Папки-передвижки

Конспект НОД по обучению грамоте «Звук [А], буква А»

Марина Першина
Конспект НОД по обучению грамоте «Звук [А], буква А»

Конспект НОД по обучению грамоте

Тема: «Звук А, буква А

Задачи:

1) Учить детей определять позицию звука в словах : начало, середина, конец.

2) Закрепить характеристику звука А, развивать умение детей выделять на слух звук А.

3) Продолжать учить детей проводить звуковой анализ и синтез простых слов.

4) Закрепить знание детьми буквы А.

Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте „Звук [А], буква А“» размещена в разделах

5) Познакомить детей с понятиями «ударение», «ударный слог»; дать представление о способе определения.

6) Развивать фонематическое восприятие, фонематический слух, память.

7) Воспитывать культуру общения.

Ход НОД:

Все вместе в кругу: Здравствуй, солнышко родное!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, матушка-земля!

Здравствуй, ты, и здравствуй,Я!

Организационный момент: письмо от девочки Анжела, которая скоро идет в школу и не знает, с какого звука начинается её имя. В конверте лежит листок с загадками:

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

И однажды из болота

Вытащил он бегемота.

Он известен, знаменит.

Это доктор. (Айболит)

Сели на странички

Тридцать три сестрички.

Сели рядом — не молчат,

Нам загадки говорят. (Алфавит)

Стоит на крыше

Домов всех выше.

Волны принимает,

Всё на свете знает. (Антенна)

Воспитатель предлагает детям произнести звук (А) и рассказать, что такое – звук (А) : что звук (А) можно произнести протяжно, спеть, его легко говорить, произнести тихо, громко;

артикуляция звука : при изолированном произнесении рот широко раскрыт. Мягкое нёбо поднято и примыкает к задней стенке глотки. Голосовые складки сомкнуты. Кончик языка находится у нижних резцов, края языка касаются нижних боковых зубов.

Вывод: звук (А) – гласный.

-Дети, в конверте лежит листок с играми. Анжела предлагает нам эти игры.

2. Фонематическое восприятие.

Воспитатель предлагает поиграть в игру «Где прячется звук :

Педагог называет слова, выделяя звук А.

Дети определяют его позицию в слове (начало, середина, конец).

Примерные слова:

пила, кошка, зима, весна, рыба, дочка, ива, мама, папа.

Воспитатель продолжает:

- У каждого звука есть своя буква. Дети, давайте вспомним, чем отличается звук от буквы?

Ответы детей (индивидуальные).

Вывод: звуки - слышим, произносим, а буквы – видим, пишем, читаем.

- Дети, вспомните и скажите, каким цветом обозначают гласный звук? Согласный?

Ответы детей (индивидуальные).

3. Звуко – слоговой анализ :

Слово: Лужа.

1) Сколько в этом слове слогов? (прохлопать, протопать, прошагать)

2) Сколько всего звуков?

3) Сколько гласных звуков?

4) Сколько согласных звуков?

5) Какой по счёту звук?

Дети работают со звуковой линейкой, выкладывая на ней синие и красные квадраты.

4. Ударение.

Воспитатель показывает значок «ударение». Его можно представить в виде молоточка.

Звуковой анализ слова МУКА.

-Какие гласные есть в слове МУКА?

Ответы детей (индивидуальные) : -у, -а.

-Послушайте, как я скажу слово, чтобы в нем услышали ударный гласный звук : МУКААА. Кто скажет это слово так же, что бы мы услышали ударный гласный звук?

Ответы детей (индивидуальные) : МУКААА.

- Ударный гласный звук А во втором слоге. Ставим знак ударения.

Затем воспитатель переставляет ударный знак на букву У и предлагает прочитать слово с новым ударением.

- Какое слово получилось?

Ответы детей (индивидуальные) : МУУКА.

- Да, получилось слово МУУКА. Так говорят, когда кто-нибудь мучается или страдает.

Послушайте стихотворение, в котором рассказывается, как девочка Катя лепила из глины пирожки:

Пересохла глина,

Рассердилась Катя,

Не мукА, а мУка –

Поварам наука.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что от смены ударения в слове получилось новое слово. Ударение помогает нам различать слова.

Воспитатель предлагает послушать стихотворение (читает) :

Ударный слог,

Ударный слог –

Он назван так недаром…

Эй, невидимка – молоток,

Отметь его ударом!

И молоТОК стуЧИТ, стуЧИТ,

И ЧЁТКО

РЕЧЬ

МОЯ

звуЧИТ.

(А. Шибаев)

5. Физкультминутка:

А – начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А узнать ее легко:

Ноги ставит широко,

(Дети должны стоять широко расставив ноги. На каждый счет руки поочередно: на пояс, на плечи, вверх, два хлопка, на плечи, на пояс, вниз - два хлопка. Темп постоянно ускоряется.)

– А теперь ребята, встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

(Встали; руки вверх, в стороны, вперед, назад, повороты вправо, влево; сели.)

6. Знакомство с буквой А.

1) Воспитатель предлагает послушать стихотворение (читает) :

Абрикос растет в саду

А Арбуз на грядке.

Алфавит я соберу,

Чтобы был понятный.

2) Анализ буквы :

- На что похожа буква А? (показ указкой)

Дети дают индивидуальные ответы. (на Арку0

3)Далее, дети прописывают в воздухе букву А и конструируют из полосок бумаги буквы А на столе.

Воспитатель дает по ходу работы рекомендации, показ.

4) Читают букву А в сочетании с согласными:

НА

МА

АС

АМ

5) Работа в тетради. Дети пропечатывают букву А и слог НА.

7. Закрепление пройденного.

8. Итог НОД.

- Какой звук изучили? (Звук [а]).

- Какими буквами обозначается звук [а]? (Буквами Аа).

- Что нового узнали на уроке?

- Какие задания были самыми интересными и лёгкими? Почему?

- Что вызывало затруднение? Почему?

- Какие новые слова узнали?

Воспитатель обращается к детям:

-Ребята, как вы считаете, мы помогли Анжеле узнать, с какого звука начинается её имя?

Вам понравилось занятие? Что вам больше всего запомнилось?

А теперь мы улыбнемся,

Дружно за руки возьмемся.

И друг другу на прощанье

Мы подарим пожелание –

Знания ищи всегда

Умным станешь ты тогда!

Публикации по теме:

Конспект ОД по обучению грамоте «Гласный звук Я, буква Я»Конспект ОД по обучению грамоте «Гласный звук Я, буква Я» Тема: Гласный звук Я, буква Я. Цель: закреплять представление детей о звуке, букве, слоге, слове; познакомить с буквой Я; развивать фонематический.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ц] и буква Ц»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ц] и буква Ц» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Ц Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Д] и буква Д»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Д] и буква Д» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Д Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ф] и буква Ф»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ф] и буква Ф» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Ф Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Г] и буква Г»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Г] и буква Г» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Г Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [К] и буква К»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [К] и буква К» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве К (КЬ) Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 1 часть, простой карандаш, цветные.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Л] и буква Л»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Л] и буква Л» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Л (ЛЬ) Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [С] и буква С»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [С] и буква С» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве С (СЬ) Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 1 часть, простой карандаш, цветные.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ш] и буква Ш»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ш] и буква Ш» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Ш Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [З] и буква З»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [З] и буква З» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве З Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 1 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по обучению грамоте «Звук [А], буква А»
Опубликовано: 29 сентября 2022 в 16:48
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД