Татьяна Паршина
Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе на тему «Ознакомление со звуками [в ], [ в’] и буквой Вв»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по обучении грамоте в старшей группе.
Тема: «Ознакомление со звуками [в ], [ в’] и буквой Вв.
Задачи. Ознакомление со звуками [в], [в’] и буквой Вв. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза. Развитие диалогической речи, речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного внимания и восприятия, памяти, мышления. Формирование самостоятельности, инициативности, ответственности.
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе на тему „Ознакомление со звуками [в ], [ в’] и буквой Вв“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
Оборудование. Магнитная доска, рабочие тетради и буквари по числу детей, контейнеры с карандашами, контейнеры с деталями букв, цветок с четырьмя лепестками, паровозики и вагончики
Предварительная работа. Разучивание игры-пятнашек «Пес».
Ход занятия.
1. Организационный момент. Упражнение «Разноцветные шары».
Создание эмоционального положительного фона занятия. Развитие фонематического слуха (дифференциация звуков [ф] - [ф’]).
Педагог организует приветствие с детьми, раздает им по желтому и оранжевому шарику вырезанные из цветного картона.
Педагог: Ребята мы с вами познакомились с буквой Ф и звуками [ф] - [ф’], которые она обозначает. Я хочу узнать, умеете ли вы различать эти звуки в слогах и в словах. Давайте с вами поиграем в игру «Разноцветные шарики». Когда вы услышите звук [ф], вы будете поднимать желтый шарик,услышав звук [ф’] – оранжевый шарик.
Материал для игры: фи, фо, фа, фе, фу, фы, фя; фиалка, туфли, кофта, кефир, кофе, футболка, фонарь, магнитофон, фестиваль.
Педагог: Сегодня мы познакомимся с новой буквой и звуками, которые она обозначает.
2. Упражнение «Присядь, когда услышишь звук [в]». Развитие фонематического восприятия, речевого слуха, памяти.
Педагог: Ребята оставайтесь на коврике и послушайте стихотворение:
В ванне Вовочку купают
И водою поливают.
Какой звук вы слышите чаще других? ( Дети: Звук [в])
Педагог: Произнесите этот звук и дайте ему характеристику. Расскажите всё об этом звуке. Дети произносят звук Дети (Это согласный твердый звонкий звук). Педагог: Сейчас я буду произносить слова, а вы будете приседать, когда услышите звук [в].
Материал для упражнения: ворона, сова, совок, воскресенье, хутор, воск, флаг, варенье, фикус, диван.
Педагог: Хорошо. Молодцы. Вы были очень внимательные и не допускали ошибок. А теперь пройдите за столики.
3. Работа по букварю. Знакомство с буквой Вв. Совершенствование навыка чтения. Развитие фонематического восприятия, связной речи.
Педагог раздает детям буквари, ставит на столики контейнеры с карандашами.
Педагог: Ребята посмотрите на картинку в верхней части страницы. Я еще раз прочитаю вам стихотворение к ней. Послушайте и подумайте, в каких словах этого стихотворения есть звук [в]?
В ванне Вовочку купают
И водою поливают.
Дети: (В, ванне, Вовочку, водою, поливают).
Педагог: Правильно. А теперь посмотрите на буквы слева от картинки. Это большая и маленькая буквы Вв. Что обозначают синий и зеленый кружки под ними?
Дети: (Значит, буква Вв обозначает два звука : [в] и [в’])
Педагог: Верно. Давайте выполним задание в нижней части страницы. Придумайте каждому из детей имя, которое начинается с буквы, написанной на его одежде.
Дети: (Даша, Боря, Галя, Ваня).
Педагог: Молодцы! Соедините с каждым ребенком мячик с той буквой, с которой начинается имя ребенка.
Дети выполняют задание. Педагог убирает карандаши и ставит на столики контейнеры с деталями букв.
Педагог: Отлично. А теперь возьмите необходимые детали и составьте по одной букве В.
Дети составляют по одной букве В.
Педагог: Какие детали вам потребовались?
Дети: (Нужны палочки и два полукруга).
Педагог: С какой стороны от палочки расположены полукруги?
Дети: (С правой).
Педагог: Правильно. А теперь сложите детали в контейнер.
Дети выполняют.
4. Игра-пятнашки «Пес». Развитие общей моторики, подвижности, коорди-нации речи с движением.
Дремлет в будке старый пес. Водящий сидит на карточках.
Как зовут его? Барбос!
Сад вишневый охраняет, Дети весело прыгают вокруг него, дразнят «пса».
Если кто войдет, поймает.
Мы его перехитрим,
Мимо будки пробежим.
Раз! Два! Три! Лови! На слово «лови» водящий пытается запятнать как
Можно больше детей. Дети убегают.
5. Работа в тетради. Развитие тонкой моторики.
Педагог приглашает детей за столики, раздает им тетради, ставит на столики контейнеры с карандашами.
Педагог: Посмотрите на правую страницу. Что вы видите в ее верхней части? Дети: (Волка, ванну, большую и маленькую буквы Вв).
Педагог: Верно. Раскрасьте сначала обе буквы. Какой карандаш вам для этого потребуется?
Дети: (Синий, потому что буква В- согласная)
Дети раскрашивают буквы.
Педагог: А теперь подумайте, как правильно раскрасить волка и ванну.
Дети выполняют задание, педагог контролирует их и оказывает им помощь, если это необходимо.
Педагог: Теперь положите цветные карандаши. Давайте «напишем» букву В в воздухе.
Дети пишут новую букву в воздухе вместе с педагогом.
Педагог: Посмотрите, как я пишу новую букву на доске. Сначала я пишу сверху вниз длинную палочку, потом справа от нее – два полукруга, сначала верхний, потом нижний. Возьмите простые карандаши. Напишите 4 больших и 3 маленьких буквы по точкам. Сова и предложения мы будем писать на индивидуальных занятиях. Закройте тетради.
Педагог собирает тетради.
6. Игра «Волшебный цветок». Совершенствование навыка составления предложения из данных слов. Совершенствование навыка чтения предложений.
Педагог достает цветок с разноцветными лепестками.
Педагог: Вот какой у меня волшебный цветок. Все лепестки у него разные. А сколько всего лепестков?
Дети: (4).
Педагог: Всем вам по одному лепестку. Оторвите их.
Дети берут по одному лепестку.
Педагог: Переверните лепестки. Что вы видите?
Дети: (Слова).
Педагог: Прочитайте свои слова.
Дети: (Вика, дога, видит).
Педагог: Пройдите к доске и попробуйте составить предложение из этих слов. Не забудьте поставить в конце предложения точка.
Дети составляют и читают предложение: (Вика видит дога).
Педагог: Молодцы! Похлопайте себе.
7. Игра «Веселый поезд». Совершенствование фонематических представлений, навыков звуко-буквенного анализа.
Педагог помещает на доску изображение паровозика и трех вагончиков. Вместо номеров на них закреплены буквы. Перед доской педагог раскладывает предметные картинки.
Педагог: И последняя игра, в которую мы сейчас поиграем называется «Веселый поезд». Вы видите на паровозике и вагончиках буквы. Вы должны поместить в паровозик машиниста, а в вагончики – пассажиров. Их названия должны начинаться с указанных букв.
Дети выполняют и комментируют выполнение задания.
1-й ребенок. Я посадил в паровоз кота, потому что на паровозе написана буква К.
2-й ребенок. Я посадил в первый вагон попугая, потому что на вагоне написана буква П.
3-й ребенок. На втором вагоне буква Т, поэтому я посадила в вагон тигра.
4-й ребенок. На последнем вагоне буква В, поэтому я посадил туда волка. Педагог: Замечательно. «Веселый поезд» отправляется в дорогу, а нам пора подводить итоги занятия.
8. Организация окончания занятия. Оценка работы детей.
Педагог предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии, что им было особенно интересно. Затем он оценивает работу каждого ребенка.