Наталья Облецова
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе «Удивительная соль»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе
«Удивительная соль»
Подготовила : Облецова Наталья Александровна
г. Бердск, 2020 г.
Цель: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования с природным веществом солью.
Задачи:
Воспитывающие задачи: воспитывать любознательность, потребность в получении информацию о соли и соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности
Публикация «Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе „Удивительная соль“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Темочки
Развивающие задачи: развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать выводы. Развивать навыки экспериментирования. Способствовать развитию связной речи.
Обучающие задачи: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли
Материал и оборудование: пчелка Бибот, коврик для мини-робота, коробочка с письмом и веточкой сосны в соли, лаборатория, соль, тарелочки, лупа, трубочки для коктейля, стаканчики, ложечки, теплая и холодная вода в чайниках, ведро пустое, яйцо, цветные мелки измельченные и два стакана для декора. Музыкальный центр и подвижная музыка.
Предварительная работа.
• Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и её свойствах?»
• Просмотр презентации на тему: «Где и как добывают соль».
• Сбор образцов соли (морская, поваренная, каменная).
• Чтение художественной литературы, где речь идет о соли; пословицы, поговорки о соли, русская народная сказка «Соль».
Ход занятия:
Заходим, здороваемся. Видим на полу коврик с пчелкой Bee Bot, коробочка с письмом и веточкой сосны в соли.
В: ребята, посмотрите, на полянке сидит пчёлка Bee Bot и какой-то листок рядом с ней. Здесь что-то написано, прочитаем?
«Здравствуйте ребята, я прилетела к вам с просьбой о помощи – что-то странное происходит в нашем лесу. Все деревья покрылись каким-то белым налётом. Помогите узнать, почему это произошло и что надо сделать, чтобы этого не было. На моей полянке есть коробочка, она вам пригодиться. Для того, чтобы её открыть, вам необходимо проложить (простроить) путь до нее»
В: ребята, предлагаю выбрать по считалке того, кто запрограммирует робота. (Выбираем, программируем, открываем коробочку)
В: посмотрите, здесь лежит веточка сосны и картинка.
В: ребята, как вы думаете, почему веточка сосны белая? (ответы детей)
В: что изображено на картинке? (ответы детей)
В: у нас как раз есть такая лаборатория! Давайте возьмем с собой пчелку пройдём в нашу лабораторию, расскажем друг другу про соль и проверим её свойства.
Опыт № 1 : «Из чего состоит соль».
Воспитатель: Перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим
- Если мы с вами посмотрим на соль.
Что вы можете сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок)
Воспитатель: Действительно, что с виду соль похожа на порошок.
- А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло.
Что вы видите? (соль состоит из белых кристаллов)
«Соль сыпучая, без запаха»
Возьмите трубочки для коктейля, наберите воздух через нос и подуйте тихонько на соль через трубочку. Что произошло?
Вывод: соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов.
Опыт №2 «Соль хрустит»
Ребята, давайте насыплем в тарелочки 2 ложки соли и надавим на неё сухой ложкой, что мы услышали?
Ответы детей – мы услышали хрустящие звуки, похожее при ходьбе по снегу в морозный день.
Вывод:
Соль как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.
Какой можно сделать вывод?
Вывод:
(Соль белого цвета, состоит из мелких частиц - кристаллов, сыпучая, солёная).
(Соль, какая бывает, имеет ли вкус, запах, из чего состоит, для чего она нам нужна, где и как её используют люди)
Физминутка
Воспитатель: Я предлагаю вам превратиться в кристаллики соли. Сейчас вы будете бегать под музыку, как только музыка останавливается, кристаллики должны соединиться и замереть. По сколько кристалликов соединяются я вам буду говорить. (по 2, по 3, по 1).
Воспитатель: Ребята, я предлагаю пройти в нашу лабораторию. И проведём следующий опыт.
Опыт № 3 : «Соль поглощает воду»
Добавьте в стакан ложку соли и налейте ложку воды. Что произошло? Куда делась вода?
Воспитатель: значит соль поглощает воду.
Добавьте еще воды, размешайте. Что произошло с солью? (соль растворилась в воде)
Опыт№4.«Соль растворяется в теплой воде быстрее, чем в холодной»
- Ребята, перед вами стаканы с водой, потрогайте стаканы и скажите, что вы
чувствуете? (У кого-то в стакане вода холодная, а у кого-то тёплая)
- Молодцы, верно! В каждый стакан положите по три ложки соли, перемешайте и посмотрите, что получится. Да, ребята, соль растворилась в воде.
В какой воде соль растворилась быстрее в тёплой или в холодной?
(В тёплой воде соль растворилась быстрее).
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, в солёной воде можно утонуть?
Предлагаю проверить так ли это. По очереди вылейте из своих стаканчиков соленую воду в это ведро. Сейчас я опущу яйцо и посмотрим, что произойдет. Что происходит?
Вывод: Какой можно сделать вывод? Солёная вода помогает удерживаться предметам на поверхности.
Опыт 3 : «Цветная соль»
Воспитатель: Ребята, я предлагаю провести опыт по изготовлению цветной соли. Согласны?
Цветную соль можно приготовить разными способами: с помощью пищевых красителей, краски, гуашь. А мы с вами будем красить соль с помощью обыкновенных цветных мелков для рисования на асфальте. Для этого я их сначала мелко размолола в кофемолке. Сейчас каждый из вас насыпьте в пиалу по 2 столовых ложки соли и цветного порошка. Хорошо и аккуратно ложкой перемешайте и вот перед вами – цветная соль.
Сейчас, я прошу вас по очереди высыпать свою цветную соль ко мне в стакан и при этом рассказать, какие опыты мы делали, какая бывает соль и что вам больше всего понравилось.
Ребята, как красиво получилось! Предлагаю подарить его пчелке, чтобы поднять ей настроение. (Дарим) Пчелка, тебе нравится?
Воспит: пчелка говорит, что ей нравится. Но что же делать с деревьями в ее лесу?
Воспит: давайте подумаем, как могло произойти, что все деревья покрылись солью? (ответы детей, соленый дождь)
Воспит: и что надо сделать, что бы соли не стало на деревьях? (ответы детей-помыть, растворить соль в воде)
Воспит: давайте попробуем: берем веточку сосны и кладем в воду. Соль действительно растворилась!
Воспитатель: Но мы не можем помыть все деревья. (ответы детей –дождаться дождя. Дождь смоет соль и она растворится)
Воспит: Так, что пчелка не расстраивайся, возвращайся к себе в лес и жди дождь. Все будет хорошо! А нам пора прощаться со всеми! До свидания.