МААМ-картинки

Конспект НОД «Тайна моего имени» (старшая группа)

Ольга Пенюшина
Конспект НОД «Тайна моего имени» (старшая группа)

Цель: формирования интереса и уважения к своему имени на основе православной культуры, как эмоционально– положительную основу для духовно- нравственного воспитания.

Задачи:

Обучающие:

-познакомить ребят с происхождением русских имен и их значением;

- формировать интерес к обычаям и духовной культуре русского народа.

Развивающие:

-развивать кругозор, творческое самовыражение при помощи игр;

-развивать умение составлять рассказ из личного опыта;

-развивать творческое воображение, внимание, логическое мышление.

Воспитательные:

Публикация «Конспект НОД „Тайна моего имени“ (старшая группа)» размещена в разделах

- воспитывать уважение к своему имени и именам других людей;

- воспитывать чувство эмпатии.

Актуальность: для каждого человека его имя – одно из самых главных слов на земле. И всех без исключения интересуют вопросы: что означает моё имя, как и когда оно появилось?

В процессе обмена знаниями о своих именах у детей возникает интерес к познанию общества, в котором они живут, а также к традициям и духовной культуре русского народа.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, изобразительная, двигательная.

Предполагаемый результат:

ОО «Социально-коммуникативное развитие» :

- развито взаимодействие и общение ребенка с взрослыми и сверстниками;

- сформировано умение работать в коллективе, помогать друг другу в случае необходимости.

ОО «Познавательное развитие» :

- имеют представление о старинных русских обычаях;

- развита познавательная активность;

- имеют представление о значении имен;

- проявляют интерес к обычаям старины, к русскому фольклору.

ОО «Речевое развитие» :

- развиты коммуникативные навыки, средства речевого взаимодействия со сверстниками и окружающими людьми;

- обогащен словарный запас дошкольников;

- умеют составлять рассказы из личного опыта.

ОО «Художественно-эстетическое развитие» :

- развиты предпосылки смыслового понимания значения своего имени;

- применяют нетрадиционную технику рисования (роспись пером).

ОО «Физическое развитие» :

- развита общая и мелкая моторики ребенка;

-выполняют основные виды движений под музыку.

Форма НОД: занятие - игра.

Дидактическое обеспечение: клубок, аудиозаписи, видеозапись, заготовки оберегов, гусиные перья, гуашь.

Технические средства обучения: проектор, магнитофон.

Предварительная работа:

- проведение НОД с детьми по ознакомлению с окружающим «Я и мое имя»;

- создание условий в предметно игровой среде группы;

- ознакомление с техникой рисования пером;

- совместная деятельность воспитателя с детьми вне занятий

(дидактические игры, подвижные народные игры);

- индивидуальная работа с семьями детей по созданию видеозаписи и значению имен детей;

- чтение русских народных сказок, былин, рассматривание иллюстраций, слушание русских народных песен, колыбельных

Ход НОД

Ребята, сегодня я хотела бы поговорить с вами на одну очень интересную тему. А какую именно, я думаю, вы догадаетесь после просмотра мультфильма.

(просмотр мультфильма Лунтик «Имя», 5 серия 4:55мин)

-Как вы думаете о чем мы сегодня поговорим? (об именах)

-Верно, у каждого человека есть имя. Оно дается ему при рождении, и он носит его всю жизнь. Сегодня мы попробуем открыть некоторые тайны имен. И тема нашего занятия звучит так – «Тайна моего имени».

У меня в руках клубочек, каждый из вас будет брать его в руки, наматывать и при этом произносить свое имя.

Дети передают друг другу клубок, называя свое имя.

-Вы, молодцы, дружно соткали чудесную «паутинку»из ваших имен. Теперь осталось пройти через нее, чтобы наполниться волшебной силой. Но для этого надо назвать имя товарища ласково (произносят).

История происхождения имен.

-Ребята, как вы думаете, зачем человеку имя?

-Может ли человек жить без имени? Почему?

-Есть целая наука, изучающая имена - эта наука называется антропонимика. Повторите.

Люди, изучающие эту науку, очень много знают о происхождении и значении имен. На Руси все начиналось так - рождение ребенка всегда считалось великим чудом, радостным событием в жизни не только родителей, но и всего рода. Издревле в честь новорожденных у многих народов устраивались праздники, высказывались разные благопожелания. Наши предки относились к именам очень бережно. Они верили, что имя, данное человеку, не простая случайность, которой малыш обязан родителям, оно срастается с человеком на всю жизнь, обладает определенной таинственной силой, которая может ему помочь, а может и навредить. Поэтому выбор имени имел большое значение и рассматривался как обряд.

Беседа о значениях имен.

-Задумывались ли вы над тем, что значит ваше имя?

-Давайте сейчас по цепочке каждый называет свое имя и немного рассказывает о нем - нравится ли оно вам или нет и почему? Может вы знаете, почему родители вам дали именно это имя, или вам что-то известно о значении вашего имени. А я в свою очередь, расскажу вам откуда произошло ваше имя и как переводится. Давайте я начну.

(Дети рассказывают о своем имени, воспитатель дополняет ответы детей о значении их имен, вывешивает облачка с именами на доску)

Иван- старинная форма : Иоанн. Древнееврейского происхождения, означает: Яхве (Бог) смилостивился, помиловал (дар Бога). Иван - распространенное русское имя.

Юлия- по одной из версий имя греческое и происходит от слова юлос, что переводится как "пушистая" или "волнистая". Так что, согласно этой теории значение имени Юлия - "пушистая" или "волнистая".

Виктория -в переводе с латинского: «победа».

Дарья- в переводе с древнеперсидского языка: «победительница».

Максим- имя имеет римские корни, с латинского означает «величавый».

Мария- древнееврейского происхождения. По одной версии - госпожа, по другой - любимая, по третьей - упрямая.

Никита- древнегреческое имя. Значение:«Победитель».

Глеб- произошло от древнескандинавского Guleifr. Это двукоренное имя состоящее из gu — "бог", leifr — "наследник". Получается, что значение имени Глеб - "наследник бога".

Елизавета- на древнееврейском имя Елизавета звучало так как Элишева. В переводе оно означало "Бог мой — клятва", "почитающая Бога" или "заклинающая Богом".

Кирилл- в переводе с греческого значение имени Кирилл) означает "господин" или "владыка".

Ева- с древнееврейского переводится как "дающая жизнь".

Матвей- в переводе с древнееврейского означает "дар Яхве" или "дар Божий".

Арина- имя Арина считается не самостоятельным именем, а одной из форм имени Ирина. Поэтому значение имени Арина и Ирина одинаковы. Имя древнегреческое и означает — "мир" или "покой".

Марго- имя пришло из Древней Греции, переводится как "жемчужина", "жемчуг".

Алексей- если перевести имя Алексей с греческого, то оно будет означать «оберегающий».

Анастасия- переводится с греческого как «воскресающая», «возвращение к жизни».

Виталина- значение имени Виталина - "жизненная" или "полная жизни", ведь именно так переводится имя с латыни.

Сергей- значение имя Сергей происходит от римского имени «Сергиус», чтов переводе с латинского значит "высокий" или "знатный", но это достаточно спорная версия.

Алина- имя имеет латинские корни переводится как «благородная» или «другая, чужая» и т. д.

-Молодцы, у вас у всех очень красивые имена.

Ребята, послушайте стихотворение и попытайтесь разгадать загадку:

Сколько имен у подружки у Оли?

Как бы друзья не запутаться тут.

Ольгой частенько зовут её в детском саду,

Оленькой папа и мама зовут.

Олюшкой тетя её называет,

Олька — кричит озорник во дворе…

Кто же, скажите-ка мне, подсчитает,

Сколько имен у подружки моей?

– А вы, ребята, догадались, сколько имен у Оли? (одно)

Какая форма имени полная? (Ольга) А какие ласкательные (Оленька, Олюшка)

А дома вас называют какими - нибудь ласковыми именами? (дети называют ласкательные формы своих имен)

– Хорошо ли называть друг друга Юлькой, Петькой, Сашкой?

- Как бы вы хотели, чтобы к вам обращались?

Викторина

-Случается так, что самого человека на свете-то никогда и не было, а имя его живёт. Так, например, существуют не только наши современные имена, но и сказочные. Вот сейчас мы с вами и вспомним имена главных героев некоторых известных рассказов и сказок:

1. В чашечке тюльпана на зеленом листике сидела девочка. Она была маленькая-маленькая, всего в один дюйм. Ее так и прозвали. (Дюймовочка.)

2. Девочка, беленькая, как снежок, и кругленькая, как шарик, говорит старикам : «Я из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена. Зовут меня.» (Снегурочка.)

3. Как зовут доброго доктора, который лечил зверей, птиц и насекомых в сказке К. И. Чуковского? (Айболит.)

4. Имя героя, которому удалось поймать волшебную щуку? (Емеля)

6. Как звали друга Чебурашки? (Гена)

7. Кот, мечтавший жить со всеми дружно. (Леопольд)

Физ. минутка.

-А теперь, ребята, я буду называть имена и, если вы услышали свое имя, то встаете.

-Скажите, почему, когда я называла некоторые имена, вставал один человек, а на другие несколько? (у них одинаковые имена)

-Кто знает, как называют людей с одинаковыми именами? (тезки)

–В нашей группе есть тезки? Поднимите руки.

Рисование своего имени : творческое задание.

- А теперь, я хочу предложить вам задание. Давайте нарисуем наши имена.

На партах у вас лежать пустые облачка. В них нарисуйте символ своего имени, оживите имя с помощью рисунка и повесьте его рядом с облачком с вашим именем. (дети рисуют символы, вывешивают их на доску)

Подведение итогов.

-Ребята, что нового об именах вы узнали на нашем занятии?

Ребята, вспомните, пожалуйста, и назовите те моменты мероприятия, которые вам наиболее понравились и запомнились, и почему (ответы детей).

- Ребята, я вам желаю вырасти умными, добрыми, отзывчивыми. Беречь свои имена. И, может быть, имя кого-то из вас тоже прославится за добрые дела и поступки и про кого-то из вас смогут сказать: «Не имя красит человека, а человек имя!».

Публикации по теме:

Конспект НОД по ФЦКМ «Фрукты» (старшая группа) Задачи: Уточнять и расширять знания детей о фруктах, их произрастании, пользе для здоровья человека; развивать диалогическую и монологическую.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по социально-личностному развитию «Тайна имени» КОНСПЕКТнепосредственно образовательной деятельности по социально-личностному развитию (социализация) на тему: «Тайна имени» Программное.

Конспект НОД на тему «Весна» (старшая группа) Конспект НОД на тему: Весна. Старшая группа. Цель: Обобщение знаний детей о характерных признаках весны. Задачи: - Уточнить и обобщить представления.

Конспект НОД «Экскурсия в библиотеку имени С. Я. Маршака» (подготовительная группа)Конспект НОД «Экскурсия в библиотеку имени С. Я. Маршака» (подготовительная группа) Тема: «Вместе с книгой мы растем». Форма организации: экскурсия. Основная образовательная область: «Познание»(формирование целостной картины.

Конспект НОД «Новый дом» (старшая разновозрастная группа) Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое.

Конспект НОД «Перелётные птицы» (старшая группа) Задачи по образовательным областям. Образовательная область «Познавательное развитие» • Познакомить детей с перелетными птицами, объяснить,.

Конспект НОД по ОБЖ «Режим дня» (старшая группа) Задачи: - Сформировать представление о режиме дня, умении отличать поведение способствующее укреплению здоровья, от поведения, вредного.

Конспект НОД «Тайна исчезнувшего бутерброда. Пищеварительная система» Конспект НОД по теме «Пищеварительная система» или «Тайна исчезнувшего бутерброда» Цель: Продолжать формировать представления о собственном.

Конспект НОД «Сказка о зиме» (старшая группа) Конспект НОД по речевой деятельности «Сказка о зиме» (старшая группа) Программное содержание: Образовательные: Закреплять представления.

Фотоотчет о проекте «Тайна моего имени»Фотоотчет о проекте «Тайна моего имени» В нашей группе много детей и имена у всех разные. Когда воспитатель зовет ребенка полным именем, то ребенок не отвлекается, так как не знает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Тайна моего имени» (старшая группа)
Опубликовано: 10 января 2019 в 12:48
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД