Папки-передвижки

Конспект НОД по обучению грамоте «Буква Ы»

Киселева Елена Михайловна
Конспект НОД по обучению грамоте «Буква Ы»

Цель: Знакомство с буквой Ы.

Задачи:

Образовательные:

1. Познакомить детей с графическим написанием буквы Ы и ее элементами (две прямые палочки и полукруг).

2. Учить узнавать букву Ы среди других.

3. Учить читать прямые и обратные слоги из знакомых букв.

Развивающие:

1. Развитие памяти, мыслительная операция синтеза (упражнение «Угадай букву по описанию», «Узнай букву»).

2. Развитие слухового восприятия (игра «Выдели второй звук»).

3. Развитие словообразования (игра «Один-много»)

4. Развитие воображения и образного мышления (игра «Составь букву»).

5. Развитие мелкой моторики (игра «Составь букву»).

6. Развитие мыслительной операции анализа (игры «Узнай букву»).

7. Развитие звукового анализа и синтеза («Чтение слова по картинкам»).

8. Развитие операций синтеза и анализа («Слоговая дорожка»).

9. Развитие интегративных качеств:

- любознательный, активный (все этапы ситуации);

- овладевший средствами общения (этапы «Введение в игровую ситуацию», «Затруднение в игровой ситуации», «Итог») и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками (этапы «Актуализация», «Включение нового знания в систему представлений»);

- овладевший необходимыми умениями и навыками в области коммуникации (этапы «Актуализация», «Затруднение в игровой ситуации», «Открытие нового знания», «Включение нового знания в систему представлений»);

- способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту (этап «Открытие нового знания», «Включение нового знания в систему представлений»);

- эмоционально отзывчивый (этапы «Введение в игровую ситуацию»

«Итог») ;

- способный управлять своим поведением… (все этапы).

Воспитывающие:

1. Воспитывать у детей умение вести диалог (выслушивать мнение другого, ждать своей очереди при ответах на вопрос).

2. Мотивировать детей на проявление сочувствия и желания помочь.

3. Воспитывать умения работать в коллективе.

Демонстрационный материал:

1. Наглядное пособие «Домики букв»;

2. Конверт с заданиями - А5.

3. Плакат цветного тона с изображением черных букв, наложенных друг на друга – А4.

4. Наглядное пособие «Слоговая дорожка»: листы ламинированные А4 с напечатанными слогами ЫМ, ЫН, ЫВ, МЫ, НЫ, ВЫ.

5. «Лепестки» - овалы формата А4 голубого, зеленого, красного, синего, желтого, оранжевого, фиолетового цветов.

6. Словарь в картинках.

Раздаточный материал:

1. Карточки формата А6 с напечатанными буквами А,О,У,И,Н,М,В (по числу детей).

2. Картинки с изображением предметов во множественном числе в «Книжном» уголке.

3. Буквы пластмассовые магнитные.

4. Материалы для изображения буквы Ы: фасоль, тесьма, проволока, пластилин, тесто, счетные палочки, мозаика, манка, песок, картонные детали.

5. Картинки с изображением рыбы, дыма, сыра, рыси, дыни, ос, усов, кос размером А6.

6. Схемы к словам, обозначающим эти предметы;

Оборудование:

1. Ноутбук.

2. Колонки.

3. Видеозапись с обращением девочки Жени (персонажем сказки В. Катаева «Цветик-семицветик»).

4. Игровая зона «Магазин.

5. Лампа настольная, задрапированная под волшебный цветок.

6. Магнитная доска.

7. Магниты.

8. Запись звукового эффекта (звук, сопровождающий возвращение к лепесткам волшебной силы).

Предварительная работа:

1. Реализация работы по обучению грамоте.

2. Чтение и анализ сказки В. Катаева «Цветик-семицветик».

3. Просмотр мультфильма по сказке.

1. Введение в игровую ситуацию.

Цель: создание интересной мотивации к деятельности.

Требования к организации этапа:

• создание условий для возникновения у воспитанников внутренней потребности

включения в деятельность.

- Ребята, любите ли вы смотреть мультфильмы. (Любим).

- Вы помните, как назывался мультфильм, который мы смотрели вчера? (Цветик-семицветик).

- Он вам понравился? (Да, очень).

- Почему? (Интересный, (В нем девочка Женя совершила добрый поступок).

Звучит звук электронной почты

- Ребята? Слышите, нам пришло электронное письмо. Хотите его прочесть? (Хотим).

- Кто сможет прочитать, от кого оно? (От Жени).

- Это не простое письмо, а видео. Посмотрим? (Да).

Видеообращение девочки Жени

- Здравствуйте, ребята! После того, как последний голубой лепесток помог вылечить Витю, я поняла, что другие лепестки могут принести много пользы и добра людям. Помогите мне вернуть их. Для этого вам необходимо выполнить задания по обучению грамоте. Если вы справитесь со всеми заданиями, к лепесткам вернется волшебная сила. Лепестки надо прикрепить на цветок обратно. Конверт с заданиями почтальон уже доставил в детский сад. Очень полагаюсь на вас. Пока!

- Ребята, что будем делать? (Помогать Жене, вернем волшебную силу лепесткам, выполним задания).

- Я правильно поняла, вы хотите помочь Жене? (Хотим).

- Для чего вам это надо? (Чтобы использовать лепестки на добрые дела).

- Вы сможете вернуть лепесткам волшебную силу? (Да).

- Что вам для этого нужно сделать? (Выполнить задания по обучению грамоте).

- Тогда вы посидите, а я схожу за конвертом с заданиями.

Воспитатель уходит, и через некоторое время возвращается.

2. Актуализация

Цель: выделение важных знаний у детей, необходимых для открытия нового знания.

Требования к организации этапа:

• актуализация изученных способов действий и знаний, достаточных для построения

нового знания.

- Ребята, прежде чем начать выполнять задания по обучению грамоте, давайте вспомним, что вы изучаете на таких занятиях (Мы изучаем буквы).

- Какие буквы вы уже изучили? (А, О, У, И, М, Н, В).

- Прочитайте их (в домиках букв).

Дети читают

2.1. Дидактическая игра «Узнай букву по элементам».

Воспитатель достает из конверта карточки с буквами. Каждому ребенку выдается карточка с печатной буквой из числа пройденных. Ребенок определяет букву и всем остальным рассказывает, из каких элементов она состоит. Другие дети угадывают букву по ее элементам.

- Посмотрите на свою букву. Никому не называя её, расскажите другим детям, из каких элементов она состоит.

Подитог:

- Вы хорошо справились с заданием, потому что запомнили буквы и знаете элементы, из которых они состоят.

Воспитатель открывает конверт и читает задание

2. 2. Игра «Выдели второй звук в слове»

- Ребята, скажите, только ли буквы вы изучаете на занятиях по обучению грамоте? (Нет, мы еще изучаем звуки).

- А вот задание от Жени. Вам необходимо определить второй звук в каждом слове.

Воспитатель называет слова, выделяя голосом второй звук:

тыква, выход, пыль, сыр, бык, рыба, лыжа.

- Вы догадались, о каком звуке мы сегодня будем говорить? (Да, о звуке Ы).

- Какой это звук: гласный или согласный? (Гласный).

- Почему вы так решили? Докажите! (Произносится голосом, поется, воздух выходит свободно, не встречая препятствий).

- А в каком положении находятся губы, посмотрите друг на друга и произнесите ещё раз этот звук (Губы похожи на овал)

Подитог:

- Молодцы, ребята. Вы правильно выполнили задание, потому что умеете выделять звуки по счету, определять гласные звуки и доказывать свое мнение. В задании я вижу приписку: «Сбоку шкафа посмотри, лепесток там найди!» (ГОЛУБОЙ).

Двое детей прикрепляют первый лепесток на цветок.

2.3. Игра «Один-много».

- Для того, чтобы выполнить следующее задание, вам надо пройти в книжный уголок.

Дети проходят в «книжный уголок». На полках расставлены картинки с изображением предметов во множественном числе. Детям дается инструкция:

- Выберите те картинки, в названии которых в конце слышится звук Ы.

- Какие картинки вы выбрали? Произнесите, выделяя голом последний звук.

А теперь назовите один предмет, а потом много. (конфета - конфеты; апельсин - апельсин, и т. д.)

- Что вы заметили? (Если дети затрудняются с ответом, воспитатель стимулирует их: «Послушайте еще раз внимательно: конфета-конфеты; апельсин-апельсины»). (Когда мы говорим про несколько предметов, в конце лова появляется звук Ы).

- Правильно, звук Ы в конце слова помогает сказать о предметах во множественном числе: стол – столы; кофта – кофты.

Подитог:

- Вот и еще одно задание выполнено верно, потому что вы умеете выделять звуки в конце слова и умеете называть слова в единственном числе и множественном. Тут тоже есть приписка: «за подставку посмотрите, лепесток скорей возьмите!» (ЗЕЛЕНЫЙ).

2.4. Игра «Подбери схему к слову»

- Переходим к следующему заданию.

Детям раздаются картинки и предлагается прикрепить картинку к соответствующей схеме. Затем ребенок на схеме должен определить место звука Ы.

- Посмотрите внимательно на картинку.

- Шепотом произнесете слово.

- Посчитайте звуки. Выберите нужную схему.

- Проверьте себя. Найдите в своей схеме место звуку Ы.

Подитог:

- Все справились с заданием, потому что хорошо ориентируетесь в звуковых схемах и умеете находить место звука в слове. Вы за доску загляните, лепесток вы там найдите! (ОРАНЖЕВЫЙ).

3. Затруднения в игровой ситуации.

Цель: организация анализа детьми возникшей ситуации, подведение их к выявлению места и причины затруднения.

Требования к организации этапа:

• создание ситуации затруднения;

• фиксация в речи причины затруднения.

- Впереди следующее задание: подобрать слова, где звук Ы стоит в начале слова.

Дети затрудняются

- Получается? (Нет).

Стимулировать активность детей и держать паузу так долго, сколько потребуется детям для осмысления возникшей трудности.

- Вы попали в затруднительную ситуацию. Что будете делать? (Спросим у взрослых, посмотрим информацию в интернете).

- Где мы можем уточнить правописание слов? (В словаре).

- Прежде чем посмотреть в словаре, вам надо знать, как пишется буква. Вы знаете? (Да, нет).

4. Открытие нового знания.

Цель: организация диалога педагога с детьми, направленного на открытие нового знания.

Требования к организации этапа:

• организация подводящего диалога с целью открытия нового знания;

• фиксация нового знания в речи и знаково;

• создание ситуации успеха.

- Ребята, кто знает, как пишется Ы, научите своих друзей определять и видеть ее среди других. Один ребёнок объясняет, а педагог по инструкции ребёнка рисует букву на доске.

Дети на магнитной доске находят все буквы Ы.

- Посмотрите на букву. Из каких элементов она состоит? (Из двух прямых палочек и полукруга).

Подитог:

- Теперь мы можем пользоваться словарем? (Да).

-Почему вы так решили? (Мы теперь знаем, как пишется буква Ы).

- Открывайте нужную страницу и ищите слова.

- Отыскали? (Нет).

Подитог:

- Да, действительно: слов на букву и звук Ы нет. И это надо запомнить!

5. Включение нового знания в систему знаний.

Цель: закрепление у детей нового знания в играх и упражнениях.

Требования к организации этапа:

• соответствие используемых игр цели занятия;

• индивидуальные затруднения в играх;

• ситуация успеха в совместной деятельности;

- Ребята, вы все запомнили новую букву? (Запомнили).

- Следующее задание состоит в том, чтобы составить букву Ы из различных материалов. Сможете? (Да).

5.1. Игровое упражнение «Составь букву».

- Каждый выберет такой материал, из которого можно составить букву Ы.

Детям предлагаются материалы: фасоль, тесьма, проволока, салфетки, пластилин, конструктор, тесто, мишура, счетные палочки. Если дети справились с заданием правильно, то остается один невостребованный материал - счетные палочки.

- Почему никто из вас не воспользовался счетными палочками? (Потому что из них нельзя составить Ы, из счетных палочек нельзя сделать полукруг).

Подитог:

- Какие умники! Вы не только хорошо запомнили букву, её элементы, но и проявили творчество. И поэтому я вам подскажу, где отыскать следующий лепесток: «Под стол загляните, лепесток отыщите!» (КРАСНЫЙ).

5.2. Игровое задание «Узнай буквы».

- Впереди следующее задание: нужно определить, какие буквы спрятались друг за другом. Сможете? (Да).

Детям предлагают изображения, на которых буквы наложены друг на друга. Плакат из цветной бумаги, буквы – черные. Дети должны определить все буквы - показать указкой их, а потом записать на доске.

- Назовите все буквы, которые вы увидели на плакате.

Подитог:

- Вы быстро справились, потому что хорошо знаете буквы, которые мы изучили. «Под задание загляните, лепесток скорей найдите!» (ЖЕЛТЫЙ).

5.3. Игра «Прочитай слово по картинкам».

- Переходим к следующему заданию.

Детям раздаются прочитать слово по первым звукам названий картинок, где вместо одной картинки стоит буква «Ы».

- Посмотрите внимательно на картинку.

- Определите первый звук в названии каждой картинки.

- Прочитайте слово, которое у вас получилось.

- Почему вместо одной картинки у нас стоит буква «Ы».

Дети объясняют, что слов, начинающихся на звук «Ы».

Подитог:

- Все справились с заданием, потому что умеете выделять первый звук в словах и читать слово по картинкам. На окошко посмотрите, лепесток там отыщите! (СИНИЙ)

5.4. Упражнение «Слоговая дорожка»

- Все лепестки мы собрали? (Нет, осталось найти еще один).

- Тогда выполняем последнее задание: пройдите по слоговой дорожке, читая слоги четко, громко и понятно.

Дети идут по дорожке, выложенной из листов с напечатанными слогами: ЫМ, ЫН, ЫВ, МЫ, НЫ, ВЫ

Подитог:

- Вы получаете последний лепесток, потому что вы хорошо прочитали слоговую дорожку и показали стремление научиться читать! Под дорожку загляните, лепесток скорей возьмите! (ФИОЛЕТОВЫЙ).

Когда ребенок прикрепляет последний лепесток, звучит волшебный звук, обозначающий, что к лепесткам вернулась волшебная сила.

6. Итог занятия.

Цель: организация рефлексии и самооценки детьми своей деятельности.

Требования к организации этапа:

• организация анализа детской цели;

• фиксация нового знания в речи;

• определение выполнения взрослой цели

- Вы догадались, что произошло? (К лепесткам вернулась волшебная сила).

- Как вам удалось вернуть лепесткам волшебную силу? (Мы выполнили все задания и отыскали лепестки).

- Какие знания помогли вам справиться с заданиями? (Мы узнали, как пишется буква Ы)

- Что нового вы сегодня узнали? (Мы узнали букву Ы, из каких элементов она состоит, что на Ы нет слов).

- Скажите, трудные задания легче выполнять одному или с друзьями? (Легче справляться всем вместе).

- Ребята, теперь Женя сможет правильно распорядиться волшебными лепестками. А если бы у вас была такая возможность, какое желание вы бы загадали?

Воспитатель обращает внимание на предложения тех детей, желания которых социально значимые.

- Ребята, я очень горжусь тем, что вы неравнодушны к бедам людей, растёте добрыми и отзывчивыми.

- Наше занятие подошло к концу, попрощайтесь с гостями и спросите, понравилось ли им в нашем детском саду.

Публикации по теме:

Конспект НОД по обучению грамоте на тему: «Звук [ш] и буква Ш»Конспект НОД по обучению грамоте на тему: «Звук [ш] и буква Ш» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Конспект ОД по обучению грамоте «Буква П» Конспект ОД по обучению грамоте «Буква П» Цель: познакомить детей со звуками [п],[п‘] и буквой П. Задачи: -закрепить навыки чёткого произношения.

Конспект ОД по обучению грамоте «Гласный звук Я, буква Я»Конспект ОД по обучению грамоте «Гласный звук Я, буква Я» Тема: Гласный звук Я, буква Я. Цель: закреплять представление детей о звуке, букве, слоге, слове; познакомить с буквой Я; развивать фонематический.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по обучению грамоте «Буква Ы»
Опубликовано: 21 мая 2025 в 20:26
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по обучению грамоте «Буква Ы»» (включая файлы) размещена пользователем Киселева Елена Михайловна (УИ 2203902) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД, Соглашаетесь на обработку данных