Папки-передвижки

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Знакомство с мордовским национальным костюмом». Подготовительная группа

Анна Мишина
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Знакомство с мордовским национальным костюмом». Подготовительная группа

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие, «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие.

Цель: знакомство с национальным костюмом и вышивкой мордовского народа.

Задачи:

Образовательные:

Публикация «Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию „Знакомство с мордовским национальным костюмом“, Подготовительная группа» размещена в разделах

- расширять представления детей о родном крае, культуре, народном творчестве;

- познакомить детей с мордовским национальным костюмом;

- познакомить детей с разнообразием мордовского орнамента.

Развивающие :

- учить правильно называть новые слова (панар, пулай, панго, запон); совершенствовать диалогическую речь.

- развивать умение говорить правильно, формировать словарный запас, умение узнавать и называть элементы мордовского орнамента, выделять его характерные особенности, а также развивать образное мышление и творческие способности дошкольников.

- способствовать развитию любознательности, мышления, инициативы, развитию креативного мышления.

- закрепить знание основных цветов, использованных в мордовском орнаменте, умение составлять узор из уже знакомых элементов мордовской вышивки.

Воспитательные:

- Воспитывать чувство патриотизма и любви к родному краю, гордость за свой народ.

Виды деятельности:

- игровая, познавательная, коммуникативная.

Форма работы с детьми:

-совместная деятельность, индивидуальная, групповая.

Словарная работа:

-активизация слов: панар, пулай, панго,запон, восьмиконечная звезда.

Предварительная работа:

-рассматривание альбомов о Мордовии;

-чтение мордовских сказок;

-прослушивание мордовских народных песен;

-рассматривание иллюстраций с мордовской национальной одеждой :

-экскурсия в мини-музей детского сада

Оборудование и материал:

Демонстрационный материал:

- мордовский национальный костюм, кукла в мордовском национальном костюме, иллюстрации, элементы мордовского орнамента, образцы рубахи, выполненные педагогом, аудиозапись мордовской песни : «Шуди Мокшесь».

Раздаточный материал:

- шаблоны рубах на каждого ребенка, краски, кисточки, салфетки.

Методические приемы:

Словесный: художественное слово, беседа, рассказ, обьяснения, вопросы.

Наглядный: рассматривание демонстрационного материала: фото, рисунки; рассматривание схем и приемов рисования мордовского орнамента.

Практический: планирование выполнений заданий; рисование детьми орнамента на шаблоне, анализ результатов; контроль и регулирование.

Структура НОД

Вводная часть (длительность 2 мин.).

Чтение стихотворения

Основная часть (длительность 24 мин.).

1. Рассказ воспитателя «Легенда о рождении мордовского народа»

2. Беседа о мордовском женском национальном костюме

3. Д/ игра: «Назови элемент мордовского орнамента»

4. Физкультминутка «По Саранску мы идем»

5. Продуктивная деятельность «Украшение мордовской женской рубахи» (Декоративное рисование)

Заключительная часть (длительность 4 мин.).

Подведение итога занятия.

Ход образовательной деятельности:

I. Вводная часть

Воспитатель: Дети, предлагаю вам послушать стихи:

Мой край родной, мордовская земля

Люблю твои широкие поля,

Люблю твоих нарядов красоту,

Язык твой, и обрядов простоту.

- О каком крае говорится в этом стихотворении?

- В какой республике мы живем?

- В каком городе мы живем? (Ответы детей)

II. Основная часть

1. Рассказ воспитателя «Легенда о рождении мордовского народа»

(С показом иллюстраций)

Воспитатель: В Мордовии дружно проживают люди разных национальностей. Прославляют своим талантом нашу могучую страну сыны и дочери земли мордовской. А как же все начиналось, как зародился мордовский народ? Я вам сейчас расскажу одну интересную древнюю легенду.

Легенда о рождении мордовского народа.

Воспитатель:… Однажды в мордовских дремучих лесах свершилось великое чудо. Ранней весной Бог солнца поцеловал своими лучами молоденькую яблоньку - и раскрылся на земле первый яблоневый цвет, красоты первозданной и невиданной. За ним – другой, третий. И стала вся яблонька ослепительно белой и сказочно прекрасной.

Залюбовалась красотой неслыханной птица счастья, коснулась своим крылом чудо - яблоньки и превратила её в девицу ненаглядную. И пошла она по цветущей земле, и там, где нога её ступала, рождался мордовский народ : высокий, голубоглазый, златокудрый, мудрый, добрый, трудолюбивый и хлебосольный.

А этим временем на Руси славились своей силушкой и мудростью богатыри русские. В борьбе с врагом, не раз посягавшим на землю родимую, объединился мордовский народ с народами Руси. И окрепла держава. Русь процветала, приумножала богатства свои, Мордовия гордилась народом своим, сыгравшим огромную роль в развитии Руси.

И поныне живет и процветает народ мордовский на земле Российской.

2. Беседа о мордовском женском национальном костюме.

Воспитатель: - У мордовского народа есть свои обычаи, традиции и национальные костюмы, которые передаются из поколения в поколение.

-Ребята, кто знает, на какие группы делится мордовский народ? (Ответы детей)

Сегодня я хочу поговорить с вами о мордовском женском костюме. Мордовский народный костюм появился в глубокой древности. Вся жизнь мордовского народа была связана с различными обрядами и ритуалами, и костюм для них был очень важен. Чем наряднее и краше, тем лучше. Праздничная одежда изготавливалась вручную, хранилась бережно всю жизнь и передавалась от матери к дочери. Мордовский народный костюм был нарядным, ярким, цветным и не утратил нарядности и в наше время.

Воспитатель: - К нам в гости пришла кукла Алдуня и принесла мордовский женский национальный костюм. А кукла одета какой костюм?

-Давайте рассмотрим мордовский женский костюм.

Мордовский костюм - это туникообразная рубаха без воротника (показывает на костюме, называется она - панар. Главным украшение рубахи была очень плотная вышивка, которая располагается по бокам и спускается от плеч по рукавам, окаймляет подол.

-Дети, как называется в мордовском костюме рубаха?

-Что является главным украшением панара?

-А где она располагается? (Ответы детей)

Воспитатель: - А теперь внимательно посмотрите вот на это украшение. Это пулай – набедренное украшение. Носят пулай чуть ниже талии. Он является обязательным элементом женского костюма. Украшали пулай медными монетами, пуговицами, разноцветным бисером, бусинами, блестками, на шею одевали много бус. При ходьбе наличие таких украшений создавало звон. Поэтому говорили, - мордовочку сначала слышно, потом видно.

-Дети, скажите, как называется набедренное украшение?

-Чем украшали набедренное украшение? (Ответы детей)

-Молодцы дети, правильно назвали мордовское украшение.

Воспитатель: - А это, ребята, передник, на мордовском языке он называется икельга паця, украшается также вышивкой. А головной убор замужних мордовских женщин вышит и украшен блестками, его называют панго.

-Давайте проговорим эти слова. Как называется рубаха? (панар). А как называется пояс, который женщины носят на талии? (пулай). Какой головной убор носят мордочки? А как называется передник? (Ответы детей)

Воспитатель: - Давайте обратим внимание на цветовую гамму в мордовском костюме. Какие цвета вы можете выделить? (белый, красный, черный, по реже – зеленый, желтый).

-Правильно, ребята. Есть даже стихотворение о мордовском костюме, кто прочитает?

Ребенок читает стихотворение:

Мордовский костюм славится всегда.

Может быть понравится?

Смотрите вот сюда:

Все узоры разные, черные да красные,

А зеленый след - освежает цвет.

Воспитатель:- Расцветка мордовского костюма включает в себя, в основном, четыре цвета: черный с темно- синим и темно-красный - как основные тона; желтый и зеленый - для расцвечивания узора. Украшение мордовского костюма вышивкой было не только обязательным, но и любимым занятием мордовских девушек, за которым они проводили много времени.

3. Д/ игра: «Назови элемент мордовского орнамента»

Воспитатель: - А какими элементами мордовочки украшали свои наряды?

- Правильно, ребята. Это ромб, крестик, галочка, треугольник, восьмиконечная звезда, ступенька.

- Сейчас я предлагаю вам подойти к столу, выбрать карточку и рассказать из каких элементов состоит этот орнамент.

(Дети выполняют задание).

4. Физкультминутка «По Саранску мы идем»

А сейчас с вами давайте немного отдохнем.

По Саранску мы идем (маршируют)

Звонко песню мы поем (покачивают головой влево, вправо)

Мы по улице шагаем (маршируют)

Ноги выше поднимаем

Делай шаг – раз, два,

Взмах руками – три, четыре.

Повертели головой (повороты головой)

Влево, вправо. Хорошо!

5. Продуктивная деятельность «Украшение мордовской женской рубахи» (Декоративное рисование)

Воспитатель: - Ребята, кукла Алдуня обратилась к нам за помощью. У нее сегодня праздничное мероприятие, а нового наряда нет не у нее, не у ее подруг – кукол. Поможем украсить их наряд мордовским орнаментом? (Ответы детей)

-Перед вами несколько образцов рубах, расписанные мордовским орнаментом. Посмотрите, как красиво подобраны цвета и правильно чередуется мордовский орнамент. Сегодня вы станете мастерами – художниками и сами украсите мордовский национальный костюм, придумав свой собственный орнамент. Прошу вас пройти в нашу мастерскую.

-Рассаживайтесь на свои рабочие места. А для того, чтобы вам легче было работать, я предлагаю набросать орнамент карандашом, а затем, подобрав цвет и соблюдая последовательность выполнить работу красками, а теперь можете приступить к работе. По ходу занятия воспитатель напоминает о закреплении технических навыков работы с кистью, красками.

(Включается аудиозапись мордовской песни «Шуди Мокшесь»)

Воспитатель: - Ребята, посмотрите какие красивые рубахи (панары) у вас получились.

-Какие элементы мордовского орнамента вы с вами использовали в своих работах? (Ответы детей)

-Кукле Алдуне понравилось, как вы украсили рубахи, и она вам очень благодарна.

III. Заключительная часть.

Воспитатель:- Ребята о чем мы с вами говорили, чем занимались?

мордовском народе, о Мордовии, о мордовских народных костюмах).

-О каких легендах говорили?

- Что мы с вами делали?

(Украшали мордовскую рубаху).

- А что больше всего понравилось, что запомнилось? (Ответы детей)

-Мне тоже понравилось. Как отвечали на мои вопросы.

Воспитатель: Богат и щедр край земли мордовской, талантлив ее народ. Так пусть во все времена приумножаются богатства духовные нашей малой Родины-Мордовии. Я надеюсь, ребята, что вы, когда вырастите, внесете достойный вклад в развитие мордовской земли.

Земли мордовские широки, необъятны,

Лучше Мордовии ты не найдешь

Публикации по теме:

«Рыбка». Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию. Лепка (средняя группа)«Рыбка». Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию. Лепка (средняя группа) Тема: Рыбка. Цель: Формировать умение лепить рыбку из глины природной. Задачи: Формировать умение детей приему оттягивания, сплющивания,.

Конспект мастер-класса «Знакомство с городецкой росписью» по художественно-эстетическому развитиюКонспект мастер-класса «Знакомство с городецкой росписью» по художественно-эстетическому развитию тема: «Знакомство с Городецкой росписью» Цель мастер - класса: создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов-участников.

Конспект НОД по рисованию пальчиком «Платье для куклы» (группа раннего возраста)Конспект НОД по рисованию пальчиком «Платье для куклы» (группа раннего возраста) Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию На тему: «Платье для куклы». Цель: закрепить умение рисовать пальцем, ритмично нанося.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (лепка) (средняя группа)Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (лепка) (средняя группа) Тема: Тарелочка Цель: Формировать умение лепить тарелочку из природной глины. Задачи: Упражнять в лепке тарелочек, отрабатывать приемы лепки:.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию. Знакомство с народной росписью «Золотая Хохлома»Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию. Знакомство с народной росписью «Золотая Хохлома» Цель. Познакомить детей с хохломской росписью, её историей, дать понятие, для чего служит роспись, показать предметы, расписанные этой.

Конспект НОД по речевому развитию и художественно-эстетическому развитию «Снег идет» (вторая младшая группа)Конспект НОД по речевому развитию и художественно-эстетическому развитию «Снег идет» (вторая младшая группа) Цель: Формирование у детей знаний о зиме. Задачи: 1. Учить детей видеть признаки зимы; 2. Учить детей поддерживать диалог, отвечать на вопросы,.

Конспект ООД в подготовительной группе по художественно-эстетическому развитию «Украшение кабалая национальным орнаментом»Конспект ООД в подготовительной группе по художественно-эстетическому развитию «Украшение кабалая национальным орнаментом» Тема: «Украшение кабалая национальным орнаментом» Цель: познакомить детей с кумыкским народным орнаментом. Обучающие задачи Упражнять в.

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию «По мотивам городецкой росписи» (старшая группа)Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию «По мотивам городецкой росписи» (старшая группа) Методические задачи:Продолжать развивать детское изобразительное творчество; закрепить технические навыки и умения рисования; продолжать.

Конспект НОД по речевому и художественно-эстетическому развитию «Вот какая мама — золотая прямо!» (старшая группа)Конспект НОД по речевому и художественно-эстетическому развитию «Вот какая мама — золотая прямо!» (старшая группа) О. О. Речевое развитие Художественно — эстетическое развитие Тема: «Вот какая мама — золотая прямо!». Старшая группа Цель: Создание социальной.

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию «Пингвин» — старшая группаКонспект занятия по художественно-эстетическому развитию «Пингвин» — старшая группа Тема: Пингвин. (рисование методом тычка)Цель занятия: формировать умение выразительно передавать в рисунке образ пингвина его характерные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Знакомство с мордовским национальным костюмом». Подготовительная группа
Опубликовано: 12 марта 2022 в 15:36
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД