Папки-передвижки

Конспект НОД по истокам русской народной культуры младшего дошкольного возраста «Хлеб — всему голова»

Екатерина Галеева
Конспект НОД по истокам русской народной культуры младшего дошкольного возраста «Хлеб — всему голова»
▼ Скачать + Заказать документы

Программное содержание:

1. Дать детям знания о выращивании хлеба русскими крестьянами и выпекании хлеба в русской печи.

2. Познакомить с новыми и закрепить знакомые пословицы о хлебе.

3. Познакомить детей с приготовлением теста и выпеканием изделий из него. Продолжать учить отгадывать загадки.

4. Воспитывать бережное отношение к хлебу.

Публикация «Конспект НОД по истокам русской народной культуры младшего дошкольного возраста „Хлеб — всему голова“» размещена в разделах

Материал: хлеб белый и черный, рушник, серп, колосья, сито, мука, тесто, иллюстрации: борона, цепы, мельница, снопы, печенье «шарики», хохломская посуда.

Словарная работа: нива, жито, рожь, пшеница, хлеб-батюшка, ржаной, калачи, зерно, колос, серп, именинный сноп, молотьба, жернова, цепы.

Предварительная работа: заучивание закличек, стихов, песенок, пословиц, поговорок о хлебе, дидактическая игра «Что где растет», «Кому что нужно для работы»; рассматривание таблицы «Приготовление хлеба из муки», расматривание репродукций картин русских художников А. Г. Венецианова «На пашне», «Жнецы», А. Платова «Жатва» и др. ; народные игры «Земледелец», «Мельница». Рассказывание народных сказок «Колосок», «Колобок».

Ход занятия

Воспитатель: Осень в каждый дом пришла, урожай принесла. На полях собран самый главный урожай. А что это за урожай попробуйте отгадать. Отгадка лежит у меня на столе под салфеткой.

Он и черный, он и белый,

И всегда он загорелый.

Мы как кушать захотим,

То всегда садимся с ним.

(хлеб)

- Хлеб собирают в ясный, погожий день. В этот день люди солнышко зазывали, закликали. Ребята, а вы заклички знаете?

(Чтение закличек детьми).

1. Солнышко. высвети!

Красное, выблесни!

Мы на нивку идем,

Мы серпочки несем.

Будем жито жать, тебя в гости ждать.

2. Солнце, солнце,

Выблесни в оконце,

Дай овсу рост,

Чтоб до небес дорос,

Матушка – рожь,

Чтобы встала стеной сплошь.

- В старину хлеб почитали и уважали. О хлебе сложено много пословиц и поговорок. Давайте вместе вспомним их:

1. Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.

2. Нет хлеба - нет обеда.

3. Хлеб – батюшка, водица- матушка.

4. Ржаной хлебушко - калачам дедушка.

5. Покуда есть хлеб да вода, все не беда.

В далеком прошлом хлеб не покупали в магазине, а пекли хозяйки в русской печи. Говорили: «Когда ешь хлеб, думай, как он на столе очутился».

Чтобы хлеб взрастить, нужно сначала землю приготовить: вспахать, поборонить, удобрить. Потом посеять зерно (показ зерен пшеницы, овса). А уж как поспеет пшеница, брали люди в руки серпы вострые: колосья срезали, да в снопы вязали (рассматривание пшеничных колосьев, серпа, иллюстраций с изображением снопов).

Давайте, дети, поиграем в русскую народную игру «Земледелец» (Дети становятся в два ряда поровну, лицом друг к другу. Расстояние между рядами около пяти шагов. Начинают петь песню и мимически проделывают все, о чем говорится в тексте. При пении первого куплета делают вид, что сеют рожь, вынимая зерна из лукошка; второго куплета – подражают жнецам, жнут рожь и вяжут снопы; третьего куплета – делают вид, что молотят рожь цепами, поворачивая снопы; четвертого куплета – опускаются на одно колено, а на другое – на руки кладут голову, имитируя сон; пятого куплета – быстро встают и делают руками в воздухе вращательное движение: это мельничное колесо; шестого – подражают пекарю, месящему тесто, и в конце делают вид, что едят вкусные булочки).

1. Сей-ка, сей, мужичок – 2 раза

Сей да песню пой пойдет работа впрок – 2 раза

2. Стала рожь созревать – 2 раза

Ну-ка, со серпом мы жать ее пойдем – 2 раза

3. Уж пора молотить – 2 раза

Будем дружно бить цепами по снопам! – 2 раза

4. Мужичок наш устал; – 2 раза

Крепко спит родной, работал день – деньской – 2 раза

5. Мальчик стал работать; - 2 раза

Намолол муки он полные мешки! – 2 раза

6. Будем тесто месить! – 2 раза

Эй, пекарь, скорей нам булок, сухорей – 2 раза

- Не легко давался хлебушек. Не зря в народе говорили : «Хочешь есть калачи – не сиди на печи», «Перед хлебом попляшешь, прежде чем на стол его положишь». А работа быстрее спорилась с песнями, попевками. Послушайте маленькую песенку, которую пели, обращаясь к хлебному полю – ниве.

«Нива золотая»

Принеси нам хлеба,

Стебелек – до неба!

- Загадаю–ка я вам загадки. Слушайте внимательно и отгадывайте.

1. Золотист он и усат

В ста карманах – сто ребят (колос)

2. Вырос в поле дом

Полон дом зерном (колос)

3. Тысяча братьев одним поясом подпоясаны (сноп)

4. Стоит Петруха – соломенное брюхо (сноп)

- Последний сноп считался именинным (вносится именинный сноп). Именинный сноп в старину имел много чудесного: с него начинали молотьбу, соломой кормили больную скотину. Зерна из этого снопа считались целебными против болезней птиц и людей. Без именинного снопа не бывало и посева. Мсесто такому снопу – в красном углу, с солонкой с солью, с зажженой свечой.

Собрали урожай, а как же из колосьев хлеб получить? Брали крестьяне цепы (показ) и молотили ими колосья, зернышки из колосьев и вылетали. Пословица говорит: «Зернышко к зернышку – будет мешок». Сжатое и обмолоченное зерно везли на мельницу (показ). И про нее люди придумали загадки:

1. Стоит баба на юру, руками машет.

А что ест, тем и люди сыты.

2. Крыльями машет, а улететь не может

Давайте поиграем в игру «Мельница» ( Дети встают в круг: каждый участник, не сходя с места, кружится вокруг себя. При этом поют

Мели, мели, мельница!

Жерновочки вертятся

Мели, мели, засыпай,

И в мешочки набивай!

На последнем слове необходимо остановиться и стоять, не шевелясь. Тот, кто не сумел остановиться вовремя, выбывает из игры)

Вот на мельнице пшеница,

Здесь такое с ней твориться!

В оборот ее берут,

В порошок ее сотрут!

А как называется этот порошок? (мука показ). Вот зерно в муку смололи, пришло время для следующей загадки.

Из – под липова куста

Бьет метелица густа (муку сеют)

Чтобы хлеб или пирог получились пышными, муку нужно просеять (привлекают детей к просеиванию муки). Отгадайте ещё одну загадку

Пузырюсь я и пыхчу,

Жить в квашне я не хочу

Надоела мне квашня,

Посадите в печь меня! (тесто)

Дети рассматривают готовое тесто, нюхают его.

- Ребята, какие еще изделия пекут из муки? (блины, пироги, печенье, баранки и т. д.) А в одной русской народной сказке дед просил бабу тоже что-то испечь. Что? (колобок). Вот примите от них угощение (раздача печенья «шарики»)

Вот видите, ребята, какой большой путь проходит хлеб, прежде чем попасть на стол. Давайте же и мы, как наши далекие предки, любить, уважать и бережно обращаться с хлебом.

У народа есть слова

«Хлеб – всей жизни голова

Славится он первым на земле,

Славится он первым на столе.

Публикации по теме:

Конспект НОД по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры «Чудо-ложки» Это занятие только еще готовится к проведению. Поэтому большая просьба к вам, коллеги, оставить свои замечания и предложения. Буду очень.

Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка — матушка!»Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка — матушка!» Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка – матушка!» для детей второй младшей.

Конспект ООД по приобщению детей старшей группы к истокам русской народной культуры «Рождество»Конспект ООД по приобщению детей старшей группы к истокам русской народной культуры «Рождество» Приобщение детей старшей группы к истокам русской народной культуры «Рождество»Цель: Формировать у детей представление о народном православном.

Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Знакомство с деревянными ложками»Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Знакомство с деревянными ложками» Цель:создать условия для обогащения представления детей об истории возникновения и временных изменениях ложки. Задачи: -расширять кругозор.

Конспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры «Нижегородский кремль» в подготовительной группеКонспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры «Нижегородский кремль» в подготовительной группе Конспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры в подготовительной группе на тему: «Нижегородский кремль». г. Нижний.

Лэпбук «К истокам русской народной культуры»Лэпбук «К истокам русской народной культуры» Бурлака Мария Лэпбук "К истокам русской народной культуры" В рамках темы по самообразованию "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников".

Перспективное планирование по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры Наш сад уже полгода работает по краеведению, но мне никак не хочется прекращать работу по прошлогоднему проекту. И мы время от времени то.

Познавательно-исследовательский проект «Хлеб — всему голова» для детей старшего дошкольного возраста Матрица проекта. 1. Название проекта:«Хлеб- всему голова». 2. Тематическое поле: познание, нравственность. 3. Проблема: Низкий уровень знаний.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игрПриобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игр Народные игры передаются из поколения в поколение, привлекая своей простотой, смыслом и интересным сюжетом. Большинство игр на Руси связано.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчестваПриобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчества Проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского народа становится с каждым годом все острее. Одной из самых важных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по истокам русской народной культуры младшего дошкольного возраста «Хлеб — всему голова»
Опубликовано: 22 октября 2021 в 11:13
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по истокам русской народной культуры младшего дошкольного возраста «Хлеб — всему голова»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Галеева (УИ 835793) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД