Пелагейченко Ирина Викторовна
Конспект НОД «Нарядные лошадки. Лепка по мотивам дымковской игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Закреплять и уточнять представления детей о дымковских игрушках, их орнаменте. Совершенствовать умение самостоятельно создавать узор на дымковских игрушках.
Задачи:
• Инициировать декоративное оформление вылепленных фигурок
Публикация «Конспект НОД „Нарядные лошадки, Лепка по мотивам дымковской игрушки“» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. ИЗО, поделки, рисование
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Дымковские игрушки. Лепка, занятия с глиной и пластилином
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лепка. Все материалы по лепке
- Лошадка. Дымковская игрушка
- Лошадь, жеребенок, конь
- Народные промыслы. Лепка, занятия с пластилином
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Темочки
• Продолжать учить детей расписывать узорами по дымковским мотивам объемные игрушки, используя разные элементы дымковской росписи.
• Продолжать совершенствовать технику рисования гуашевыми красками – рисовать кончиком кисти на объемной форме, поворачивая и рассматривая ее со всех сторон
• Воспитывать любовь к народному творчеству России. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.
Предварительная работа:
• Беседа о народных промыслах и дымковских игрушках.
• Рассматривание дымковских игрушек.
• Дидактические игры с изображением дымковских игрушек.
• Выделение основных видов орнамента, используемого в работе дымковских мастеров.
• Рисование дымковских узоров.
Оборудование и материалы
• Соленое тесто.
• Гуашевые краски, кисти, стаканчики с водой, салфетки.
• Таблицы с элементами дымковской росписи и характерными цветосочетаниями.
• Дымковские игрушки, иллюстрации с их изображениями.
План.
1. Рассказ воспитателя о дымковской игрушке. Наглядный показ.
2. Чтение стихотворения К. Д. Ушинского «Лошадка».
3. Показ лошадки-образца и схемы способа лепки.
4. Работа детей.
5. Физкультминутка.
6. Декоративное оформление вылепленных лошадок.
7. Подведение итогов.
Ход занятия.
-- С высокого берега реки Вятка, на котором издавна стоял город Вятка (сейчас он называется Киров, видно село Дымково. А почему оно так называется? В старину – и зимой, когда топились печи, и летом, когда туман, село это – будто легкой дымкой окутано. Здесь в далекую старину и зародилась игрушка, которую так и назвали – «дымковская»…
Вначале были только свистульки. Всю зиму дымковские мастерицы лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька. И вот на лотках и прилавках многолюдной весенней ярмарки торгуют веселым товаром. Охотно разбирают его взрослые и дети.
И в наше время в Вятке, которая теперь называется город Киров, находятся мастерские знаменитой дымковской игрушки. И делают там не только свистульки. Если мы зайдем в эти мастерские, сразу же увидим груды и мешки глины, ящики с красками, коробки с яйцами. Все это нужно для создания чуда. Сказочные коники, индюки, похожие на жар-птиц, бараны в штанишках, барыни и кавалеры, карусели и др.
Вылепленные фигурки несколько дней просушивают, потом обжигают в специальных печах. После обжига их белят мелом, разведенном на молоке, затем начинают расписывать нарядными узорами : кружочками, прямыми и волнистыми полосками, клеточками, пятнышками, точками. Краски малиновые, красные, зеленые, желтые, оранжевые, синие – пестро и весело, как в хороводе!
Сегодня мы с вами будем лепить дымковскую игрушку – лошадку, как настоящие мастера.
Послушайте рассказ К. Д. Ушинского «Лошадка» :
«Конь храпит, ушами прядет, глазами поводит, удила грызет, шею, словно лебедь, гнет, копытом землю роет. Грива на шее волной, сзади хвост трубой, меж ушей—челка, на ногах—щетка; шерсть серебром отливает. Во рту удила, на спине седло, стремена золотые, подковки стальные. Садись и пошел! За тридевять земель, в тридесятое царство! Конь бежит, земля дрожит, изо рта пена, из ноздрей пар валит».
Воспитатель предлагает детям еще раз рассмотреть дымковскую игрушку— лошадку—и определить, каким способом ее лучше слепить.
Уточняет ответы детей и советует попробовать слепить лошадку так, как это делают народные умельцы.
Сначала замешиваем тесто,
затем лепим шарики по количеству детей.
Дети начинают работать, глядя на схему способа лепки лошадки по мотивам народной пластики.
Воспитатель показывает основные способы лепки и побуждает детей к самостоятельному творчеству.
По ходу занятия помогает детям советами, индивидуальным показам, наводящими вопросами.
Воспитатель предлагает детям долепить фигурку так, чтобы получилась красивая лошадка : «Дети, давайте оформим вылепленную фигурку, чтобы она стала красивой лошадкой.
Рассматриваем со всех сторон и сглаживаем. Гриву и хвост слегка оттягиваем и прищипываем».
Какие замечательные лошадки у нас получились, пока они подсыхают, мы с вами отдохнем.
Физкультминутка:
Сегодня дымку мы узнали
И немного мы устали.
Руки в кулачки сожмем,
Кружочки рисовать начнем,
Кисти наши разожмем,
Краску лишнюю стряхнем,
Плечи шире разведем,
Спинки крепкие прогнем,
Ладошки солнышку покажем,
Весело ему помашем.
В руки кисточки возьмем
И рисовать начнем.
А теперь нужно раскрасит наших лошадок.
-Какие узоры украшают дымковские игрушки? (ответы детей) В основном это круги, точки, волнистые линии и др.
-А какие цвета используются в росписи игрушек? (ответы детей) Да это яркие краски, синие, желтые, красные.
-ну вот мы с вами вспомнили и про изготовление и про роспись! Давайте теперь приступим к росписи наших лошадок!
С чего же мы начнем расписывать игрушки? А начнем мы с того, что возьмем тонкую кисточку, окунем в черную краску и аккуратно закрасим нос, копыта, гриву и хвост у нашей лошадки. Зачем очень хорошо промоем кисточку и придумаем свой узор!
Если вы в своей работе будете использовать круги, их можно сделать ватными палочками и тычками! Работайте аккуратно, чтоб игрушки для ярмарки получились яркими и красивыми. Не набирайте много краски, лишнюю воду с кисточки промачивайте о салфетку!
Дети приступают к заданию, воспитатель индивидуально, словесно оказывает помощь.
Воспитатель с детьми рассматривает детские работы.
- Посмотрите, какие игрушки у нас получились! Давайте оставим игрушки для высыхания, а потом разместим их на нашей выставке!
Спасибо за внимание! Было очень интересно!