МААМ-картинки

Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи «Народная игрушка матрёшка» для детей 6–7 лет с ОВЗ

Юлия Кудрявцева
Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи «Народная игрушка матрёшка» для детей 6–7 лет с ОВЗ

Тема: Народная игрушка матрёшка

Возрастная группа: 6 – 7 лет.

Вид НОД: формирование и совершенствование лексико-грамматического строя речи

Форма организации : подгрупповая (6 детей), индивидуальная

Средства:

Публикация «Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи „Народная игрушка матрёшка“ для детей 6–7 лет с ОВЗ» размещена в разделах

Зрительный ряд: колокольчик, фонарь, теневой театр с фигурками к сказке, матрёшка с шестью куклами внутри, иллюстрация с японской матрёшкой, контейнер с нутом, игрушки небольшие из разных материалов, поднос, ёмкость с водой, оранжевые салфетки с нарисованными чёрным маркером контурами предметов женского русского народного костюма, деревянные ложки по 2 шт на каждого ребёнка, фонарик с пультом, игра «О чём мечтает матрёшка», смайлики, раскраски с матрёшкой и QR кодом для просмотра видео о матрёшке.

Литературный ряд: «Милый друг», сказка авторская, рассказ о матрёшке

Музыкальный ряд: песня для динамической паузы «Мы весёлые матрёшки», песня для ритма «Едем на лошадке»

Цель: расширение представлений детей о народной игрушке матрёшке

Задачи:

Образовательные:

- активизировать словарь по теме «Народная игрушка матрёшка»;

-уточнить представления детей об истории создания матрёшки, о предметах женского русского народного костюма;

-совершенствовать умение образовывать относительные прилагательные;

-совершенствовать умение согласовывать существительные с числительными;

- упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

- упражнять в образовании существительных в форме предложного падежа с предлогом О.

Коррекционно-развивающие:

- развивать произвольное внимание, память, наглядно-образное мышление, зрительное и слуховое восприятие;

- развивать мелкую моторику;

- развивать чувство ритма;

- развивать координацию речи с движением.

Воспитательные:

-воспитывать усидчивость;

-воспитывать чувство самоконтроля за собственной речью.

Содержание деятельности:

- Ребята, я очень рада видеть вас!

Колокольчик озорной,

Ты ребят в кружок построй.

Собрались ребята в круг

Слева – друг и справа – друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

- Давайте улыбнёмся и нашим гостям

-Сегодня к нам в гости пришла сказка. Хотите послушать? (Рассказывает сказку, сопровождая показом теневого театра)

В некотором царстве, в деревянном государстве жил-был Иван Умелые Руки. И росла у него дочка, Машенька. Отец очень любил свою маленькую дочку. Всё у неё было: и наряды, и сладости. Вот только игрушек у неё не было. Играла Машенька чугунками и ложками деревянными расписными, которыми мама её по хозяйству управлялась. Вот и просит однажды Машенька своего отца: «Батюшка, сделай мне, пожалуйста, игрушку, хоть небольшую». Не смог отец отказать в просьбе дочери своей любимой. Сделал ей такую игрушку.

(Показывает шаблон матрёшки в теневом театре)

- Ребята, как вы думаете, какую игрушку сделал Иван Умелые Руки своей дочке?

- Да, матрёшку

-А что вы знаете об этой игрушке?

(Рассказывает о матрёшке ребёнок)

Первая матрёшка появилась в России много-много лет назад. Однажды из Японии привезли игрушку – большеголового деревянного старичка. Раскроешь его, а там еще такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам и через некоторое время появилась она у нас в России. Это была кукла, изображавшая девушку в русском сарафане, белом фартуке, с цветастым платком на голове.

Назвали её русским именем – Матрёна.

- Ребята, из чего сделана матрёшка?

Сначала надо выточить из дерева заготовку. Работу мастер начинает с самой маленькой матрёшечки, порой она меньше ногтя. Затем больше и больше.

Яркими, весёлыми красками художник распишет матрёшек, "оденет" их в нарядные одежды.

И вот уже улыбается русская красавица. А что ей скучать? Она ведь не одна.

- Ребята, интересно, а сколько матрёшек спряталось в этой игрушке?

- Давайте посмотрим. По очереди открывайте матрёшку и передавайте друг другу.

-Расставьте матрёшек на столе по порядку.

Какая матрёшка будет самая первая в ряду? А какая самая последняя?

- Молодцы, ребята!

Все матрешки встали в ряд,

Вышли словно на парад.

-Посчитаем, сколько матрёшек? (Считаем со словом матрёшка)

- Ребята, Машенька из сказки очень любила играть матрёшками. Хоть и похожи матрёшки, но они разные по характеру и у каждой матрёшки для неё была своя игра. А вы хотите поиграть с ними?

- Итак, самая старшая матрёшка любознательная. Ей интересно, из каких материалов ещё изготавливают игрушки. (Игра «Из чего, какой?». Показывает контейнер с нутом)

Здесь спрятаны игрушки. Вам надо найти и достать одну игрушку, назвать её и сказать, из чего она сделана. Затем сказать, какая эта игрушка. ( Отвечают: гусь из глины – глиняный, колокольчик из металла – металлический, самолётик из бумаги - бумажный и тп)

- Молодцы! Вот сколько есть материалов, из которых делают игрушки!

- Ребята, вторая матрёшка весёлая. Она любит петь и танцевать. Давайте и мы отдохнём. (Проведение музыкальной динамической паузы «Мы весёлые матрёшки»)

- Третья матрёшка ласковая и любит наряжаться. Ребята, сейчас мы узнаем, какие наряды нравятся матрёшке. (Игра с водой «Фокус»)

- Вам нужно взять салфетку и опустить её в воду. Что вы видите? Назовите предмет и произнесите его ласково. (Опускают салфетку в воду, отвечают: сарафан – сарафанчик, рубашка – рубашечка, кокошник – кокошничек, передник – передничек, платок – платочек, сапоги - сапожки)

- Четвёртая матрёшка озорная. Она любит играть на деревянных ложках. Внимательно следите за моими движениями и повторяйте. (Игра на ложках «Едем на лошадке»)

- Пятая матрёшка мечтательная. Она любит смотреть на облака и мечтать. (Игра с фонариком «Мечты матрёшки»)

Давайте посмотрим, о чём мечтает матрёшка?

Берёте облако и кладёте его на фонарик, включаете, нажав кнопку на пульте. Говорите, о чём мечтает матрёшка, и выключаете фонарик. ( Отвечают: матрёшка мечтает о глобусе, о скакалке, о посылке, о платье и тд)

Анализ, рефлексия :

-Что нового вы узнали о народной игрушке?

- Какие игры больше понравились?

- Что было трудно для вас?

-Ребята, если в игры было играть легко, и вы справились без труда, то возьмите улыбающийся смайлик. Если вам было сложно, возьмите грустный смайлик.

-Ой, ребята, мы же забыли про самую маленькую матрёшку. Она очень любит рисовать и у неё есть для вас раскраски. Но они не простые, а с хитринкой. С помощью цифр вы должны раскрасить матрешек. А на обратной стороне есть QR код. Дома попросите родителей с помощью телефона отсканировать этот код, и вы сможете посмотреть фильм о русской матрёшке.

- Вы молодцы, я хочу сказать вам спасибо за отличную работу!

Публикации по теме:

«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи Сегодня хочу представить вашему вниманию игру, поднимающую настроение и активизирующую речевую активность. Цель игры: упражнять в образовании.

Система работы по формированию лексико-грамматического строя языка у детей с ТНР Теоретическое представление собственного педагогического опыта по теме «Система работы по формированию лексико-грамматического строя языка.

Дидактическая игра по формированию лексико-грамматического строя речи для детей дошкольного возраста «Моя семья»Дидактическая игра по формированию лексико-грамматического строя речи для детей дошкольного возраста «Моя семья» Цель – создать условия для формирования лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста. Задачи: - учить детей составлять.

Игры и упражнения на развитие и коррекцию лексико-грамматического строя речиИгры и упражнения на развитие и коррекцию лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ • Игра «Один-много» Цель игры: Научить детей употреблять в речи имена существительные в форме.

Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речиИгры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – ЛЕКСИКА • Игра «Назови одним словом»Цель игры: Формирование обобщающих понятий. Ход игры: Игру можно проводить.

Конспект интегрированного занятия по формированию грамматического строя речи в старшей группе «Прогулка в лес» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» Цель: Развитие.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи «Цветик-семицветик»Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи «Цветик-семицветик» .

Конспект занятия по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей группе «Насекомые» ЦЕЛЬ: Развитие словаря, грамматического строя речи и связной речи. ЗАДАЧИ: В ходе непосредственно образовательной деятельности необходимо:.

Методика коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР Формирование словарного запаса и грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи в специальной психологической и педагогической.

Наглядно-игровые модели для коррекции лексико-грамматического строя речиНаглядно-игровые модели для коррекции лексико-грамматического строя речи Наглядно-игровые модели для коррекции лексико-грамматического строя речи Аннотация: Нарушение лексико-грамматического строя речи в структуре.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи «Народная игрушка матрёшка» для детей 6–7 лет с ОВЗ
Опубликовано: 1 февраля 2023 в 18:44
+61Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД