Ирина Подгорбунских
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию на тему «Тюменские ковры» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию на тему : «Тюменские ковры» в подготовительной группе.
Программные задачи:
1. Формировать интерес к изделиям народных мастеров родного края.
2. Познакомить детей с тюменским ковром, его историей, особенностями.
Публикация «Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию на тему „Тюменские ковры“ в подготовительной группе» размещена в разделах
3. Учить выполнять ковер из коротких цветных нитей, насыпая их на смазанные клеем силуэты растительных элементов узора, затем наклеивать их на общую подложку, в последнюю очередь наклеивать чёрные короткие нити на фон.
3. Воспитывать желание доводить начатую работу до конца.
Наглядный материал: Презентация «Тюменские ковры», игрушечный ткацкий станок, глобус; цветные нити на тарелочках, силуэты цветов и листьев, клей ПВА, лист А3.
Ход занятия.
1. Воспитатель предлагает детям рассмотреть тюменские ковры (презентация).
Рассказывает о том, что такие ковры делали мастерицы в нашей Тюменской области, поэтому ковры и называются тюменские. Очень давно, когда ещё не было ваших бабушек и дедушек, такие ковры не умели делать в нашей области, но люди приезжали из других районов и привезли с собой умение ткать ковры. Сначала такие ковры ткали для красоты, украшали стены дома, клали на сундуки. Все ездили в те далёкие времена на лошадях, в зимнее время накрывали лошадь ковром и стелили в сани. А позже стали ткать ковры на продажу. Самый первый ковёр был выткан в селе Каменское, которое находиться недалеко от Тюмени. Потом стали ткать ковры и в Тюмени, и в селах Гусево, Кулаково, Молчаново, а позже появились целые ковровые фабрики в городах Тюмени, Ишиме, Тобольске. Раньше девочек начинали учить изготавливать ковры, когда им исполнялось семь лет. Их учили прясть шерсть для ковров и завязывать узелки. А к пятнадцати годам девочки самостоятельно ткали ковры на станках.
Воспитатель показывает, как ткали мастерицы ковёр. Возле каждой мастерицы стоял ящик с разноцветными нитями определённой длины. Эти нити мастерицы завязывали на основе, поэтому получался длинный ворс на коврах. Чем ворс был длиннее, тем ковёр теплее. Это было очень удобно в поездке на санях. В основе узора на тюменских коврах были цветы (розы, маки, чаще ярко-красных цветов, и листья. Но многие мастерицы в середине ковра изображали белых-белых лебедей или лошадиные головы в венках из цветов. Особо привлекал колорит ковров : на чёрном фоне красные, алые, бордовые, розовые, жёлтые, оранжевые цветы с зеленью цветов. За красоту, мягкость наш тюменский ковёр занял первое место на выставке, в Париже (показывает на глобусе, как далеко Париж находиться от Тюмени). Это было почти 100 лет назад, когда родители ваших бабушек были маленькими.
2. Самостоятельная работа детей. Дети объединяются в три подгруппы, воспитатель вручает конверт с силуэтами разных растительных элементов и объясняет приёмы и этапы работы.
3. В конце занятия дети рассматривают свои работы, ковры помещают на выставку.