Киселева Елена Михайловна
Конспект НОД по обучению грамоте «Буква Ы»
Цель: Знакомство с буквой Ы.
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить детей с графическим написанием буквы Ы и ее элементами (две прямые палочки и полукруг).
2. Учить узнавать букву Ы среди других.
3. Учить читать прямые и обратные слоги из знакомых букв.
Развивающие:
1. Развитие памяти, мыслительная операция синтеза (упражнение «Угадай букву по описанию», «Узнай букву»).
2. Развитие слухового восприятия (игра «Выдели второй звук»).
3. Развитие словообразования (игра «Один-много»)
4. Развитие воображения и образного мышления (игра «Составь букву»).
5. Развитие мелкой моторики (игра «Составь букву»).
6. Развитие мыслительной операции анализа (игры «Узнай букву»).
7. Развитие звукового анализа и синтеза («Чтение слова по картинкам»).
8. Развитие операций синтеза и анализа («Слоговая дорожка»).
9. Развитие интегративных качеств:
- любознательный, активный (все этапы ситуации);
- овладевший средствами общения (этапы «Введение в игровую ситуацию», «Затруднение в игровой ситуации», «Итог») и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками (этапы «Актуализация», «Включение нового знания в систему представлений»);
- овладевший необходимыми умениями и навыками в области коммуникации (этапы «Актуализация», «Затруднение в игровой ситуации», «Открытие нового знания», «Включение нового знания в систему представлений»);
- способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту (этап «Открытие нового знания», «Включение нового знания в систему представлений»);
- эмоционально отзывчивый (этапы «Введение в игровую ситуацию»
«Итог») ;
- способный управлять своим поведением… (все этапы).
Воспитывающие:
1. Воспитывать у детей умение вести диалог (выслушивать мнение другого, ждать своей очереди при ответах на вопрос).
2. Мотивировать детей на проявление сочувствия и желания помочь.
3. Воспитывать умения работать в коллективе.
Демонстрационный материал:
1. Наглядное пособие «Домики букв»;
2. Конверт с заданиями - А5.
3. Плакат цветного тона с изображением черных букв, наложенных друг на друга – А4.
4. Наглядное пособие «Слоговая дорожка»: листы ламинированные А4 с напечатанными слогами ЫМ, ЫН, ЫВ, МЫ, НЫ, ВЫ.
5. «Лепестки» - овалы формата А4 голубого, зеленого, красного, синего, желтого, оранжевого, фиолетового цветов.
6. Словарь в картинках.
Раздаточный материал:
1. Карточки формата А6 с напечатанными буквами А,О,У,И,Н,М,В (по числу детей).
2. Картинки с изображением предметов во множественном числе в «Книжном» уголке.
3. Буквы пластмассовые магнитные.
4. Материалы для изображения буквы Ы: фасоль, тесьма, проволока, пластилин, тесто, счетные палочки, мозаика, манка, песок, картонные детали.
5. Картинки с изображением рыбы, дыма, сыра, рыси, дыни, ос, усов, кос размером А6.
6. Схемы к словам, обозначающим эти предметы;
Оборудование:
1. Ноутбук.
2. Колонки.
3. Видеозапись с обращением девочки Жени (персонажем сказки В. Катаева «Цветик-семицветик»).
4. Игровая зона «Магазин.
5. Лампа настольная, задрапированная под волшебный цветок.
6. Магнитная доска.
7. Магниты.
8. Запись звукового эффекта (звук, сопровождающий возвращение к лепесткам волшебной силы).
Предварительная работа:
1. Реализация работы по обучению грамоте.
2. Чтение и анализ сказки В. Катаева «Цветик-семицветик».
3. Просмотр мультфильма по сказке.
1. Введение в игровую ситуацию.
Цель: создание интересной мотивации к деятельности.
Требования к организации этапа:
• создание условий для возникновения у воспитанников внутренней потребности
включения в деятельность.
- Ребята, любите ли вы смотреть мультфильмы. (Любим).
- Вы помните, как назывался мультфильм, который мы смотрели вчера? (Цветик-семицветик).
- Он вам понравился? (Да, очень).
- Почему? (Интересный, (В нем девочка Женя совершила добрый поступок).
Звучит звук электронной почты
- Ребята? Слышите, нам пришло электронное письмо. Хотите его прочесть? (Хотим).
- Кто сможет прочитать, от кого оно? (От Жени).
- Это не простое письмо, а видео. Посмотрим? (Да).
Видеообращение девочки Жени
- Здравствуйте, ребята! После того, как последний голубой лепесток помог вылечить Витю, я поняла, что другие лепестки могут принести много пользы и добра людям. Помогите мне вернуть их. Для этого вам необходимо выполнить задания по обучению грамоте. Если вы справитесь со всеми заданиями, к лепесткам вернется волшебная сила. Лепестки надо прикрепить на цветок обратно. Конверт с заданиями почтальон уже доставил в детский сад. Очень полагаюсь на вас. Пока!
- Ребята, что будем делать? (Помогать Жене, вернем волшебную силу лепесткам, выполним задания).
- Я правильно поняла, вы хотите помочь Жене? (Хотим).
- Для чего вам это надо? (Чтобы использовать лепестки на добрые дела).
- Вы сможете вернуть лепесткам волшебную силу? (Да).
- Что вам для этого нужно сделать? (Выполнить задания по обучению грамоте).
- Тогда вы посидите, а я схожу за конвертом с заданиями.
Воспитатель уходит, и через некоторое время возвращается.
2. Актуализация
Цель: выделение важных знаний у детей, необходимых для открытия нового знания.
Требования к организации этапа:
• актуализация изученных способов действий и знаний, достаточных для построения
нового знания.
- Ребята, прежде чем начать выполнять задания по обучению грамоте, давайте вспомним, что вы изучаете на таких занятиях (Мы изучаем буквы).
- Какие буквы вы уже изучили? (А, О, У, И, М, Н, В).
- Прочитайте их (в домиках букв).
Дети читают
2.1. Дидактическая игра «Узнай букву по элементам».
Воспитатель достает из конверта карточки с буквами. Каждому ребенку выдается карточка с печатной буквой из числа пройденных. Ребенок определяет букву и всем остальным рассказывает, из каких элементов она состоит. Другие дети угадывают букву по ее элементам.
- Посмотрите на свою букву. Никому не называя её, расскажите другим детям, из каких элементов она состоит.
Подитог:
- Вы хорошо справились с заданием, потому что запомнили буквы и знаете элементы, из которых они состоят.
Воспитатель открывает конверт и читает задание
2. 2. Игра «Выдели второй звук в слове»
- Ребята, скажите, только ли буквы вы изучаете на занятиях по обучению грамоте? (Нет, мы еще изучаем звуки).
- А вот задание от Жени. Вам необходимо определить второй звук в каждом слове.
Воспитатель называет слова, выделяя голосом второй звук:
тыква, выход, пыль, сыр, бык, рыба, лыжа.
- Вы догадались, о каком звуке мы сегодня будем говорить? (Да, о звуке Ы).
- Какой это звук: гласный или согласный? (Гласный).
- Почему вы так решили? Докажите! (Произносится голосом, поется, воздух выходит свободно, не встречая препятствий).
- А в каком положении находятся губы, посмотрите друг на друга и произнесите ещё раз этот звук (Губы похожи на овал)
Подитог:
- Молодцы, ребята. Вы правильно выполнили задание, потому что умеете выделять звуки по счету, определять гласные звуки и доказывать свое мнение. В задании я вижу приписку: «Сбоку шкафа посмотри, лепесток там найди!» (ГОЛУБОЙ).
Двое детей прикрепляют первый лепесток на цветок.
2.3. Игра «Один-много».
- Для того, чтобы выполнить следующее задание, вам надо пройти в книжный уголок.
Дети проходят в «книжный уголок». На полках расставлены картинки с изображением предметов во множественном числе. Детям дается инструкция:
- Выберите те картинки, в названии которых в конце слышится звук Ы.
- Какие картинки вы выбрали? Произнесите, выделяя голом последний звук.
А теперь назовите один предмет, а потом много. (конфета - конфеты; апельсин - апельсин, и т. д.)
- Что вы заметили? (Если дети затрудняются с ответом, воспитатель стимулирует их: «Послушайте еще раз внимательно: конфета-конфеты; апельсин-апельсины»). (Когда мы говорим про несколько предметов, в конце лова появляется звук Ы).
- Правильно, звук Ы в конце слова помогает сказать о предметах во множественном числе: стол – столы; кофта – кофты.
Подитог:
- Вот и еще одно задание выполнено верно, потому что вы умеете выделять звуки в конце слова и умеете называть слова в единственном числе и множественном. Тут тоже есть приписка: «за подставку посмотрите, лепесток скорей возьмите!» (ЗЕЛЕНЫЙ).
2.4. Игра «Подбери схему к слову»
- Переходим к следующему заданию.
Детям раздаются картинки и предлагается прикрепить картинку к соответствующей схеме. Затем ребенок на схеме должен определить место звука Ы.
- Посмотрите внимательно на картинку.
- Шепотом произнесете слово.
- Посчитайте звуки. Выберите нужную схему.
- Проверьте себя. Найдите в своей схеме место звуку Ы.
Подитог:
- Все справились с заданием, потому что хорошо ориентируетесь в звуковых схемах и умеете находить место звука в слове. Вы за доску загляните, лепесток вы там найдите! (ОРАНЖЕВЫЙ).
3. Затруднения в игровой ситуации.
Цель: организация анализа детьми возникшей ситуации, подведение их к выявлению места и причины затруднения.
Требования к организации этапа:
• создание ситуации затруднения;
• фиксация в речи причины затруднения.
- Впереди следующее задание: подобрать слова, где звук Ы стоит в начале слова.
Дети затрудняются
- Получается? (Нет).
Стимулировать активность детей и держать паузу так долго, сколько потребуется детям для осмысления возникшей трудности.
- Вы попали в затруднительную ситуацию. Что будете делать? (Спросим у взрослых, посмотрим информацию в интернете).
- Где мы можем уточнить правописание слов? (В словаре).
- Прежде чем посмотреть в словаре, вам надо знать, как пишется буква. Вы знаете? (Да, нет).
4. Открытие нового знания.
Цель: организация диалога педагога с детьми, направленного на открытие нового знания.
Требования к организации этапа:
• организация подводящего диалога с целью открытия нового знания;
• фиксация нового знания в речи и знаково;
• создание ситуации успеха.
- Ребята, кто знает, как пишется Ы, научите своих друзей определять и видеть ее среди других. Один ребёнок объясняет, а педагог по инструкции ребёнка рисует букву на доске.
Дети на магнитной доске находят все буквы Ы.
- Посмотрите на букву. Из каких элементов она состоит? (Из двух прямых палочек и полукруга).
Подитог:
- Теперь мы можем пользоваться словарем? (Да).
-Почему вы так решили? (Мы теперь знаем, как пишется буква Ы).
- Открывайте нужную страницу и ищите слова.
- Отыскали? (Нет).
Подитог:
- Да, действительно: слов на букву и звук Ы нет. И это надо запомнить!
5. Включение нового знания в систему знаний.
Цель: закрепление у детей нового знания в играх и упражнениях.
Требования к организации этапа:
• соответствие используемых игр цели занятия;
• индивидуальные затруднения в играх;
• ситуация успеха в совместной деятельности;
- Ребята, вы все запомнили новую букву? (Запомнили).
- Следующее задание состоит в том, чтобы составить букву Ы из различных материалов. Сможете? (Да).
5.1. Игровое упражнение «Составь букву».
- Каждый выберет такой материал, из которого можно составить букву Ы.
Детям предлагаются материалы: фасоль, тесьма, проволока, салфетки, пластилин, конструктор, тесто, мишура, счетные палочки. Если дети справились с заданием правильно, то остается один невостребованный материал - счетные палочки.
- Почему никто из вас не воспользовался счетными палочками? (Потому что из них нельзя составить Ы, из счетных палочек нельзя сделать полукруг).
Подитог:
- Какие умники! Вы не только хорошо запомнили букву, её элементы, но и проявили творчество. И поэтому я вам подскажу, где отыскать следующий лепесток: «Под стол загляните, лепесток отыщите!» (КРАСНЫЙ).
5.2. Игровое задание «Узнай буквы».
- Впереди следующее задание: нужно определить, какие буквы спрятались друг за другом. Сможете? (Да).
Детям предлагают изображения, на которых буквы наложены друг на друга. Плакат из цветной бумаги, буквы – черные. Дети должны определить все буквы - показать указкой их, а потом записать на доске.
- Назовите все буквы, которые вы увидели на плакате.
Подитог:
- Вы быстро справились, потому что хорошо знаете буквы, которые мы изучили. «Под задание загляните, лепесток скорей найдите!» (ЖЕЛТЫЙ).
5.3. Игра «Прочитай слово по картинкам».
- Переходим к следующему заданию.
Детям раздаются прочитать слово по первым звукам названий картинок, где вместо одной картинки стоит буква «Ы».
- Посмотрите внимательно на картинку.
- Определите первый звук в названии каждой картинки.
- Прочитайте слово, которое у вас получилось.
- Почему вместо одной картинки у нас стоит буква «Ы».
Дети объясняют, что слов, начинающихся на звук «Ы».
Подитог:
- Все справились с заданием, потому что умеете выделять первый звук в словах и читать слово по картинкам. На окошко посмотрите, лепесток там отыщите! (СИНИЙ)
5.4. Упражнение «Слоговая дорожка»
- Все лепестки мы собрали? (Нет, осталось найти еще один).
- Тогда выполняем последнее задание: пройдите по слоговой дорожке, читая слоги четко, громко и понятно.
Дети идут по дорожке, выложенной из листов с напечатанными слогами: ЫМ, ЫН, ЫВ, МЫ, НЫ, ВЫ
Подитог:
- Вы получаете последний лепесток, потому что вы хорошо прочитали слоговую дорожку и показали стремление научиться читать! Под дорожку загляните, лепесток скорей возьмите! (ФИОЛЕТОВЫЙ).
Когда ребенок прикрепляет последний лепесток, звучит волшебный звук, обозначающий, что к лепесткам вернулась волшебная сила.
6. Итог занятия.
Цель: организация рефлексии и самооценки детьми своей деятельности.
Требования к организации этапа:
• организация анализа детской цели;
• фиксация нового знания в речи;
• определение выполнения взрослой цели
- Вы догадались, что произошло? (К лепесткам вернулась волшебная сила).
- Как вам удалось вернуть лепесткам волшебную силу? (Мы выполнили все задания и отыскали лепестки).
- Какие знания помогли вам справиться с заданиями? (Мы узнали, как пишется буква Ы)
- Что нового вы сегодня узнали? (Мы узнали букву Ы, из каких элементов она состоит, что на Ы нет слов).
- Скажите, трудные задания легче выполнять одному или с друзьями? (Легче справляться всем вместе).
- Ребята, теперь Женя сможет правильно распорядиться волшебными лепестками. А если бы у вас была такая возможность, какое желание вы бы загадали?
Воспитатель обращает внимание на предложения тех детей, желания которых социально значимые.
- Ребята, я очень горжусь тем, что вы неравнодушны к бедам людей, растёте добрыми и отзывчивыми.
- Наше занятие подошло к концу, попрощайтесь с гостями и спросите, понравилось ли им в нашем детском саду.