нем. Расскажите мне пожалуйста о своем городе. Я буду очень внимательно слушать вас!
Учитель – дефектолог: Ребята, расскажем Лунтику про наш родной город? (Да) Хорошо, тогда перед нами стоит важное и серьезное задание. Справимся, ребята? (Да) Проходите на свои места.
Учитель-дефектолог: Сядьте правильно – ноги поставьте ровно, выпрямите спину, руки положите перед собой.
2. Объявление темы.
Учитель – дефектолог: Сегодня на занятии мы будем говорить о нашем городе. На свете очень много больших и малых городов. А мы будем говорить о самом любимом, о самом красивом, о самом родном городе.
3. Вводная беседа.
Учитель – дефектолог: Ребята, Лунтик родился на Луне. А мы на планете Земля. (Слайд –Земной шар).
На нашей планете есть большая и прекрасная страна в которой мы живем. Она называется Россия. (слайд – карта России)
- Мы с вами живем в России, значит мы - россияне. Россия - наша Родина, наш большой общий дом. Главный город России – Москва.
На территории России находится республика в которой мы живем. Она называется Мордовия. (слайд – карта Мордовии). Столица Мордовии – Саранск.
Но у каждого из нас есть и своя малая родина - тот уголок земли, где мы родились, где прошло наше детство, где живут наши родители и друзья, где находится наш родной дом.
Для кого-то малая родина – это деревня или поселок, для других - это город. Моя малая родина… у каждого человека она своя.
- Как называется наш город? (Рузаевка)
Учитель – дефектолог: Если вы родились и живете в Рузаевке - значит это и есть ваша малая родина.
-Как называются жители Рузаевки? (рузаевцы.)
Учитель – дефектолог: Ребята, давайте с вами совершим экскурсию по нашему городу, а поможет нам в этом «Волшебный экран». Я буду вашим экскурсоводом в этом путешествии. А что означает слово экскурсовод? Это человек, который проводит экскурсию, рассказывает и показывает достопримечательности, т. е. интересные и важные места. (Экскурсовод, гид)
Слышится гудок паровоза. Учитель-дефектолог комментирует:
- Этот гудок мы слышим неспроста, через Рузаевку проходит железная дорога. Благодаря этому возник наш город Рузаевка.
Снова звучит гудок паровоза.
- А вот и паровоз символ нашего города зовет нас совершить экскурсию по нашему любимому городу. Он предлагает поиграть и выполнить разные задания. (Слайд паровоза «Лебедянки»)
А сейчас - в путь!
Презентация «Достопримечательности Рузаевки»
- Ну, а теперь давайте выполним задания, которые приготовил для нас паровозик.
4. Развитие лексико-грамматических категорий
Д/игра «Где я живу?»
Наша планета называется (Земля)
Моя страна называется -… (Россия)
Столица нашей страны - (город Москва)
Моя Республика называется - … (Мордовия)
Столица Республики Мордовии - (Саранск)
Мой город называется -… (Рузаевка)
-Молодцы ребята! Хорошо играли.
Д/игра «Букет красивых слов» .
- А сейчас, давайте соберем букет красивых слов. Каждый из вас скажет по одному слову о нашем городе и поставит свой цветок в вазу.
-Наш город какой?
(Современный, культурный, спортивный, уютный, красивый, родной, зимний, зеленый, большой, маленький, добрый, любимый, милый,
промышленный, доброжелательный, гостеприимный)
-Молодцы ребята, вот какой букет красивых слов мы собрали!
Динамическая пауза
- А сейчас пришло время отдохнуть. Выйдите из-за столов. Ваня проведет гимнастику.
Утром рано мы встаём,
(поднять руки вверх и опустить через стороны)
Город видим за окном.
(показать руками на окно)
Он проснулся, он живёт,
(руки на поясе, пружинки в обе стороны)
Нас на улицу зовёт.
(ходьба на месте)
Дома бывают разные :
Высокие и низкие,
(поднять руки вверх и опустить)
Далёкие и близкие,
(вытянуть руки и приблизить к себе)
Деревянные, панельные, кирпичные,
(передвигать одной рукой как будто бы считаем)
Вроде бы обычные.
(развести руками)
Мы живём, мы растём
В нашем городе родном.
(постепенно подняться на носки с поднятыми руками и принять и. п.)
Для кого-то - небольшой,
(показать руками маленький предмет)
А для нас – огромный.
(поднять руки вверх и опустить через стороны)
Пусть растёт,
Пусть цветёт
(руки на поясе, пружинки в обе стороны)
Городок наш скромный.
(развести прямые руки в стороны.)
- Спасибо, Ваня. Садись на свое место.
Д/игра «Назови улицу».
- В нашем городе много улиц. И каждая улица имеет свое название. Я живу на улице Льва Толстого. Назовите, на какой улице вы живете? (ответы детей).
- А на какой улице расположен наш детский сад? (на улице Северная)
- Ребята, вы каждый день ходите по знакомым улицам. А какие здания можно увидеть на улицах нашего города? (Магазины, почта, аптека, больница, школа, библиотека, детский сад).
Пальчиковая гимнастика
Учитель - дефектолог: А сейчас приготовьте свои пальчики, мы продолжаем гулять по городу.
Люблю по городу гулять,
Люблю смотреть, люблю считать.
Школа – раз,
Садик – два,
Три – на велодром пора,
А четыре – наш вокзал, кто красивее видал?
Пять – гуляю по Горшкова,
Шесть – к собору я схожу
И на купол погляжу,
Семь – Военной техники музей
Здесь всегда найдешь друзей,
Восемь – радость детворы,
Парк с качелями внутри
Были там, наверно вы!
Девять – вот любимый двор,
С детства нам так дорог он.
Десять – город наш красив,
В гости всех ты пригласи!
Д/игра «Собери картинку»
На улицах нашего города можно увидеть разный транспорт. А какой мы узнаем после того, как вы выполните задание. Возьмите конверт зеленого цвета, откройте его. Соберите картинку, разрезанную на части и скажите что на ней изображено.
Свой ответ начинайте так: «На улицах нашего города можно увидеть…
Д/игра «Один - много» (слайд)
Учитель - дефектолог: Я назову один предмет, а вы много.
Дом - дома, школа – школы, остановка – остановки, больница – больницы, светофор – светофоры, магазин – магазины, аптека – аптеки, парк – парки, дорога – дороги.
Учитель-дефектолог: Вы хорошо справились с заданием.
– Какой замечательный у нас город. Здесь есть школы и детские сады,
библиотеки, парк и красивые памятники. Можно целый день гулять по любимому городу и любоваться его красотой.
Д/игра «Продолжи предложение».
(Учитель – дефектолог начинает предложение, ребёнок продолжает его.)
Я пойду в выставочный зал, чтобы (полюбоваться на картины).
Я пойду в парк, чтобы… (подышать свежим воздухом).
Я пойду в кинотеатр, чтобы… (посмотреть интересный мультфильм).
Я пойду в библиотеку, чтобы (взять новую книгу).
Я пойду в музыкальную школу, чтобы… (учиться играть на скрипке).
Я пойду в музей военной техники, чтобы… (посмотреть вертолет).
Учитель-дефектолог: Молодцы! Вы правильно выполнили задание.
Дидактическое упражнение «Назови ласково». (игра проводится с мячом)
Город – городок,
дом – домик,
магазин – магазинчик,
сад – садик,
мост – мостик,
дерево – деревце,
двор – дворик,
улица – улочка,
адрес – адресок.
Учитель-дефектолог: Хорошо! И с этим заданием вы справились.
Д/игра «Скажи наоборот» (Употребление слов-антонимов.)
Учитель- дефектолог: Улицы, дома, площади, деревья в нашем городе разные.
- Предлагаю поиграть в игру, в которой вы будете говорить все наоборот.
Одна улица длинная, а другая - (короткая)
- Одна площадь большая, а другая -… (маленькая)
- Один мост широкий, а другой -… (узкий)
- Один водоем глубокий, а другой -….(мелкий)
- Один магазин шумный, а другой -… (тихий).
- Один дом высокий, а другой -…. (низкий)
Д/игра «Построй дом» (на интерактивной доске)
Учитель - дефектолог: Ребята, в нашем городе много разных домов. В одних люди живут, в других – работают. Есть старинные здания, а есть – современные. Строится много новых домов. Поможем строителям построить новые дома.
С левой стороны построим высокий дом.
С правой стороны – низкий.
А какой дом можно назвать многоэтажным?
Если дом сделан из кирпича, то он кирпичный.
Дом сделан из дерева, он…
Дом сделан из панелей, он …
Дом сделан из камня, он…
Д/игра «Подбери нужные предметы» (на интерактивной доске)
Выбрать только те предметы, которые нужны строителю, чтобы построить дом.
Гимнастика для глаз.
Лунтик : Ребята, вы так хорошо играете в разные игры, что мне тоже захотелось с вами поиграть!
А сейчас, а сейчас
Всем гимнастика для глаз.
Глазки крепко закрываем,
Дружно вместе открываем.
Снова крепко закрываем
И опять их открываем.
Смело можем показать,
Как умеем мы моргать.
Головою не верти,
Влево посмотри,
Вправо погляди.
Обведу глазами круг,
Погляжу на мир вокруг.
– Молодцы ребята! Хорошо играли!
Д/ упражнение «Узнай и назови» (слайды фотографий достопримечательностей города, у детей на столах фотографии этих же достопримечательностей)
-А сейчас поиграем в игру «Узнай и назови». Возьмите конверт синего цвета. Откройте его. Достаньте фотографию и внимательно рассмотрите её. - Внимание на экран.
-Поднимите руку у кого такая фотография?
- Что на ней изображено? И т. д.
-Молодцы ребята, узнали и назвали достопримечательности нашего города.
- Ребята, я предлагаю вам эти фотографии вставить в фотоальбом и подарить на память Лунтику. Вы согласны? (да)
Д/игра «Назови профессию»
- Ребята, мы полюбовались нашим городом, его достопримечательностями. Но главное богатство нашего города – это люди, которые в нем живут. Они трудятся, чтобы наш город рос и процветал. (Слайд – Люди разных профессий)
Составление рассказа о Рузаевке. (с опорой на мнемотаблицу).
-Вы много знаете о своем родном городе. Я предлагаю вам составить рассказ о Рузаевке. Поможет вам в этом таблица (выставляется мнемотаблица).
-Рассмотрите таблицу, подумайте, о чем вы будете рассказывать. Послушайте мой рассказ: Мой родной город – Рузаевка. В нем живет много людей. В нашем городе много высоких и низких домов, широких и узких улиц. Есть памятники, храмы, музей, стадионы, парк. В Рузаевке много деревьев и цветов. Мой город чистый и красивый. Я люблю свой родной город!
-Молодцы, ребята! У вас получились замечательные рассказы о нашем городе. А те, ребята кто не рассказал свой рассказ на занятии, тот сможет рассказать его в группе воспитателям и дома своим родителям.
Лунтик: Ребята! Мне с вами было очень интересно. Я внимательно слушал вас и очень много узнал о вашем городе. Рузаевка– город уютный, красивый и современный!
Учитель – дефектолог: Лунтик, мы с ребятами решили подарить тебе на память фотоальбом с фотографиями нашего города. Мы всегда будем ждать тебя в гости!
Лунтик: Спасибо вам, ребята за гостеприимство! Я обязательно буду приезжать в ваш город. Ну, а сейчас мне нужно спешить, до свидания!
5. Итог занятия.
Учитель – дефектолог: О чем мы сегодня говорили на занятии?
-Что вам понравилось на занятии?
-Какое задание было самым трудным?
-Какие замечательные места нашего города вы запомнили? (ответы детей).
Ребята! Вы хорошо знаете наш любимый город Рузаевка и по-праву можете называться юными рузаевцами. Я хочу наградить вас эмблемами «Юный рузаевец».
-Любите свою родину - большую и малую. Старайтесь больше узнать о ее людях и истории, берегите природу, храните ее обычаи и традиции! Любите свой город!
Спасибо. Занятие окончено. Можете отдыхать.