Получи документы

Конспект НОД по краеведению «Моя первая кукла»

Ольга Солдатова
Конспект НОД по краеведению «Моя первая кукла»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 96 города Пензы «Колокольчик»

Конспект НОД в форме занятия по краеведению в

средней группе.

Тема: «Моя первая кукла»

Воспитатель Солдатова Ольга Николаевна

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Задачи:

-формировать у детей интерес к народно-прикладному искусству, приобщать к русской национальной культуре;

Публикация «Конспект НОД по краеведению „Моя первая кукла“» размещена в разделах

-познакомить детей с историей русской куклы- оберега;

-побуждать детей к созданию собственной куколки-оберега;

-развивать речь детей, обогащая народными словами (оберег, закрутка)

-развивать мелкую моторику рук;

-развивать способность детей видеть и чувствовать красоту в предметах, народного творчества;

-помочь детям в выразительной передаче образа через использование гармоничного подбора ткани для основы по цвету;

-вызвать у детей радость от встречи с игрушками, куклой-оберегом;

-воспитывать бережное отношение к игрушкам;

Предварительная работа.

1. Подбор иллюстративно-демонстрационного материала (фотографии, картины, иллюстрации из книг, знакомство с ним.

2. Беседы о русской избе, печке, кухонной утвари, русском национальном костюме.

3. Дидактические игры «Как раньше и как сейчас?», «Из чего и для чего?» (посуда)

4. Посещение русской избы «В гости к бабушке Ольге»

5. Подбор музыкального репертуара (разучивание колыбельных песен, частушек, прибауток, потешек, чтение рассказов, стихотворений, загадок)

Взаимодействие с родителями: участие в оформлении русской избы, изготовление печки.

Материалы и оборудование:

проектор, экран, печка, предметы кухонной утвари (горшки, чугуны, ухват, самовар, деревянные ложки, стол с лавками, стульчики по количеству детей (расписные, корзина, образцы кукол – оберегов по количеству детей, лоскутки ткани, нитки, бусины.

Ход занятия:

Дети играют в группе в игровых центрах. Воспитатель берёт игрушку-свистульку и начинает на ней играть. Дети узнают свистульку и вспоминают, как они были в гостях у бабушки Ольги, и она им её подарила. Воспитатель, предлагает пойти к ней снова в гости. (Дети всегда с удовольствием ходят к бабушке Ольге).

Дети с воспитателем идут и избу, где их встречает бабушка Ольга.

Бабушка Ольга

Здравствуйте, мои милые!

Здравствуйте, мои хорошие!

Здравствуйте, мои пригожие!

А мальчики у нас, как ясные соколы!

А девочки как аленькие цветочки!

Проходите, рассаживайтесь.

Я весною на завалинке,

А зимой в горнице посиживаю,

Сижу, на народ гляжу,

Всё всегда запоминаю

И в копилку собираю.

Давайте заглянем в мою копилку-корзинку. Что здесь?

(Дети рассматривают разных тряпичных кукол, обращая внимание на детали.)

Молодцы, мои милые, какие вы внимательные

Сейчас я расскажу вам про девочку и куклу.

Жила-была в давние времена в Пезенской области (губернии) мама с дочкой. Однажды девочка простудилась и заболела. Мама поила её чаем с малиной и горячим молоком с мёдом. Ничего не помогало. Девочке всё хуже и хуже становилось. Пошла тогда мать к старой бабушке- ведунье за советом, как дочку вылечить. Бабушка достала из сундучка разноцветные лоскутки ткани и нитки и сделала куколку. Отдала её матери и велела положить куколку рядом с девочкой. Так женщина и сделала. Заснула девочка в обнимку с куклой, а утром проснулась здоровая. Кукла всю болезнь в себя забрала.

(Во время рассказа бабушка делает тряпичную куколку)

Бабушка Ольга

Ну-ка, посмотрите, кто у меня получился?

Да это кукла! (дети рассматривают куклу)

Чем эта куколка отличается от современной куклы? (нет лица, нет ног).

Продолжаем сказку.

И была эта кукла без лица. А безликая кукла в старые времена была оберегом. Она охраняла детский сон и оберегала ребёнка от болезней и напастей разных. А ещё есть такая примета: когда дети много и бережно играют в куклы - в семье прибыль, достаток. Если же не бережно обращаются с куклой, Бросают, где попало - быть в доме беде. Красивая кукла, сделанная своими руками с любовью, была гордостью любого ребёнка. Главной особенностью этой куклы было то, что она была сделана без иголки, просто закручивая ткань - закрутка

Бабушка Ольга

В традиционном русском народном фольклоре о куколках сложено много колыбельных песен, частушек, потешек и прибауток.

Воспитатель

И мы с ребятками знаем частушки о куклах.

Давайте споём (дети поют частушки бабушке Ольге)

1. Как-то с куклой Машей вместе

Мы разучивали песню,

Жаль, что куколка моя,

Знает только ноту «ЛЯ»

2. Кукле Кате сшили платье,

Очень рада кукла Катя!

Надо бантик повязать,

И всем платье показать!»

Бабушка Ольга

-А я, ребятки тоже знаю частушку про нашу куколку.

Наша кукла хороша

Ты, закруточка краса

В доме русском ты живёшь

Детям счастье принесёшь.

Воспитатель

А какие наши дети любят прибаутки про кукол, послушай.

Куколка Агата, вся набита ватой

Нет уже причёски, не спасёт расчёска

Куколка Агата - добрая подружка,

Куколка Агата старая игрушка.

Есть красивей и новей, но Агаты нет милей!

Не оставлю я тебя, кукла милая моя!

Бабушка Ольга

Посмотрите, а вот у меня ещё какие куклы есть, что это за куклы? (ответы детей) Правильно, это закрутки, обереги. А чем отличается вот эта кукла…У неё малышка, дочка или сынок. А вот у этих кукол нет ни дочки, ни сыночка. Как им помочь? (сделать малышек) Кто из вас захотел сделать куклу- малышку своими руками, подходите к столу. Посмотрите сколько в моей корзинке разноцветных лоскутков и ниток. Выбирайте себе два любых лоскутка: один маленький, другой побольше. Любой цвет,

какой вам нравится, да и поясок подберите так, чтобы цвета сочетались.

Ребятки, а назовите мне цвета, если знаете, кто какие выбрал?

Проходите, занимайте места, какие хотите.

Если вы готовы, давайте подготовим наши пальчики к работе.

Пальчиковая гимнастика.

Каждый возьмите по большой бусинке, положите на ладошку, посмотрите на нее, какая у вас бусинка…. Все рассмотрели свои бусинки, катать мы ее будем круговыми движениями, повторяем вместе со мной:

«А мы бусинки катали

И желания загадали

Чтоб здоровым всем расти

Счастье в дом нам принести»

Отложите бусинку в сторонку

(Работа по изготовлению кукол)

Бабушка Ольга (этапы изготовления куклы)

1. Из двух лоскутиков, выберем маленький и выполняем закрутку.

2. Затем скрученный валик перегибаем пополам, отступаем от сгиба на ширину своего пальчика и обматываем ниткой, концы завязываем узлом. Это получилась голова и туловище куклы.

3. Теперь берём, лоскуток побольше и заворачиваем в него нашего малыша, загибая лоскут с трёх сторон.

4. Подвязываем вокруг туловища поясок и закрутка готова.

У такой куклы лицо рисовать не будем, потому что она без лица, безликая - оберег

Вот какие малышки у нас получились. Нравятся вам, ребятки?

Вы возьмёте свою куколку домой. А мама положит её под подушечку. Пусть она вас оберегает. Всем вам мама напевает колыбельную песенку)

Воспитатель

Давайте выйдем в круг споём колыбельную песенку, ту, которая нам с вами знакома.

«Ай люли, люли, люли

Кукле радуемся мы

Станем куколку качать

Ее не будем огорчать

Мы ей песенку споем,

засыпай ты крепким сном

баю-баю – баю – бай, ты скорее засыпай»

Бабушка Ольга

Поспали куколки, отдохнули и, наверное, хотят потанцевать с вами.

(танец с куклами)

Бабушка Ольга

Молодцы, ребятки.

Понравилась вам, сказка про куклу? (да, очень)

Как называется куколка, которую мы с вами сделали? (закрутка, оберег, кукла-малышка)

Как нужно относиться к кукле? (бережно)

И помните, ребятки, кто в куклы не играет - тот счастья не знает.

Если понравилось вам у меня в гостях приходите ещё, я всегда вам рада!

Дети благодарят бабушку.

Воспитатель

А нам с вами, пора возвращаться в группу. До свидания!

Публикации по теме:

«Север край неповторимый». Конспект интегрированного занятия по краеведению в подготовительной группе«Север край неповторимый». Конспект интегрированного занятия по краеведению в подготовительной группе Задачи: Образовательные: -Закрепить знания детей об особенностях природных условий тундры и об особенностях северного оленя. -Формировать.

Конспект НОД по краеведению (Крым) для детей старшего дошкольного возрастаКонспект НОД по краеведению (Крым) для детей старшего дошкольного возраста Конспект НОД по краеведению для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Ласточкино Гнездо» Воспитатель – Белоус Кристина Викторовна.

Конспект НОД по краеведению «Мой поселок — Азовское»Конспект НОД по краеведению «Мой поселок — Азовское» Пед. цель: формировать у детей понятие «Малая Родина»; расширять знания о родном поселке; воспитывать любовь к Малой Родине, гордость.

Конспект НОД по краеведению «От Каинска до Куйбышева» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект НОД по краеведению «От Каинска до Куйбышева» для детей старшего дошкольного возраста Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по теме "От Каинска до Куйбышева». Цель: Обогащать и закреплять знания детей об истории.

Конспект НОД по краеведению с детьми подготовительной группы «Народы Среднего Урала»Конспект НОД по краеведению с детьми подготовительной группы «Народы Среднего Урала» Конспект НОД по краеведению с детьми подготовительной группы «Народы Среднего Урала»(воспитатель Федякова Л. И., детский сад № 329, г. Екатеринбург).

Конспект образовательной деятельности по краеведению «Народные мастера липецкого края — романовская игрушка»Конспект образовательной деятельности по краеведению «Народные мастера липецкого края — романовская игрушка» Цель: Знакомство с промыслами Липецкого края. Задачи: Закрепить представления о разнообразии романовской игрушки; Формировать умение лепить.

Конспект образовательной деятельности по краеведению в средней группе «Свистулька — народный музыкальный инструмент»Конспект образовательной деятельности по краеведению в средней группе «Свистулька — народный музыкальный инструмент» Цель: продолжать формировать интерес к музыкальному народному творчеству липецкого края. Задачи:-воспитывать чувство гордости за земляков-народных.

Конспект занятия по краеведению «Дмитров — главный город Подмосковья»Конспект занятия по краеведению «Дмитров — главный город Подмосковья» Конспект занятия по краеведению по теме: «Дмитров главный город Подмосковья» Пр. содержание: Дать детям представление о том, почему Дмитров.

Моя первая кукла-шкатулка. Мастер-классМоя первая кукла-шкатулка. Мастер-класс Моя первая кукла-шкатулка. Мастер-класс Дорогие коллеги, друзья и гости моей странички, доброе время суток. Как-то на нашем любимом сайте.

Конспект занятия по краеведению «История Пензенского края»Конспект занятия по краеведению «История Пензенского края» В нашем детском саду проводится курс занятий по краеведению «История Пензенского края». Данный курс ведет сотрудник краеведческого музея.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по краеведению «Моя первая кукла»
Опубликовано: 29 января 2021 в 20:36
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД