Конспект НОД для подготовительной группы «Над Россией вновь колокольный звон…»

Инна Гудкова
Конспект НОД для подготовительной группы «Над Россией вновь колокольный звон…»

МБДОУ ЦРР «Детский сад №117»

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию

для подготовительной группы

«Над Россией вновь колокольный звон»

воспитателя группы №4 Гудковой И. А.

Цель: приобщать детей к русской народной культуре, формировать чувство сопричастности к русской национальной истории и традициям.

Задачи:

-познакомить детей с происхождением колоколов и колокольчиков, их названиями и назначением;

-познакомить с колокольными звонами и их значением в жизни русского народа;

-познакомить с колокольнями Воронежа;

-учить подбирать определения к словам «колокол» и «колокольчик», родственные слова к слову «звон», обогащать словарь;

-закрепить умение воссоздавать изображение из частей и читать получившиеся высказывания;

-закрепить умение украшать колокольчик с помощью орнаментов и аппликации.

-поддерживать интерес к историческому и культурному прошлому русского народа и родного города;

-развивать связную речь, умение составлять короткий рассказ;

-развивать внимание и память в игре «Динь-дон-бом».

-воспитывать восхищение мастерством и произведениями человеческих рук;

-воспитывать чувство гордости за родной город.

Оборудование:

1. Выставка колокольчиков.

2. Деревянная доска и колотушка.

3. Металлическая пластина и молоток.

4. Разрезные картинки.

5. Шкатулка и колокольчик.

6. Поддужный валдайский колокольчик.

7. Аудиозапись колокольных звонов.

8. Видеозапись «Легенда о колокольчике».

9. Бубенцы.

10. Колокольчики из картона: белый, синий и красный.

11. Заготовки для росписи колокольчиков, кисти, гуашь, гелевые краски, картинки для аппликации, ножницы, клей, салфетки, клеёнки.

12. Колокольчик – сюрприз для окончания занятия.

Предварительная работа:

1. Оформление выставки колокольчиков.

2.Словарная работа: предок, легенда, монастырь, монах.

3. Заучивание стихотворения С. Есенина «Колокол».

4. Просмотр отрывка из х\ф «Андрей Рублёв» 1966г. Реж. А. Тарковский. (Поднятие колокола. Колокольный звон.)

5. Тонирование заготовок для колокольчиков из пластиковых бутылок.

-У меня для вас шкатулка с сюрпризом. Чтобы узнать, что в ней находится,отгадайте загадку: Голова об шапку – бом!

И раздастся чудный звон!

Та часть колокола, которая в загадке названа головой, на самом деле называется ЯЗЫК. Какое другое значение слова «язык» вы знаете? У колокола есть не только язык, но и уши, плечи, туловище, но называется оно «тулово». Если бы я правильно назвала части колокола, то как бы звучала моя загадка? (Язык об тулово – бом! И раздастся чудный звон.)

Колокола известны и любимы в России уже более 1000 лет.

-Есть ли разница между значениями слов «колокол» и «колокольчик»?

-Подберите определения к словам колокол (какой, колокольчик (какой?

-Я приглашаю вас на нашу выставку колокольчиков. Кто хочет рассказать о своём колокольчике? (Рассказы детей)

Конспект НОД для подготовительной группы «Над Россией вновь колокольный звон…»

У современных колоколов есть очень далёкий предок. В жизни людей во все времена возникали такие ситуации, когда нужно было срочно сообщить важную весть, предупредить о пожаре или приближении врагов, или созвать народ для решения важных вопросов. Для этого ходил по улице священник и бил колотушкой по деревянной доске. Эта доска так и называлась «било». (Слайд «Било деревянное»)

В российских селениях дома находились далеко друг от друга. Так как звук был не очень громкий, священнику приходилось ходить от дома к дому, чтобы все услышали.

Затем появилось металлическое било - металлическая доска с металлическим молоточком.

- Как вы думаете, почему деревянное било заменили металлическим?

-Давайте проведём эксперимент: послушаем и сравним звук, который издают деревянные предметы и звук металлических предметов.

Металлическое било вешали на столбах или на башне. (Слайд «Било металлическое»)

Священнику уже не надо было ходить по дворам, ведь звон металлического била был слышен на большом расстоянии.

- Я назвала било предком колокола. Как вы думаете, почему?

-Кто же придумал первый колокол? Легенда говорит о том, что первый колокольчик придумал монах. И вот как это было. (Просмотр отрывка из фильма «Литьё колоколов: легенда о колокольчике»)

В России люди полюбили колокола и стали находить им разное применение. Колокольчики привязывали на шею коров и коз. Такой колокольчик назывался БОТАЛО. Для чего было нужно ботало?

Колокольчик использовали как дверной звонок и называли его ЗВОНИК.

Детскую погремушку-колокольчик называли ЗВОНУШКА.

Удар колокола на вокзале предупреждал об отправлении поезда.

-Как сейчас мы узнаём, что поезд отправляется?

Но, пожалуй, самым известным и любимым был поддужный колокольчик. Вы догадались, почему он называется поддужным? (Слайд «Почтовая тройка)

Первые поддужные колокольчики появились на почтовых лошадях. Почту нужно было доставлять быстро, поэтому почтовую повозку все были обязаны пропускать. На специальных станциях смотритель, услышав колокольчик, готовил свежих лошадей, чтобы поменять уставших.

В колокол звонили пожарные, когда спешили на пожар. (Слайд «Пожарная повозка»)

-Какое современное устройство напоминает вам это использование колокольчика?

Колокольчики полюбились всем: их и слышно далеко, и ездить с ними веселей.

На поддужных колокольчиках часто отливались соответствующие надписи. Чаще всего на них было написано «Дар Валдая», потому что по легенде под Валдаем разбился колокол, который везли из Новгорода в Москву. Жители Валдая собрали осколки и стали лить из них колокольчики.

Чтобы узнать, что ещё было написано, мы сейчас соберём разбившиеся колокола и прочитаем. (Дети делятся на команды, собирают из частей колокольчики с надписями: «Звону много – веселей дорога», «Смотри не зевай, веселей погоняй», «Купи – не скупись, езди – веселись», читают надписи, и объясняют их значение).

Поддужные колокольчики обязательно были на свадебных экипажах. Я хочу показать вам настоящий поддужный колокольчик, которому уже 55 лет. Он хранится у моих родителей со дня их свадьбы. Послушайте его звон. Мы тоже поместим его на нашу выставку.

Колокола в старые времена отбивали время. Позже колокола соединили с часами и получились куранты. (Слайд «Кремлёвские куранты»)

Есть много разных колоколов в России, но всё-таки самые главные это те, которые звонят на колокольнях. Колокольню ещё называют звонницей. Даже в этом слове слышится перезвон колокольчиков. А звонит в колокола звонарь

-Вспомните другие слова родственные слову «звон».

В старые времена люди хорошо понимали язык колоколов. Утренний звон БЛАГОВЕСТ созывает всех в церковь.

-Как вы понимаете слово «благовест»? Какую благую весть несёт колокол? (Утро наступило, солнышко всходит, начинается новый день)

А соберётся народ в церковь, зазвучит ТРЕЗВОН, а в праздничные дни ПЕРЕЗВОН, когда все колокола перезваниваются, переговариваются. А на праздник Пасхи любой желающий может подняться на колокольню и позвонить в колокол.

Уходят войска на битву – звучит Торжественный звон; вернутся с победой – Красный звон.

А если звон тяжёлый, скорбный – беда пришла.

ВЕЧЕВОЙ колокол соберёт жителей на главную площадь на вече – совет. Тревожный гул колокола – НАБАТНЫЙ – бывает во время пожара или в метель, чтобы путники не сбились с дороги. Говорят, бывало, что колокола сами звонили, когда была какая-нибудь беда или когда враг подходил к городу. (Прослушивание Праздничного звона и звона Царь-колокола в Храме Христа Спасителя)

Колокола, как и люди, бывают знаменитыми. Самые голосистые колокола в Ростове Великом. Их называют Ростовские звоны. Почти у всех колоколов там есть свои имена: Сысой, Голодарь, Баран, Красный. (Прослушивание колокольных звонов)

Физкультминутка.

- Мы сейчас тоже превратимся в колокола с разными голосами. У меня есть три колокольчика - красный, синий и белый, как цвета Российского флага. Один из них звучит высоко «динь-динь», второй - пониже- «дон-дон», третий- низко- «бом-бом».Если соотнести их с цветом полос на Российском флаге, то какой колокольчик будет издавать самый высокий звук «динь-динь»? (Белый) «Дон-дон»? (Синий) «Бом-бом»? (Красный). С помощью этих колокольчиков я буду превращать вас в колокольчики с разными голосами. (Воспитатель показывает разные колокольчики, дети изображают их с помощью движений (белый – качаем головой, синий – наклоны в стороны, красный – переносим всё тело с одной ноги на другую) и голоса).

Наш родной Воронеж тоже славится своими колоколами. Самая старая колокольня Воронежа – это колокольня Алексеево - Акатова монастыря. (Слайд) Это самое первое каменное здание, построенное в Воронеже и сохранившееся до наших дней.

А колокольня Благовещенского собора – одна из самых высоких в России. (Слайд)

В Воронеже есть несколько мастерских по литью колоколов. 10 Воронежских колоколов звонят на одном из самых красивых соборов Санкт-Петербурга – Исаакиевском Соборе. (Слайды «Исаакиевский собор», «Поднятие 17-и тонного колокола»). Колокола, отлитые в Воронеже, звонят в Японии, Великобритании, в США (штат Канзас)

Самый большой в мире колокол находится в Москве. Он весит 200 тонн, и называется «Царь – Колокол». (Слайд «Царь-Колокол»)

На нашей выставке есть сувенирные колокольчики. Колокольчик всегда был и остаётся желанным подарком. Мы уже начали изготовление сувенирных колокольчиков – выполнили тонировку основы колокольчиков. Теперь я предлагаю вам нанести узоры. (Дети по желанию могут использовать гуашь, гелевые краски, аппликацию.) Готовые колокольчики помещаем на выставку.

Звонят колокола по всей России и мы, россияне, очень любим этот звон. О нём поём песни и читаем стихи. Я предлагаю вам прочитать стихотворение о колокольном звоне, которое мы учили.

Над Россией вновь колокольный звон!

Как прекрасен он, как возвышен он!

Он несётся вдаль, он несётся ввысь –

Хороша страна, где мы родились!

Колокольный звон над землёй плывёт

От седых времён и до наших дней.

Колокольный звон всё зовёт, поёт,

Что для всех для нас нет земли родней!

Я хочу подарить для нашей коллекции ещё один сувенирный колокольчик с надписью «Воронеж», чтобы вы всегда помнили, что в Воронеже льют прекрасные колокола и гордились своим родным городом.

Литература.

1. Князева О. Л., Маханева М. Д.Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа –СПб: АКЦИДЕНТ, 1997.

2. Википедия

3. Открытая православная энциклопедия «Древо»

4. Л. Яхнин «Колокола»- М: Издательство «Малыш», 1993.

Прикреплённые файлы:

slaidy-o-kolokolah_trjhe.pptx | 2364,78 Кб
 
Публикации по теме:

Акция «Бессмертный полк». Мы вместе с Россией, мы вместе со всей страной! Мы — семья!Акция «Бессмертный полк». Мы вместе с Россией, мы вместе со всей страной! Мы — семья! 6мая в нашем детском саду прошла акция «Бессмертный полк» и парад воспитанников, посвящённый празднованию дня Победы в ВОВ. Дошкольники.

Фотоотчёт «Пасхальный звон»Фотоотчёт «Пасхальный звон» Фотоотчёт. Конкурс детского творчества " Пасхальный звон" Вот и прошёл главный церковный праздник -праздник светлой Пасхи, который является.

«И вновь о тюльпанах». Творчество детей«И вновь о тюльпанах». Творчество детей Продолжая тему о тюльпанах, хочется рассказать, что появление цветка в 17 веке в Европе произвело фурор. Европейцы обожествляли цветок.

Конспект интегрированного занятия по творчеству А. С. Пушкина «И с каждой осенью я расцветаю вновь» ЦЕЛЬ: ввести детей в мир Пушкинской поэзии, показать её удивительное богатство и музыкальность, через согласованную работу с музыкой, изобразительной.

Конспект НОД по художественно эстетическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Осень вновь пришла»Конспект НОД по художественно эстетическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Осень вновь пришла» Программное содержание. - закрепить навык рисования деревьев, последовательность, название частей: ствол, ветки, крона, листья; - учить.

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе методом тычка: «Осень вновь пришла» Программное содержание. Закреплять и расширять представления о приметах осени. Вызывать желание рисовать осенний лес. Продолжать знакомить.

Панно «Птицы летят над Россией»Панно «Птицы летят над Россией» Уважаемые коллеги, позвольте представить Вашему вниманию коллективное панно, собранное из отдельных рисунков, сделанных в технике монотипия.

Сценарий праздника «Гордимся Россией» старшая группа Гордимся Россией! Дети заходят в зал под песню «Моя Россия» и садятся на стульчики. Ведущая: - Здравствуйте, ребята! 12 июня наша страна.

Сценарий «Воссоединение Крыма с Россией» Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! Нам очень приятно видеть всех Вас сегодня в нашем спортзале! Мы начинаем самую.

Видеотанец с лентами на песню «Над Россией моей» Видеотанец с лентами на песню «Над Россией моей». М. Девятова В рамках открытого взаимопосещения в нашем детском саду прошли НОД и досуги.

Библиотека изображений:
  • Осень
  • Обучение грамоте
  • Пожарная безопасность
Автор публикации:
Конспект НОД для подготовительной группы «Над Россией вновь колокольный звон…»
Опубликовано: 7 ноября 2016 в 21:41
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 февраля. День клякс на МААМ

Случайным пятнам, которые раньше осложняли школьникам жизнь, а сейчас используются в изобразительном искусстве, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей подборкой специальных игр и...

28 февраля. День сказочных домиков на МААМ

Вполне естественно, что сказочные персонажи живут в необыкновенных волшебных дворцах и сказочных домиках. Под впечатлением приключений любимых сказочных и мультипликационных героев, дети охотно рисуют,...

Детский мастер-класс по изготовлению открытки на 8 марта из бумаги
Мастер – класс рассчитан на детей от 3 лет, будет полезен воспитателям, неравнодушным родителям. Назначение: подарок. Цель: создание открытки к...
Конспект НОД по рисованию в средней группе «Филимоновская лошадка, кошка»
Цель: учить передавать характерные элементы филимоновской росписи Задачи: 1. Учить детей расписывать силуэт филимоновской игрушки, чередуя...
Сценарий спортивного развлечения в детском саду для детей младшей группы «Мой весёлый...
Цель: Развивать элементарные двигательные действия; мотивировать к выполнению физических упражнений с положительно – эмоциональным настроением. Задачи:...