Анастасия Лескова
Конспект НОД для детей старшей группы по ознакомлению с художественной литературой А. С. Пушкина
▼ Скачать + Заказать документы
«В гости в Лукоморье»
Задачи:
Образовательные:
1. Продолжать формировать знания детей о творчестве А. С. Пушкина, его стихах и сказках.
2. Формировать умение чётко, ясно и последовательно отвечать на поставленные вопросы.
Развивающие:
1. Развивать логическое мышление.
2. Развивать творческие способности, память, воображение.
3. Продолжать совершенствовать монологическую форму речи.
Воспитательные:
1. Воспитывать у детей интерес и любовь к творчеству великого поэта.
2. Воспитывать лучшие человеческие качества, которые присущи поэту – гордость, патриотизм, честность, доброту.
Публикация «Конспект НОД для детей старшей группы по ознакомлению с художественной литературой А, С, Пушкина» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Пушкин А.С. Конспекты занятий
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2020
3. Воспитывать уважение к старшим, любовь и признательность к бабушкам и дедушкам.
Предварительная работа:
Чтение произведений А. С. Пушкина, прослушивание аудиозаписей его сказок, просмотр мультфильмов, беседы о творчестве великого поэта.
Оборудование:
ПК и мультимедийная презентация «У лукоморья…» с иллюстрациями к сказкам Пушкина. Аудиозаписи, цветные конверты с заданиями.
Ход НОД:
Воспитатель:
Недаром дети любят сказку
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
И на любые испытанья
Согласны храбрые сердца
В нетерпеливом ожидании,
Благополучного конца.
(В. Берестов)
Я хочу вас сегодня пригласить в необычное путешествие, путешествие в сказку. А кто лучше всех умеет их рассказывать? Конечно же, бабушка. Вот послушайте: «Жила- была бабушка, добрая, приветливая. Звали её Бабушкой – рассказушкой. Умела она утешить, и рассмешить, сказку рассказать…»
Но что это? Я, кажется, слышу её голос.
На слайде появляется картинка
Бабушка – рассказушка: здравствуйте, мои юные друзья!
Дети здороваются с Бабушкой – рассказушкой.
Бабушка – рассказушка: как я Вам рада, давненько никто ко мне не заходил, не наведывал. Забыли про меня совсем…
Воспитатель: ребята, а вы навещаете своих бабушек и дедушек, помогаете им?
Бабушка – рассказушка: а вот в моей деревне пожилым людям не помогаю, не уважают Нас, вот собралась как-то ко мне в гости Баба-Яга, да вы не пугайтесь, это почему она злая в сказках, потому что никто ее не навещает, никто не помогает, а она ведь старенькая. Скучно ей стало в избушке на курьих ножка и пошла она на автобусную остановку, заходит, а места то все заняты.
Сдайд с картинкой «бабушка в автобусе»
Воспитатель: Ребята, как бы вы поступили, если в общественный транспорт вошла бабушка (или дедушка, которым трудно стоять?
Бабушка – рассказушка: ох, думаю после таких ответов Бабушка-Яга была бы очень радостной. Сдайд с картинкой «бабушка под дождем»
Дорога была дальней и наконец Баба-Яга добралась до моей деревеньки, но погода испортилась и начался сильный дождь, Баба-Яга растерялась хотела спрятаться, но оступилась и упала, уронив свою клюшку прямо в лужу…
Воспитатель: ребя давайте представим, что вы идёте по улице, идёт дождь, у вас в руках зонтик, на ногах резиновые сапожки, навстречу идёт бабушка, которая роняет в лужу палочку. Как бы вы поступили?
Воспитатель: вы совершенно правы, что учитесь у своих бабушек и дедушек, ведь они очень много знают и помогайте им, если нужна ваша помощь.
Воспитатель: Давайте представим, что каждый из вас пришёл в гости к бабушке. и говорит ей слова любви и благодарности.
Дети по очереди говорят слова признательности и выражают свои чувства бабушке.
Бабушка – рассказушка: ребята, каждая бабушка будет рада таким словам благодарности, спасибо, что порадовали меня. Вижу, заскучали немного, сейчас я Вам сказку расскажу, ой, а как начинаются сказки я и забыла, вы мне не подскажите?
Ответы детей: жили - были; в некотором царстве; за лесами, за горами и т. д.
Бабушка – рассказушка: вспомнила-вспомнила, спасибо! Не уж то вы и сказок много знаете?
А вот автора сказок мои любимых сказок, вы узнаете, если разгадаете мои загадки:
1. Вы ж голубушки-сестрицы
Выбирайтесь из светлицы.
Поезжайте вслед за мной,
Вслед за мной и за сестрой.
Будь одна из вас ткачиха,
А другая (ПОВАРИХА)
2. Вот открыл царевич очи,
Отрясая грёзы ночи
И дивясь, перед собой
Видит город он большой.
И среди своей столицы
С разрешения царицы,
В тот же день стал править он
И назвался – князь (ГВИДОН)
3. Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого … (ПЕТУШКА)
4. Он в землянке жил тридцать три года,
И рыбачить ходил в любую погоду.
Да бранила его жена-старуха открыто
За разбитое, негодное корыто.
Он с владычицею морской вёл беседу,
И исполнила она три желания деда.
А когда рассердилась, взбунтовалась —
Море синее почернело, взволновалось.
Назови мне скорей с улыбкой!
— Это сказка о… (РЫБАКЕ И РЫБКЕ)
5. День и ночь, как заведённый,
По цепи златой кругом
Ходит этот зверь учёный.
Знаешь, речь идёт о ком? (КОТ)
6. Немало сказок интересных
Поведать может кот ученый.
Так назовите же то место,
Где с цепью дуб растет зеленый? (ЛУКОМОРЬЕ)
Бабушка – рассказушка: Ай да молодцы! Все мои любимые сказки читали, а вот написал их великий русский писатель А. С Пушкин
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в чудесную страну сказок Александра Сергеевича Пушкина. Вы знаете, что его называют народным поэтом. Как вы думаете, почему?
Ответы детей: Потому, что его сказки очень похожи на русские народные; потому, что его сказки были понятны и бедным, и богатым, и взрослым, и детям.
Воспитатель: Правильно. Кроме того, Пушкина считают народным поэтом потому, что все его произведения написаны прекрасным русским языком. А вы знаете, что некоторые слова из сказок Пушкина стали «крылатыми». Их так называют потому, что у них словно выросли крылья, они вылетели из сказки, и люди теперь пользуются этими словами в повседневной жизни. Вот, например, слова «Глядь: опять пред ним землянка; на пороге сидит его старуха, а пред нею разбитое корыто». Этими словами заканчивается «Сказка о рыбаке и рыбке». Старуха, которая получила от золотой рыбки всё, что желала, в конце сказки потеряла всё из-за своей жадности и осталась опять у разбитого корыта. Эти слова «остаться у разбитого корыта» сейчас говорят про человека, который потерял всё из-за своей глупости или жадности. А слова «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок» из «Сказки о золотом петушке» мы говорим сегодня относительно всех сказок.
Бабушка – рассказушка: Вы собрались в сказочное путешествие? За то что навестили меня и порадовали я хочу вам помочь, у меня есть волшебная вещица, а какая, вы узнаете, отгадав загадку:
1. Маленький, кругленький,
А за хвост не поймаешь. (КЛУБОК)
Бабушка – рассказушка: Чтобы клубок привёл вас в сказочную страну нужно сказать волшебные слова: «Катись клубок впереди и детей в сказку приведи». А я ребятушки с вами прощаюсь. До новых встреч.
Клубок катится, дети вслед за ним подходят к дубу.
Воспитатель: Мы очутились в стране Лукоморье. Вот знаменитый дуб, здесь и золотая цепь и кот учёный. Из какого произведения Пушкина эта страна?
Ответы детей: Из поэмы «Руслан и Людмила».
Воспитатель: Ребята, давайте сделаем разминку под стихотворение «У Лукоморья дуб зелёный…»
Физминутка:
У Лукоморья дуб зелёный; Дети поднимают руки вверх
Златая цепь на дубе том: Делают движения руками крест на крест
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идут друг за другом по кругу
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Движения руками вправо, влево
Там чудеса: там леший бродит, Закрывают глаза руками
Шевеля пальцами, поднимают руки вверх
Русалка на ветвях сидит; Движение «волна» сверху вниз
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Идут по кругу на внешней стороне стопы
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Повороты вокруг себя с высоким подниманием колена.
Дети садятся на стульчики.
Голос кота: (магнитофонная запись)
- Ребята, я очень рад приветствовать вас в волшебной стране Лукоморье. Я учёный кот и могу разговаривать, хочу проверить, действительно ли вы так хорошо знаете сказки. На дубе развешены разноцветные конверты, в них задания для вас. Если вы с ними справитесь, получите от меня подарок. Вы готовы?
Воспитатель: Ребята, мы справимся с заданиями?
Дети: Справимся.
Конверт № 1 «Собери сказки»
В волшебном сундучке лежат предметы и картинки из разных сказок Пушкина, дети должны их объединить по сказкам.
Конверт № 2 «Поиграем в рифмы»
Ложка – кошка, плошка, мошка, картошка
Совет – ответ, привет.
Майка – гайка, зайка, зазнайка
Палка – галка, скалка, скакалка
Кот – бегемот, кашалот
Кружка – подружка, клюшка
Крыльцо – кольцо
Берёзы – розы, мимозы, слёзы
Осины – апельсины
Град – виноград, шоколад, мармелад.
Конверт № 3 «Будь внимательным!»
Я буду называть персонажей различных сказок, и если этих героев нет в сказках Пушкина, то вы хлопните в ладоши.
Царевна - Лебедь, лиса, комар
Мачеха, яблоко, колобок
Поп, кот Леопольд, Балда
Старуха, золотая рыбка, журавль
Конёк-Горбунок, Алёнушка, белка.
Кот: Вы справились со всеми заданиями и под корнями дуба найдёте мой подарок, а волшебный клубочек выведет вас из сказочной страны.
Читайте Пушкина, друзья!
Читайте сказки!
И будет жизнь тогда полна
Тепла и ласки!
Читайте Пушкина всегда –
Вот вам подсказка,
И пронесете сквозь года
Вы радость сказки.
До новых встреч!
Дети прощаются с котом, благодарят его за подарок.
Воспитатель: Давайте скажем волшебные слова «Катись клубок впереди, детей из сказки выводи».
Воспитатель катит клубок, дети проходят за столы.
Воспитатель: сегодня мы с вами побывали в сказках Пушкина, великого русского поэта. Вы очень хорошо справились со всеми заданиями, и за это получили сундучок с наградами. (внутри атрибуты для мини-театра и иллюстрации возможных персонажей, мастер класс проводится во временных рамках по усмотрению воспитателя, после путешествия, во второй половине дня или на следующий день)