Татьяна Поротикова
Конспект НОД «Органы чувств» из серии «Здоровье»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование у детей знаний об органах дыхания.
Задачи: уточнить и расширить знания детей о свойствах воздуха и способах его обнаружения; дать представление о том, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека; обогащать и активизировать словарный запас; формировать осознанное отношение к своему здоровью.
Публикация «Конспект НОД „Органы чувств“ из серии „Здоровье“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Органы чувств человека и их назначение
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
Ресурсы: бейдж «Ученый-исследователь» по количеству участников, камешек, стакан с водой, полиэтиленовый пакет, резиновая груша, кусочек мела, соломинка, зеркало, банка с водой, воронка, кусок резины, резиновая игрушка, весы, панно с деревом.
Содержание НОД
1. Организационный момент.
Загадка: Такой большой, что занимаю мир,
Такой маленький, что в любую щель пролезаю.
(Воздух.)
Педагог: воздух везде, вокруг нас, на небе, на всей земле. Предлагаю вам стать учеными и заняться исследованием воздуха. Вы знаете, кто такие ученые – исследователи? (Люди, которые занимаются исследованиями.)
- нам предстоит трудная задача: узнать, что такое воздух, как его можно обнаружить, какими свойствами он обладает. (Прикрепляет на грудь детям бейджики.) Вы готовы? Уважаемые коллеги! Пройдите в лабораторию и приступим к нашим исследованиям.
2. Проведение опытов.
Опыт 1. «Свойства камня».
- Возьмите в руки камешек и сожмите его в руке. Какой он на ощупь? (Твердый, жесткий, крепкий.) Камень – это твердое тело. Какие твердые тела вы можете назвать? (Ответы детей.)
- А можно ли взять в руку воздух и сжать его? (Нет, нельзя.)
Делаем вывод: ВОЗДУХ НЕ ТВЕРДОЕ ТЕЛО.
Опыт 2. «Свойства воды».
- Возьмите стакан с водой. Посмотрите, понюхайте, попробуйте, какая она? (Прозрачная, бесцветная, без запаха, без вкуса.)
- Что умеет делать вода? Вода течет, бежит, струится, журчит. Что же такое вода? Вода – это жидкость. Назовите другие жидкости? (Сок, кефир, молоко, кисель и т. д.)
- Делаем вывод: ВОЗДУХ НЕ ЖИДКОЕ ТЕЛО. Воздух нельзя сжать в руке. Значит, он не твердое тело. Воздух не течет, его нельзя пить. Значит, он не жидкость. Можно сделать вывод: ВОЗДУХ НЕ ТВЕРДОЕ ТЕЛО И НЕ ЖИДКОСТЬ. Воздух – это газ. Он невидимый, бесцветный, прозрачный, безвкусный, не имеет запаха. Вот это наше открытие. Продолжим исследования.
- Воздух невидим. Как же нам его обнаружить?
Опыт 3. «Свойства воздуха».
- Возьмем полиэтиленовый пакет и начнем скручивать его с открытого края. Пакет становится выпуклым. Почему? (Дети высказывают свои предположения.)
- Делаем вывод: он наполнен воздухом, но мы его не видим.
Опыт 4. «Воздух можно ощущать».
- А теперь помашем ладонью около лица, подуем на ладонь. Что мы чувствуем? (Ветер, воздух движется.)
Делаем вывод: ДВИЖЕНИЕ ВОЗДУХА МЫ МОЖЕМ ОЩУЩАТЬ.
Физкультминутка.
Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Ветер тихо клен качает.
Вправо – влево наклоняет.
Раз – наклон
И два – наклон.
Зашумел листвою клен.
Опыт 5. «Воздух можно услышать».
- Возьмите резиновую грушу и сожмите ее в руке. Что вы услышали? (Свист, воздух с шумом выходит из груши.)
- А теперь закройте отверстие резиновой груши и попытайтесь сжать ее. Она не сжимается? Что же этому мешает? (Палец, закрывающий отверстие, и воздух, находящийся внутри груши.)
Делаем вывод: ВОЗДУХ, НАХОДЯЩИЙСЯ В ГРУШЕ, МЕШАЕТ ЕЕ СЖАТЬ.
Опыт 6. «Воздух есть везде».
- А теперь бросим в стакан с водой кусочек мела. Что происходит? (Из мела выходят пузырьки воздуха.)
- Мы провели ряд опытов, выясняя, где есть воздух. К какому выводу мы пришли? ВОЗДУХ ЕСТЬ ВЕЗДЕ: В ПАКЕТЕ, В ГРУШЕ, В МЕЛЕ.
Опыт 7. «Воздух в воде».
- Опустите перевернутый стакан в банку с водой. Что вы наблюдаете? (Вода в стакан не вливается).
- Теперь осторожно наклоним стакан. Что произошло и почему? (Вода влилась в стакан, воздух из него вышел в виде пузырей.)
Опыт 8. «Воздух занимает место».
- Закройте трубочку пальцем и опустите ее в воду. Что произошло? (Вода не поступает в трубочку).
- Открою отверстие трубочки. Почему вода вошла в трубочку? Воздух вышел из трубочки, и туда влилась вода. Делаем вывод: ВОЗДУХ ЗАНИМАЕТ МЕСТО.
Опыт 9. «Воздух имеет вес».
- Возьмите два воздушных шара. Внутри одного находится воздух, а другой сдутый, без воздуха. Их кладем на весы. Что наблюдаем: чаша весов с надутым шаром перевесила. Почему? Делаем вывод: ЧАША ВЕСОВ ПЕРЕВЕСИЛА, ПОТОМУ ЧТО ШАРИК НАПОЛНЕН ВОЗДУХОМ. ЗНАЧИТ, ВОЗДУХ ИМЕЕТ ВЕС.
Опыт 10. «Воздух легче, чем вода».
А сейчас возьмем кусочек резины и бросим его в воду. Он утонул. Отпустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет. Почему? Ведь игрушка тяжелее, чем кусочек резины? Что у нее внутри? (Воздух).
Делаем вывод: ВОЗДУХ ИМЕЕТ ВЕС, НО ОН ЛЕГЧЕ, ЧЕМ ВОДА. Мы провели исследования. Что мы узнали о свойствах воздуха? (Воздух занимает место и имеет вес.)
- Для чего нам необходим воздух? (Для дыхания.)
- Мы провели опыты, узнали, как и где можно обнаружить воздух, какими свойствами он обладает. Знаем главное назначение воздуха. Теперь предлагаю убедиться в том, что мы дышим воздухом.
Опыт 11. «Человек выдыхает воздух».
- Возьмите стакан с водой и соломинку. Опустите соломинку в воду и тихонько подуйте в нее. Что вы наблюдаете? (Пузырьки воздуха.) Да, и это доказывает, что мы выдыхаем воздух.
Опыт 12. «Значение воздуха в жизнедеятельности организма человека».
- Подышите на зеркало. Оно запотело. Почему? (Дети высказывают свои предположения.)
- Поверхность зеркала стала влажной, так как вместе с воздухом мы выдыхаем мельчайшие капельки воды. А теперь подойдите к плакату и расскажите, как дышит человек и как воздух проникает в организм. (Через нос и рот воздух вдыхается и попадает в легкие. А там через трубочки – сосуды, по которым течет кровь, отдает необходимые для жизни человека вещества, а забирает вредные, ненужные и через выдох они выталкиваются наружу.)
- Правильно. А теперь положите руки на грудную клетку. При дыхании она поднимается (расширяется) и опускается (сжимается). Что происходит с легкими при дыхании? (При вдохе легкие расширяются, а при выдохе сжимаются.)
- А теперь попробуйте не дышать. Долго смогли продержаться без дыхания? (Нет.) Делаем вывод: БЕЗ ДЫХАНИЯ ЖИЗНИ НЕТ.
- Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит. Что же приводит к загрязнению воздуха? (Дым из трубы, от машин.)
3. Итог (рефлексия).
Мы должны заботиться о своем здоровье. Что мы можем сделать, чтобы воздух был чистым? (Сажать больше цветов, деревьев.)
- Давайте посадим зернышко в землю, и через некоторое время у нас вырастет прекрасное растение. У вас хорошее настроение? Передайте его своим друзьям: дотроньтесь друг до друга кулачками, ладошками.