Юлия Кудрявцева
Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи «Народная игрушка матрёшка» для детей 6–7 лет с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Народная игрушка матрёшка
Возрастная группа: 6 – 7 лет.
Вид НОД: формирование и совершенствование лексико-грамматического строя речи
Форма организации : подгрупповая (6 детей), индивидуальная
Средства:
Публикация «Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи „Народная игрушка матрёшка“ для детей 6–7 лет с ОВЗ» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Зрительный ряд: колокольчик, фонарь, теневой театр с фигурками к сказке, матрёшка с шестью куклами внутри, иллюстрация с японской матрёшкой, контейнер с нутом, игрушки небольшие из разных материалов, поднос, ёмкость с водой, оранжевые салфетки с нарисованными чёрным маркером контурами предметов женского русского народного костюма, деревянные ложки по 2 шт на каждого ребёнка, фонарик с пультом, игра «О чём мечтает матрёшка», смайлики, раскраски с матрёшкой и QR кодом для просмотра видео о матрёшке.
Литературный ряд: «Милый друг», сказка авторская, рассказ о матрёшке
Музыкальный ряд: песня для динамической паузы «Мы весёлые матрёшки», песня для ритма «Едем на лошадке»
Цель: расширение представлений детей о народной игрушке матрёшке
Задачи:
Образовательные:
- активизировать словарь по теме «Народная игрушка матрёшка»;
-уточнить представления детей об истории создания матрёшки, о предметах женского русского народного костюма;
-совершенствовать умение образовывать относительные прилагательные;
-совершенствовать умение согласовывать существительные с числительными;
- упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами
- упражнять в образовании существительных в форме предложного падежа с предлогом О.
Коррекционно-развивающие:
- развивать произвольное внимание, память, наглядно-образное мышление, зрительное и слуховое восприятие;
- развивать мелкую моторику;
- развивать чувство ритма;
- развивать координацию речи с движением.
Воспитательные:
-воспитывать усидчивость;
-воспитывать чувство самоконтроля за собственной речью.
Содержание деятельности:
- Ребята, я очень рада видеть вас!
Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг
Слева – друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
- Давайте улыбнёмся и нашим гостям
-Сегодня к нам в гости пришла сказка. Хотите послушать? (Рассказывает сказку, сопровождая показом теневого театра)
В некотором царстве, в деревянном государстве жил-был Иван Умелые Руки. И росла у него дочка, Машенька. Отец очень любил свою маленькую дочку. Всё у неё было: и наряды, и сладости. Вот только игрушек у неё не было. Играла Машенька чугунками и ложками деревянными расписными, которыми мама её по хозяйству управлялась. Вот и просит однажды Машенька своего отца: «Батюшка, сделай мне, пожалуйста, игрушку, хоть небольшую». Не смог отец отказать в просьбе дочери своей любимой. Сделал ей такую игрушку.
(Показывает шаблон матрёшки в теневом театре)
- Ребята, как вы думаете, какую игрушку сделал Иван Умелые Руки своей дочке?
- Да, матрёшку
-А что вы знаете об этой игрушке?
(Рассказывает о матрёшке ребёнок)
Первая матрёшка появилась в России много-много лет назад. Однажды из Японии привезли игрушку – большеголового деревянного старичка. Раскроешь его, а там еще такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам и через некоторое время появилась она у нас в России. Это была кукла, изображавшая девушку в русском сарафане, белом фартуке, с цветастым платком на голове.
Назвали её русским именем – Матрёна.
- Ребята, из чего сделана матрёшка?
Сначала надо выточить из дерева заготовку. Работу мастер начинает с самой маленькой матрёшечки, порой она меньше ногтя. Затем больше и больше.
Яркими, весёлыми красками художник распишет матрёшек, "оденет" их в нарядные одежды.
И вот уже улыбается русская красавица. А что ей скучать? Она ведь не одна.
- Ребята, интересно, а сколько матрёшек спряталось в этой игрушке?
- Давайте посмотрим. По очереди открывайте матрёшку и передавайте друг другу.
-Расставьте матрёшек на столе по порядку.
Какая матрёшка будет самая первая в ряду? А какая самая последняя?
- Молодцы, ребята!
Все матрешки встали в ряд,
Вышли словно на парад.
-Посчитаем, сколько матрёшек? (Считаем со словом матрёшка)
- Ребята, Машенька из сказки очень любила играть матрёшками. Хоть и похожи матрёшки, но они разные по характеру и у каждой матрёшки для неё была своя игра. А вы хотите поиграть с ними?
- Итак, самая старшая матрёшка любознательная. Ей интересно, из каких материалов ещё изготавливают игрушки. (Игра «Из чего, какой?». Показывает контейнер с нутом)
Здесь спрятаны игрушки. Вам надо найти и достать одну игрушку, назвать её и сказать, из чего она сделана. Затем сказать, какая эта игрушка. ( Отвечают: гусь из глины – глиняный, колокольчик из металла – металлический, самолётик из бумаги - бумажный и тп)
- Молодцы! Вот сколько есть материалов, из которых делают игрушки!
- Ребята, вторая матрёшка весёлая. Она любит петь и танцевать. Давайте и мы отдохнём. (Проведение музыкальной динамической паузы «Мы весёлые матрёшки»)
- Третья матрёшка ласковая и любит наряжаться. Ребята, сейчас мы узнаем, какие наряды нравятся матрёшке. (Игра с водой «Фокус»)
- Вам нужно взять салфетку и опустить её в воду. Что вы видите? Назовите предмет и произнесите его ласково. (Опускают салфетку в воду, отвечают: сарафан – сарафанчик, рубашка – рубашечка, кокошник – кокошничек, передник – передничек, платок – платочек, сапоги - сапожки)
- Четвёртая матрёшка озорная. Она любит играть на деревянных ложках. Внимательно следите за моими движениями и повторяйте. (Игра на ложках «Едем на лошадке»)
- Пятая матрёшка мечтательная. Она любит смотреть на облака и мечтать. (Игра с фонариком «Мечты матрёшки»)
Давайте посмотрим, о чём мечтает матрёшка?
Берёте облако и кладёте его на фонарик, включаете, нажав кнопку на пульте. Говорите, о чём мечтает матрёшка, и выключаете фонарик. ( Отвечают: матрёшка мечтает о глобусе, о скакалке, о посылке, о платье и тд)
Анализ, рефлексия :
-Что нового вы узнали о народной игрушке?
- Какие игры больше понравились?
- Что было трудно для вас?
-Ребята, если в игры было играть легко, и вы справились без труда, то возьмите улыбающийся смайлик. Если вам было сложно, возьмите грустный смайлик.
-Ой, ребята, мы же забыли про самую маленькую матрёшку. Она очень любит рисовать и у неё есть для вас раскраски. Но они не простые, а с хитринкой. С помощью цифр вы должны раскрасить матрешек. А на обратной стороне есть QR код. Дома попросите родителей с помощью телефона отсканировать этот код, и вы сможете посмотреть фильм о русской матрёшке.
- Вы молодцы, я хочу сказать вам спасибо за отличную работу!