Лариса Семёнова
Конспект НОД по художественной литературе в старшей коррекционной группе «Чтение сказки «Кто хлеб носит — тот есть не просит»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обогащение знаний о хлебе, знакомство со сказкой «Кто хлеб носит – тот есть не просит»
Задачи:
• закрепить представление о том, что хлеб нужен каждому человеку, он является его ежедневным продуктом, познакомить с традициями на Руси;
• расширить знания о разнообразии хлебобулочных изделий;
• упражнять в словообразовании относительных прилагательных от существительных – рожь, пшеница;
• активизировать и обогатить словарь по теме занятия;
• продолжать развивать диалогическую речь;
Публикация «Конспект НОД по художественной литературе в старшей коррекционной группе „Чтение сказки „Кто хлеб носит — тот есть не просит“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2021
• учить понимать значение и мудрость народных пословиц;
• понимать смысл сказки, отвечать на вопросы по содержанию;
• воспитывать уважение и бережное отношение к хлебу.
Предварительная работа:
• экскурсия на кухню детского сада, знакомство с процессом выпекания булочек;
• заучивание стихотворения Я. Акима «Хлеб ржаной…»;
• знакомство с пословицами о хлебе;
• отгадывание загадок про хлеб;
• рассматривание репродукций художников И. Шишкина «Рожь», И. Машкова «Снедь Московская. Хлеба»;
• просмотр мультфильма «История о девочке, наступившей на хлеб»;
• чтение произведений М. Пришвина «Лисичкин хлеб», Я. Дягутите «Каравай», С. Погореловского «Слава хлебу на столе», В. Сухомлинского «Моя мама пахнет хлебом», Н. Забилы «На колхозных полях», И. Токмаковой «Кем быть?».
Материалы к занятию:
• кукла «Золотистая ржаная баба»;
• поднос с хлебобулочной выпечкой, чай;
• дидактический материал «Хлеб»;
• фонограмма «Русская плясовая».
Ход НОД:
1 часть. Организационный момент.
Солнце, солнце, веселей,
Посвети ещё, погрей!
Дождик, дождик, не мешай
Собирать нам урожай,
Не мешай пшеницу жать.
И когда придёт зима,
Будут полны закрома.
(дети выполняют упражнения по тексту)
2 часть. Беседа педагога:
- Ребята, что такое урожай? (это всё, что люди собирают в садах, на огороде, на полях)
- Почему в народе говорят: «У кого хлеб родится, тот всегда веселится»? (когда есть хлеб, значит ты будешь сыт, не будешь голодать, а значит можно песни петь и танцевать)
- Ребята, на Руси всегда чествовали последний сноб, убранный с поля. Наряжали его в яркую женскую одежду, несли в дом и ставили в красный (красивый) угол. Считалось, что он обладает великой силой и может исцелить от болезней. Позже стали делать из соломы куклу. Куклу торжественно несли домой, она украшала праздничный стол до следующего урожая. В разных странах свои куклы. В России - это «золотистая ржаная баба». Дети рассматривают куклу.
- На предыдущем занятии мы с вами беседовали о том, какой путь совершает хлеб от зёрнышка до хлеба у нас на столе. Давайте вспомним из чего делают хлеб.
3 часть. Дидактическая игра «Скажи правильно»:
- поле, на котором выращивают рожь – ржаное поле;
- …выращивают пшеницу – пшеничное поле;
- колосок пшеницы – пшеничный колосок;
- колосок ржи – ржаной колосок;
- мука из пшеницы – пшеничная мука;
- мука из ржи – ржаная мука;
- хлеб из пшеницы – пшеничный хлеб;
- хлеб из ржи – ржаной хлеб;
- тесто из пшеничной муки – пшеничное тесто;
- тесно из ржаной муки – ржаное тесто.
4 часть. Пальчиковая гимнастика (И. Лопухина):
Мышка зёрнышко нашла
И на мельницу снесла.
Намолола там муки,
Испекла всем пирожки:
Мышонку – с капустой,
Мышонку – с картошкой,
Мышонку – с морковкой,
Мышонку – с морошкой.
Для большого толстяка
Все четыре пирожка:
С капустой, с картошкой,
С морковкой, с морошкой.
(дети выполняют упражнения по тексту)
5 часть. Педагог:
- Сегодня хочу вас познакомить с новой пословицей и сказкой, которая называется «Кто хлеб носит – тот есть не просит».
Педагог читает сказку.
6 часть. Беседа педагога с детьми по содержанию сказки:
- Как называется сказка, с которой я вас познакомила?
- Куда послала бабушка внука?
- Почему он не взял с собой хлебушка?
- У кого он хотел попросить хлеба в первый раз?
- У кого он хотел попросить хлеба во второй раз? Почему не попросил?
- Кто дал Ване хлеба?
- Почему говорят: «Кто хлеб носит – тот есть не просит»?
7 часть. Педагог:
- На Руси не один праздник, ни один обед не проходит без хлеба!
- Какие хлебобулочные изделия вы знаете? (ответы детей)
- Давайте любить и беречь хлеб, он наше богатство!
Педагог предлагает детям закончить занятие чаепитием с хлебобулочными изделиями.
Один из воспитанников под фонограмму «Русская плясовая» вносит в группу поднос с баранками, сухарями, печеньем, пряниками.
Начинается чаепитие.