Лучший педагог года

Конспект НОД для детей 5–7 лет «Ненецкая женская одежда и обувь»

Ирина Мельникова
Конспект НОД для детей 5–7 лет «Ненецкая женская одежда и обувь»

Каждый народ заявляет о себе через свою деятельность, т. е. культуру. Традиционная

культура народов Севера складывалась на протяжении веков и тысячелетий. Она была

максимально приспособлена к природным условиям их обитания, была подчинена

определенным законам, передающимся от одного поколения к другому.

В наше время детям необходимо иметь элементарные представления об истории

родного края, традициях и культуре быта коренных народов Крайнего Севера, так как

Публикация «Конспект НОД для детей 5–7 лет „Ненецкая женская одежда и обувь“» размещена в разделах

именно сохранению культуры уделяется особое внимание. Культура и самобытность каждого народа отражается в его традициях, фольклоре, а также находит свое яркое выражение в национальной одежде.

Задачи:

Уточнять и расширять знания о жизни и быте коренных жителей Севера.

Познакомить детей с ненецкой женской одеждой и обувью.

Учить детей украшать орнаментом национальную одежду.

- Развивать наблюдательность и внимание.

-Активизировать словарный запас и расширить кругозор.

- Воспитывать любовь к родному краю, умение ценить культуру коренного народа – ненцев, культуру народов.

-Формировать чувства толерантности.

Предварительная работа:

Чтение ненецких сказок, загадок, рассматривание ненецкой одежды, знакомство с орнаментами.

Словарная работа:

Активизировать словарь детей : зимняя и летняя ягушка, кисы, бурки, тобаки, сова, травяная стелька, сукно, бисер, орнамент.

Оборудование:

Ягушка, кисы, тобаки. Украшение из бисера. Кукла в национальной ненецкой зимней одежде. Колокольчик. Образцы орнамента из бисера. Бисер и леска для работы детей. Разрезная картинка для дидактической игры. Запись национальных песен. Презентация с изображением северной природы, стойбища, оленьи упряжки.

Ход занятия:

Воспитатель:

Дети, где мы живем? (В городе Лабытнанги, на Крайнем Севере).

Наш край холодный и суровый.

На Крайнем севере зима,

Заснежены просторы.

Полгода вместо солнца тьма,

И тускло светят звезды.

Воспитатель:В нашем округе и городе живут и трудятся люди разных национальностей. Кто работает на нефтепромыслах, кто в торговле, кто –то трудится в сельском хозяйстве. Особенно тяжело жить тем, кто живёт и работает в тундре, пасет оленей – это оленеводы и их семьи.

- Как олени помогают человеку на севере?

Дети: Олени – это и транспорт, и жилье, и одежда.

….Там всегда в метель и стужу

Человеку верно служит

Быстрый северный олень.

Воспитатель:Да, на оленях ездят по тундре, олени легко везут нарты. Оленьими шкурами покрывают чум для тепла.

Сегодня в гостях у нас ненецкая девочка Окся. Она хочет познакомить нас с женской национальной одеждой.

Воспитатель:Какую одежду, обувь носят люди, живущие в стойбищах? (ответы детей)

Ненецкие женщины шьют одежду из оленьих шкур, она удобная, теплая и лёгкая.

Воспитатель:Как вы думаете, почему одежда ненцев шьется из оленьих шкур?

Ненцы живут на Севере, где очень холодно, а шкура оленя необычайно теплая. Одежда помогает ненцам переносить суровый климат и длительные кочевки. Рассмотрим одежду нашей гостьи.

- Что это у Окси? (Ягушка)

Ягушка - это женская одежда. Шьют ягушкуиз оленьего меха, мехом наружу и внутрь, распашной шубы, с низким воротником из оленьего или песцового меха и пришивными рукавицами. Наша гостья Окся одета в летнююягушку. Шьют ее из сукна и украшают бисером, орнаментом из меха и сукна. Сукно - толстая теплая ткань.

Бывают и детские ягушки. Мамы украшают их не только орнаментами.

Воспитатель:А чем еще, вы узнаете, отгадав загадку:

«В железном чуме ребенок танцует» (колокольчик)

Ребенок бегает по тундре, а колокольчик звенит, его далеко слышно.

Послушайте стихотворение ненецкого поэта Семена Няруя.

Колокольчик: «Динь, динь, динь!».

Колокольчик, он звенит.

В тундре белоснежной

Всюду слышно: «Динь, динь, динь!».

Воспитатель:Что делает колокольчик? Как он звенит? (Ответы детей)

Игра «Колокольчик»

Водящий с завязанными глазами пытается поймать игрока, который звонит в колокольчик. Дети в кругу друг другу передают колокольчик.

Воспитатель:А что у Окси на голове? (Ответы детей)

Женщина - ненка на голове носит шапку с длинной затылочной частью - саву. Шьется она из белого и коричневого цвета. Саву украшают орнаментом, нашивают на нее подвески из бусин и подвески из меди и бронзы.

На ногах у Окси бурки - это красивые меховые сапожки до колен. В тундре в сильные морозы или во время длительной поездки ненцы надевают кисы. кисы и бурки шьют из белых или коричневых шкурок с оленьим ног мехом наружу. Кисы нижней части украшают особым женским орнаментом. Чтобы в кисах было теплее, на ноги надевают тобаки - чулки мехом внутрь. В очень сильные морозы кисы вставляют травяную стельку.

-Посмотрите как украшены бурки? (орнамент из бисера)

Правильно, для того, чтобы одежда была нарядной, женщины – мастерицы украшают её узором – орнаментом. Эти орнаменты традиционны, их придумали много- много лет назад и украшают ими паницы, шапки, пимы, бурки, кисы, сумочки - тучейки.

Народы Ямала не только нашивают бисер на полоски ткани или меха, но и нанизывают на леску и закрепляют ее одним концом на одежде.

Подвижная игра «Собери бисер»

Ведущий подбегает к любому ребенку - бисеринке, хлопает его по плечу, тот становится за ведущим и кладет руки ему на плечи. Затем они бегут к другому ребенку, тот становится за первой бисеринкой. И т. д. Игра продолжается до тех пор, пока все бисеринки не будут «Нанизаны на нитку»

Дидактическая игра «Назови женскую ненецкую одежду»

Дети складывают из деталей картинку с изображением девочки в национальном костюме. Называют элементы одежды.

Воспитатель:Окси надо ехать в стойбище. Сделаем для нее подарок.

Работа с бисером. «Украшение на шею.

А для того, чтобы работалось веселее, женщины пели песни.

Воспитатель включает запись.

Самостоятельная работа детей под запись ненецких песен.

Итог занятия:

Как называется ненецкая женская одежда? Как называется ненецкая обувь? Чем украшается одежда? Как называется ненецкий головной убор? Какой подарок сделали для Окси?

Публикации по теме:

Подборка игровых упражнений по теме «Одежда и обувь»Подборка игровых упражнений по теме «Одежда и обувь» Здравствуйте,хочу поделиться с вами подборкой игр и упражнений на тему "Одежда и обувь" На организованной деятельности по окружающему.

Конспект ОД «Зимняя одежда и обувь» по ознакомлению с окружающим миром в первой младшей группеКонспект ОД «Зимняя одежда и обувь» по ознакомлению с окружающим миром в первой младшей группе «Зимняя одежда и обувь». Конспект ОД по ознакомлению с окружающим миром в первой младшей группеЦель: Способствовать умению классифицировать.

Ежедневное тематическое планирование во второй группе раннего возраста «Одежда. Обувь»Ежедневное тематическое планирование во второй группе раннего возраста «Одежда. Обувь» Тема недели «Одежда и обувь» 14.03.2016 Понедельник. Первая половина дня. 1. Встреча детей: Кукла Катя приветствует детей, говорит: «Здравствуйте».

Фотоотчёт о художественном творчестве детей старшего дошкольного возраста по теме недели «Одежда. Обувь. Головные уборы»Фотоотчёт о художественном творчестве детей старшего дошкольного возраста по теме недели «Одежда. Обувь. Головные уборы» .

Календарное планирование тематической недели «Обувь, одежда, Головные уборы» в младшей группе Цели деятельности педагога: Формировать и расширять у детей словарь по теме. Учить классифицировать. Дифференциация типов одежды по сезонам.

Конспект интегрированного занятия по ФЦКМ для старшего дошкольного возраста «Одежда, обувь, головные уборы»Конспект интегрированного занятия по ФЦКМ для старшего дошкольного возраста «Одежда, обувь, головные уборы» Цель: Расширять знания и уточнять представление детей старшего дошкольного возраста об одежде. Образовательные: Формировать у детей отчетливое.

Конспект НООД с использованием ИКТ для старших дошкольников «Одежда, обувь, головные уборы» Образовательная область: речевое развитие. Цель:систематизировать и закрепить знания детей по теме «Одежда, обувь, головные уборы». Задачи:.

Лэпбук «Одежда, обувь»Лэпбук «Одежда, обувь» При знакомстве с лексической темой "Одежда. Обувь" в средней логопедической группе мы использовали тематический лэпбук. Каритнки для создания.

Планирование воспитательно-образовательной работы на неделю «Одежда, обувь, головные уборы» Мир вокруг нас. Цель. Формировать обобщающие понятия «обувь»; уточнить названия и назначение обуви и одежды; учить группировать одежду и.

Тематическая неделя «Одежда. Обувь. Головные уборы» Конспект по развитию речи в старшей группе «Одежда»Тематическая неделя «Одежда. Обувь. Головные уборы» Конспект по развитию речи в старшей группе «Одежда» Цель:Знакомить детей с назначением одежды. Развивать умение классифицировать виды одежды. Знакомить с профессиями портного и вязальщицы. Упражнять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД для детей 5–7 лет «Ненецкая женская одежда и обувь»
Опубликовано: 5 февраля 2022 в 14:58
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД