Марина Кокшарова
Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе «Части суток»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по ФЭМП «Части суток» (старшая группа)
Кокшарова Марина Юрьевна
Цель: познакомить детей с понятием «сутки», с последовательностью частей суток; учить определять части суток; обогащать словарь за счет слов, характеризующих временные понятия; продолжать учить отгадывать загадки; развивать зрительное восприятие и зрительную память, мышление, речь.
Публикация «Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе „Части суток“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Сутки. Знакомим детей с частями суток: утро, день, вечер, ночь
- Темочки
Планируемые результаты: имеет элементарное представление о частях суток, удерживает в памяти при выполнении различных действий нужное условие и сосредоточенно действует в течение 15-20 минут; умеет работать коллективно; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время подвижной игры.
Материалы и оборудование: золотая рыбка, иллюстрации «части суток», загадки про времена суток, схема «круглые сутки»
Ход:
1. Вводное слово воспитателя.
- Отгадайте загадку:
Не хожу и не летаю,
А попробуй, догони!
Я бываю золотая.
Ну-ка, в сказку загляни! (Золотая рыбка.)
-Из какой сказки приплыла к нам золотая рыбка? Золотая рыбка живет на дне морском, где все время темно, поэтому она не может различать время суток. Давайте поможем ей и расскажем, что же такое сутки, и на какие части их можно разделить.
2. Чтение стихотворения «Сутки»
Вы запомните, ребята,
Сутки - это день и ночь.
Днем светло и солнце светит,
На прогулку вышли дети:
То взлетают на качелях,
То кружат на каруселях.
Небо стало розоватым –
Солнце клонится к закату,
Сумрак саду лег на плечи –
Значит, наступает вечер.
Вслед за первою звездой
Выйдет месяц молодой,
Солнце за рекою село,
Ночь пришла, вокруг стемнело.
И в кроватках до утра
Засыпает детвора.
Вы запомните, ребята,
Сутки - это день и ночь.
( Словарная работа: сумрак-полумрак, неполная темнота, при которой можно еще различать предметы.)
-Даже поговорка такая есть: «День и ночь - сутки прочь.»
- Как вы ее понимаете? (Ответы детей)
- А значит она следующее : день переходит в ночь-сутки прочь (закончились)
3. Знакомство с понятием «сутки», «части суток».
В сутках 24 часа. За это время планета Земля совершает один полный оборот вокруг своей оси. На той части планеты, которая не освещена солнечными лучами, царит ночь, а на освещенной части Земли сияет светлый день. Земля вращается непрерывно, поэтому день и ночь сменяют друг друга. Поэтому и говорят, что сутки «круглые». Рассмотрите схему «Круглые сутки» Сутки можно разделить на четыре части : утро, день, вечер и ночь.
-Что обычно происходит утром? (Ответы детей) - Правильно, ребята! - Утром поднимается солнце, становится светлым небо, розовеют облака, просыпаются и щебечут птицы, раскрываются венчики цветов. Утром мы просыпаемся, умываемся и чистим зубы, делаем зарядку, завтракаем. После завтрака взрослые спешат на работу, ребята постарше в школу, а малыши отправляются в детский сад или играют дома, а потом идут на прогулку.
-Что следует за утром? - Что происходит днем? (Ответы детей) - Солнце поднимается выше, светит ярче, начинается день. День наполнен учебой, работой. В середине дня все садятся обедать. После обеда малыши отдыхают, а потом снова гуляют, играют или занимаются.
-День близится к концу и наступает? – Что происходит вечером? (Ответы детей) - Постепенно солнце опускается ниже и ниже, и все кругом мягко обволакивают серебристо-серые сумерки. Наступает вечер. В небе появляется луна, и зажигаются звездочки. Вечером мы собираемся всей семьей за ужином и вечерним чаем, делимся новостями, рассказываем о том, что произошло днем. Кто-то читает книгу или смотрит телевизор. Словом, вечером все отдыхают после трудового дня, а потом ложатся спать.
- На смену вечеру приходит ночь - время суток, предназначенное для сна.
( Словарная работа: сумерки - плавный переход от дневного света к ночной тьме, (вечерние сумерки) и наоборот (утренние сумерки)
4. Отгадывание загадок.
1. Над рекой заря встает,
На дворе петух поет,
Умываются котята,
Просыпаются ребята. (Утро.)
2. Солнце в небе высоко.
До заката далеко.
Зерна в норку тащит мышь.
Учит азбуку малыш. (День.)
3. Солнце красное зашло.
Белка прячется в дупло.
Дрема в гости к нам идет,
Сказку он с собой ведет. (Вечер.)
4. В небе звездочки зажглись
Птицы спят и рыбы спят.
Спят цветы в саду на грядках,
Ну а мы в своих кроватках. (Ночь.)
5. Ежедневно по утрам
Он в окошко входит к нам.
Если он уже вошел,
Значит, день уже пришел.
6. Друг за дружкой чередой
Мирно ходят брат с сестрой.
Братец будит весь народ,
А сестра, наоборот,
- Спать немедленно зовет.
(День и ночь.)
5. Д/ и: «Когда это бывает?»
- Мы завтракаем утром, а обедаем… (днем)
- Утром вы приходите в детский сад, а уходите домой (вечером)
- Днем мы обедаем, а ужинаем … (вечером)
– Когда мы делаем зарядку? (утром)
- Когда мы ложимся спать? (вечером)
– Когда мы гуляем ночью или днем? (днем)
6. Подвижная игра: «День и ночь»
В начале игры выбирается водящий. Он отворачивается от остальных участников игры и громко объявляет «День!» Игроки веселятся, прыгают и бегают по площадке. По условиям игры, оставаться на месте нельзя. Через некоторое время водящий произносит «Ночь!» В этот момент участники игры должны мгновенно «заснуть» - замереть в той позе, в которой их застигла команда «Ночь!» Водящий оглядывается, и если замечает игрока, не успевшего заснуть, громко объявляет об этом, указывая, какое именно движение он заметил. Проигравший, становится водящим.
7. Рефлексия.
- Что такое сутки?
- Сколько часов в сутках?
-На какие четыре части можно разделить сутки?
-Какое время суток самое светлое? - Какое время суток самое темное?
- Расскажите об утре, дне, вечере, ночи.
– Какое время суток тебе нравится больше всего. Почему?