Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в подготовительной к школе группе «Знаменитые россияне»

Галина Пронина
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в подготовительной к школе группе «Знаменитые россияне»

Цель: закрепить знания детей о знаменитых соотечественниках, воспитывать уважение к известным людям России.

Задачи:

- приобщать к прошлому и настоящему своей культуры;

- активизировать словарь детей на основе углубления знаний о великих людях;

- совершенствовать диалогическую и монологическую речь;

- продолжать формировать умение вести координированный диалог между воспитателем и ребёнком;

-знакомить детей с прошлым своего народа;

- воспитывать чувство патриотизма, гордости за свой народ, уважение к людям Отечества.

Материал: презентация с изображением портретов знаменитых россиян: деятелей науки, искусства, военачальников, икон святых; презентация об А. В. Суворове; аудиозапись физкультминутки;

Предварительная работа: воспитатель организует в группе выставку портретов знаменитых россиян и знакомит с их биографией и достижениями.

Ход занятия

- Много стран на планете Земля. Каждая страна имеет символы, историю, традиции. Как и у человека, у страны есть имя.

- Как называется наша страна? (Россия).

- А, мы, живущие в ней? (россияне).

- Россия страна большая, красивая, а еще богатая. Я права? (Да).

- А чем богата Россия? (Лесами, полями, реками, животными, растениями, полезными ископаемыми и др.)

- Сейчас ___ прочитает стихотворение Натальи Львовны Забила «Наша Родина».

«Как велика моя земля,

Как широки просторы!

Озера, реки и поля,

Леса, и степь, и горы.

Раскинулась моя страна

От севера до юга:

Когда в одном краю весна,

В другом - снега и вьюга».

- Замечательное стихотворение. Вы перечислили, чем богата наша Россия, Русь – матушка. Но знайте, ребята, самое главное богатство нашей Родины – люди.

Сегодня я предлагаю вам отправиться на необычную выставку – выставку портретов. Там представлены портреты разных людей: молодых и пожилых, женщин и мужчин, одетых в старинную одежду и наших современников.

-Почему же именно их портреты оказались в этой портретной галерее? Во-первых, потому что все эти люди - россияне, граждане нашей прекрасной страны России. Но их объединяет не только это. Самое главное, что этими людьми гордится наша Родина, потому что своим трудом, талантом или героическим подвигом они прославили нашу страну. Это знаменитые россияне.

Отправляемся в первый зал.

- Кто-нибудь из изображенных людей вам известен? / И. В. Мичурин, К. Э. Циолковский, М. В. Ломоносов/

-Как одним словом назвать этих людей? (ученые)

Большой вклад в прославление нашей страны внесли ученые. Много известных открытий в различных областях сделали они.

Чем прославил Россию Циолковский? /ИЗУЧАЛ НЕБО И КОСМОС. ИЗОБРЕЛ ПЕРВЫЙ КОСМИЧЕСКИЙ КОРАБЛЬ. /

Чем прославил Россию Мичурин? /ИЗУЧАЛ РАСТЕНИЯ, ВЫВОДИЛ НОВЫЕ СОРТА. /

Чем прославил Россию Ломоносов? / Первый российский ученый, о котором стало известно в других странах. Он был физиком, химиком, писателем, историком. Открыл в России в городе Москве первый университет, чтобы дети после окончания школы могли учиться на родине. До него в России таких учебных заведений не было, детей отправляли учиться за границу. /

Отправляемся во второй зал.

- Кто-нибудь из изображенных людей вам известен? /Левитан Исаак Ильич, Васнецов Виктор Михайлович, Репин Илья Ефимович/

-Как назвать их одним словом? /художники/.

Мы с вами рассматривали много картин этих художников. Три из них сейчас вспомним. Итак, как называется представленная картина и кто её написал.

И. Е. Репин «Тайная вечеря»

- Что изображено на картине? /Последний ужин Христа со своими учениками/.

В. М. Васнецов «Поединок Пересвета с Челубеем»

-Что изображено на этой картине? /Изображён бой русского монаха-воина Пересвета с татарским воином Челубеем. Бой на Куликовом поле. / Да, ребята, мы даже смотрели мультфильм «Ослябля и Пересвет».

И. И. Левитан «Вечерний звон»

-Любил ли Левитан свою Родину? /Да/

-Как об этом можно догадаться? /На своих полотнах изображает красоты родного края/

Отправляемся в третий зал.

-Русская земля необычайно богата талантами. Сколько блестящих имен будет вечно храниться в народной памяти! И среди них имена вот этих людей.

Вы узнали кто это? /Михаил Илларионович Кутузов, Александр Ярославович Невский, Александр Васильевич Суворов, Федор Федорович Ушаков, Георгий Константинович Жуков/

-Как назвать их одним словом? /военачальники/

- Как такой военачальник?

Ответ: человек, который командует войсками.

-Правильно. Нашей стране приходилось часто воевать с врагами, которые хотели захватить нашу страну. Во многом успех сражения зависел от полководца, военачальника. Слава многих полководцев пережила века, их помнит и любит русский народ.

-Кто из представленных военачальников сражался на полях Великой Отечественной войны? /маршал Жуков/

-Кто одержал победу в Бородинском сражении? /М. И. Кутузов/

-Кто из представленных военачальников сражался на морских просторах? /Ушаков/

- А кто одержал победу над шведами? /А. Невский на реке Неве/

В этом году 13 ноября исполнилось 285 лет со дня рождения А. В. Суворова – знаменитого на весь мир военачальника.

Мы уже немного знаем о детстве Александра Суворова. Сегодня я расскажу вам ещё немного об этом военачальнике. Но вначале хочется узнать, что вы запомнили о его детстве. / С детства А. В. Суворов мечтал быть солдатом, но он часто болел, был физически слабым. И когда отец сказал ему «Не по силам тебе быть солдатом» маленький Саша стал делать зарядку, обливаться холодной водой. Так стал он физически крепким/

Да, ребята, после того, как он стал достаточно крепким, отец решил отдать его «в военную службу». Саша очень обрадовался этому.

Суворов целыми днями сидел за книжками, много учился. Жил он с простыми солдатами, перенося все тяготы службы. А ведь его отец был дворянин, богатый и известный человек. Был Саша всегда смелый и веселый. Все солдаты его любили.

В 19 лет он поступил на службу. Военный путь его был непростой: от самого маленького чина к самому высокому. От обер-провиантмейстера, человека, который доставлял продукты питания до Генералиссимуса российских сухопутных и морских сил.

Участвовал во многих войнах, где одерживал победы. Ни одна битва не была им проиграна, так как к каждой он тщательно готовился: изучал язык, нравы врагов, местность предстоящего боя, продумывал план предстоящего сражения, поддерживал боевой дух русских солдат.

Расскажу, ребята о двух очень известных сражениях. Однажды А. В. Суворов отправился на войну с турками, чтобы завоевать крепость Измаил для выхода в Черное море. Измаил считалась непреступной крепостью. Многие попытки русских солдат взять ее не увенчались успехами. А. В. Суворов, зная это, распорядился построить макет этой крепости и окружающего ее рва. Он заставил солдат репетировать штурм. И когда убедился, что солдаты готовы к штурму, повел их на взятие Измаила. Ночью русские солдаты стали потихоньку подходить к крепости, и взбираться на стены. Турки принялись стрелять из ружей, пушек. Но солдаты, подготовленные к штурму, шли вперед, лезли по лестницам, удерживались за свои штыки, подсаживали друг друга. И, не смотря на упорное сопротивление со стороны турецкой армии, крепость была взята. По утру русские были в крепости. Весь мир удивлялся искусству и храбрости Суворова и его солдат.

Таким же сложным оказался и Итальянский поход. Италию захватили французские войска, и жители этой страны попросили у России помощи. Главнокомандующим был назначен А. В. Суворов. После долгих военных действий армия Суворова большую часть территории освободила. Однако наступили холода. Русские войска были ослаблены, замерзли. Чтобы сохранить армию, Суворов решил перейти со своим войском через горы Альпы и внезапно напасть на французов. Это был последний и один из наиболее тяжёлых переходов. Только благодаря неожиданному, внезапному нападению удалось войскам Александра Васильевича Суворова разбить превосходящие силы противника, освободить Италию.

Всю свою жизнь Суворов отдал служению России. Никто так не относился к простым солдатам, как Суворов, он жалел солдат, старался облегчить им службу. Солдаты любили Суворова, были готовы идти за ним в бой, отдать за него жизнь. А его слова мы повторяем до сих пор: «Тяжело в ученье, легко в бою», «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом!».

А. В. Суворов – награжден всеми российскими орденами своего времени, которые вручались мужчинам, а также награжден и многими иностранными военными орденов.

В память о великом полководце в нашей стране утвержден орден Суворова трех степеней.

Суворов – настоящий защитник Родины. И народ помнит об этом. В его честь поставлено много памятников, музеев. Изданы марки, монеты, книги. Похоронен он в Алек5сандро-Невской Лавре г. Санкт – Петербурга. Имя Суворова всегда будет повторяться народом с любовью и благодарностью. Вот какой был полководец А. В. Суворов!

В России есть специальные учебные заведения для будущих военных, названные в честь Суворова, - это суворовские училища. Может быть, кто-то из наших мальчишек будет учиться в таком училище.

Стать учеником такого училища непросто, но возможно. В этом году Саша Полушкин, который ходил в наш детский сад поступил в такое училище. Чтобы учиться в суворовском училище нужно очень любить свою Родину, быть умным, сильным, послушным и очень внимательным. Представим, что мы находимся на параде, где командир руководит им.

Отправляемся в четвертый зал.

-Ребята, посмотрите, иконы. На них изображены лики святых людей. Вы кого-нибудь узнали? /икона Александра Невского, Феодора Ушакова, а также Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Ксении Петербургской, Матроны Московской, Петра и Февронии).

- Очень рада, что вы знаете этих святых – духовных защитников земли русской, которые своими молитвами защищали и сейчас защищают нашу родину и каждого из нас.

- Как вы уже заметили, некоторые военачальники причислены к лику святых.

- «Игумен земли русской» - так говорят об этом человеке. О ком? /Сергии Радонежском/

Отправляемся в пятый зал.

- Кто-нибудь из изображенных людей вам известен? /А Пушкин, Л. Н. Толстой, В. Бианки/

-О ком говорят: «Это солнце русской поэзии». /О Пушкине/

Его произведениями восхищаются люди в разных странах. Ведь стихи Пушкина переведены на многие языки. Какие сказки Пушкина вы знаете?

Ответ: «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

- Ребята, а чем примечательно творчество В. Бианки? /Он писал про животный и растительный мир нашей родины/.

Много прекрасных поэтов и писателей подарила миру русская земля. Вам, ребята, уже известны некоторые их них. И еще многих замечательных писателей вы узнаете, когда подрастете. Благодаря их творчеству русская литература известна во всем мире!

Наша Родина гордится своими знаменитыми людьми. Для увековечивания их имен в стране ставят памятники, в их честь называют города, улицы, здания. Я думаю, что каждый из вас, ребята, мечтает сделать для своей Родины что-то очень хорошее. Но для того, чтобы прославить свою Родину, надо очень много знать и уметь, много учиться. Тогда страна сможет гордиться и вами тоже.

-Сегодня мы с вами вспомнили о многих знаменитых людях нашей великой страны – России.

-Почему наша страна ими гордится?

Публикации по теме:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Мы с тобой весенним днем на прогулку в лес пойдем» МАДОУ детский сад № 29 «Ягодка»г. Белорецк, Республика Башкортостан Воспитатель: Латохина Ю. С. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим.

Конспект интегрированного занятия в первой младшей группе «Обезьянка Чита и ее друзья»Конспект интегрированного занятия в первой младшей группе «Обезьянка Чита и ее друзья» Тема: «Обезьянка Чита и ее друзья» Цель: Закрепление знаний детей об игрушках, развитие навыков работы с пластилином. Задачи: 1. Развивающие:.

Конспект контрольного проверочного занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром и математике в старшей группе Конспект контрольного проверочного занятия в старшей группе по усвоению материала по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром и по.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в подготовительной группе «Часы» Возрастная группа: Подготовительная группа Форма организации: групповая Тема: «Часы» Цель: • формировать диалогическую форму речи; •.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Огнедышащие горы»Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Огнедышащие горы» Программное содержание: Цель: Расширять знания детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы – извержением вулкана..

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Осенний цветок» Конспект непрерывной образовательной деятельности детей по ознакомлению с окружающим миром «Осенний цветок»Предмет: Образовательная область.

Конспект по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «В гостях у Гриба-Лесовичка» Воспитатель Гаан Ирина Николаевна Цели и задачи: Закрепить знания о характерных признаках осени, о дарах осени, съедобных и несъедобных.

Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром в средней группе с применением ЦОР «Веселое путешествие» Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим в средней группе с применением ЦОР на тему: «Веселое путешествие». Цель:.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для подготовительной группы с использованием ИКТ «Знаменитые люди России» Тема: «Знаменитые люди России» Задачи: Познавательное развитие: расширять и закреплять знания детей о знаменитых людях России, чем они прославили.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Семья не только у меня» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе. Тема «Семья не только у меня». Программное содержание:.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в подготовительной к школе группе «Знаменитые россияне»
Опубликовано: 26 ноября 2016 в 01:05
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 апреля. Всемирный день пингвинов

По необычной походке и своеобразному черно-белому оперению можно безошибочно узнать этих птиц. Они напоминают маленьких полноватых людей в смокингах, спешащих на обед. По одной из версий название...

25 апреля. День пасхальных яиц на МААМ

Сегодня – Чистый четверг – день, в который совершились Тайная вечеря Иисуса с Двенадцатью Апостолами и предательство Иуды. Православные христиане каждый год вспоминают об этих событиях и начинают...

Фотоотчет о проведении недели по ПДД в старшей группе
Отчет о проведении недели по ПДД в старшей группе. Обучение детей правилам безопасности дорожного движения, по-прежнему, остается одной из...
Проект «Мини-огород на участке» в старшей группе
Проект " Огород на участке" Тип проекта: 1. По методу – познавательно – исследовательский; 2. По содержанию – ребенок и природа; 3. По характеру контактов –...
Фотоотчет о посещении городского центра народного творчества в г. Белгороде
Добрый день, уважаемые коллеги! Наступила весна, погода радует нас своими теплыми деньками, и в эти дни мы решили отправится в путешествие по нашему родному...