Анна Ефремова
Конспект НОД по окружающему миру в старшей группе «Небесная гжель»
▼ Скачать + Заказать документы
Ефремова Анна Борисовна
Конспект непосредственно образовательной деятельности по окружающему миру
в старшей группе на тему: «Небесная Гжель»
Цель: Познакомить детей с народным промыслом гжель. Прививать интерес к народным промыслам. Развивать стремление узнавать новое о своём народе и народах своей страны.
Публикация «Конспект НОД по окружающему миру в старшей группе „Небесная гжель“» размещена в разделах
- Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2019
Задачи: Развивать знания детей о народных промыслах, о Гжельской росписи. Знакомить с историей происхождения Гжельского промысла, с его особенностями. Активизировать и обогащать словарный запас детей. Воспитывать бережное отношение и уважения к изделиям промыслов.
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно эстетическое развитие».
Глоссарий: Гжельская роспись (Гжель, обжиг (в печи, мастер, фарфор.
Предварительная работа: Беседа «Промыслы родного края», рассматривание альбомов «Хохломская роспись», «Городецкая роспись», «Дымковские игрушки», Д. и: «Собери из частей» (различные предметы, чтение русских народных сказок, д. и. «Подбери словечко».
Методы и приемы:
Словесные: рассказ воспитателя, пояснение, художественное слово, чтение сказки, игра «Гжель какая?.», рефлексия.
Наглядные: изделия гжельских мастеров, альбомы с изображение гжельских элементов, узоров, изделий и т. п.
Игровые: проблемная ситуация, волшебство – сюрпризный момент, физкультминутка «Золотые ворота», игра «Гжель какая?.».
Практические: Д. и: «Собери посуду»
Материалы и оборудование: коробка под посуду и части игры «Собери посуду».
Ход занятия
Воспитатель обращается к детям:
- Ребята, сегодня я принесла вам очень необычную и красивую посуду. А необычна она тем – что очень красиво украшена. Её можно поставить на стол в какой то праздник. Хотите увидеть? (воспитатель открывает коробку, но детям не показывает. в ней гжельский чайник, чашки и др, разрезанные на части для игры и настоящая гжельская посуда) Ох ребята! Беда! Пока я шла, вся посуда разбилась. Что же делать? (ответы детей) Поможете мне собрать посуду по частям?
Игра: «Собери посуду» (дети собирают чайник, кувшин, чашки из разрезанных частей) Что у вас получилось? Правильно!
Молодцы ребята. Давайте всё сложим обратно в мою коробку. Но коробка моя не простая. Если сказать волшебное слово – то собранная вами посуда превратится в настоящую, не разбитую.
Попробовать сказать волшебные слова? Только нужна тишина, а то волшебство не получится.
Воздух, Земля,
Огонь и вода!
Что то случилось?
Настигла беда?
То что сломалось – скорей приготовь!
Всё что разорвано – свяжется вновь!
(Воспитатель достает из коробки настоящие изделия гжельского промысла)
Получилось! Ура! Посмотрите ребята какая красивая посуда!
А вы знаете какой росписью украшена эта посуда? Гжельской росписью.
Послушайте небольшую сказку. Она про то, откуда появилась эта красивая роспись.
В некотором царстве, в некотором государстве, не далеко от города Москва, стоит деревенька под названием Гжель.
Давным давно нашли люди в этих краях глину, да не простую, а белую (такую – которая при обжиге в печи становится белой). Стали делать игрушки разные, посуду и прочее, да только не знали как украсить.
Пошли как-то девушки, живущие в селе Гжель, полоскать белье на речку. А в речке небо отражается. Река синяя синяя – и небо синее синее в ней. Облака белые пребелые. Показали девушки мастерам красоту такую. И решили, что такого синего неба и таких белых облаков нигде в мире не найти. Вот тогда-то и стали расписывать мастера свои изделия всеми оттенками синего цвета, словно старались оставить частичку синего неба на посуде. А узоры для росписи брали у природы – травинки, былинки в поле, цветы на лугу и в саду.
Понравилась вам сказка? Что вы узнали из неё?
Откуда появилась гжельская роспись?
Из чего делают свои изделия гжельские мастера?
Какие цвета используют? Какие узоры?
Послушайте какое стихотворение у меня есть о гжельской росписи.
Чудо с синими цветками,
Голубыми лепестками,
Синими цветочками,
Нежными виточками.
На белом фарфоре,
Как на заснеженном поле,
Из-под белого снежочка,
Растут синие цветочки.
Неужели, неужели,
Вы не слышали о Гжели?
А вы раньше слышали, знали о гжельской росписи?
В стихах всегда можно услышать много красивых, ласковых слов, давайте и мы с вами подберем каждый по доброму, нежному словечку. Д. и: «Гжель какая?.» (Гжель. красивая, нежная и т. д.)
Какие замечательные слова вы придумали. Гжельским мастерам было бы очень приятно.
Ребята мы узнали с вами много нового о гжели. Это народный промысел. А давайте поиграем с вами в народную игру?
П. и: «Золотые ворота»
Объяснение правил
(выбираются двое игроков, которые встают друг напротив друга, берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота». Остальные игроки встают цепочкой (берутся за руки или кладут руки на плечи друг к другу) и проходят под воротами. Игроки-ворота напевают:
Золотые ворота
Пропускают не всегда
Первый раз прощается
Второй запрещается
А на третий раз
Не пропустим вас!
На последних словах ворота резко опускают руки и ловят тех, кто оказался под ними. Пойманные образуют новые «ворота».)
Игра заканчивается, когда всех игроков поймают.
Как ловко у вас получилось играть в эту игру. Обязательно поиграем еще.
А сейчас я хочу спросить у вас, понравилось вам наше занятие?
Что нового узнали? Что понравилось? Что запомнилось?
Молодцы! А сейчас можете посмотреть на нашу посуду и рассмотреть альбомы по Гжельской росписи.