Папки-передвижки

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой детей старшего дошкольного возраста

Елена Кучеренко
Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой

в дошкольной группе «Солнышко».

Автор: Е. В. Кучеренко, воспитатель

Тема занятия: Устное народное творчество.

Программное содержание: продолжать знакомить детей с одним из разделов русского фольклора: «пословицы, поговорки, потешки, небылицы»; дать почувствовать добрый юмор, задор небылиц; учить детей понимать смысл пословиц и поговорок. Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Материалы: картонный ящик – посылка; книга «Пословицы и поговорки»; перчаточная кукла Петрушка.

Предварительная работа: знакомство с малыми фольклорными формами: пословицами, загадками, потешками, небылицами, докучной сказкой. Заучивание пословиц, потешек, небылиц, разгадывание загадок.

Ход занятия.

Предложить детям встать полукругом.

Воспитатель: - Горе тому, у кого беспорядок в дому. Давайте посмотрим все ли у нас игрушки в группе на своём месте, порядок ли?

Ребята, я сегодня шла в детский сад, и нашла вот эту коробочку. Хотите узнать что там? Догадаетесь, отгадав загадку:

Говорит она беззвучно

И понятно, и не скучно

Ты беседуй чаще с ней

Будешь вчетверо умней!

- Правильно – это книга.

- Как мы узнаем, о чём эта книга? (Ответы детей. Воспитатель читает)

• Маленькая помощь в большом деле дорога.

• Без труда нет плода.

• Лень открой дверь – дом горит! Хоть сгорю, да не отворю.

- Ребята, вы догадались, о чём я читала? Правильно, эта книга пословиц и поговорок. Пословицы знакомы каждому из нас. Мы очень часто, особенно взрослые, в разговоре употребляем пословицы, например вот: «Кончил дело – гуляй смело»

- Как вы понимаете эту пословицу?

- В жизни на каждый случай есть меткое слово – пословица. Например, о людях, которые всегда торопятся и дела делают некачественно – народ сложил такую пословицу «Поспешишь – людей насмешишь»

- А есть люди очень медлительные, нерасторопные, они всегда отстают от других, про них говорят так: «Семеро одного не ждут».

- И вот людям ленивым, не очень умным от пословиц не укрыться. Но пословицы не только подмечают недостатки, но ещё учат смелости, верности, дружбе, трудолюбию.

- Кто знает такие пословицы, расскажите нам.

- Вот я знаю несколько пословиц о дружбе:

«Дружные сороки и гуся утащат»

«Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей»

- А теперь давайте прочитаем пословицы из этой книги, да попробуем разобраться в них.

«Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»

- К чему эта пословица призывает?

- Что такое кузовок?

- Ребята, запомните эту пословицу, она вам пригодится в жизни. В каждом деле надо иметь терпение и старание, желание работать и тогда ты будешь доволен результатом своей работы. (Читаем и разбираем вместе с детьми смысл пословиц)

«Маленькая помощь в большом деле дорога»

«Быстрая лошадь скоро устаёт»

«Без труда не вытащить рыбку из пруда»

«Умей работать, умей веселиться»

- «Ты меня работа не бойся я тебя не трону»

- Как вы понимаете эту пословицу?

- Каких людей высмеивают в этой пословице?

- «Хочется яблочко съесть, да не хочется на дерево лезть», про каких людей эта пословица?

- Вот скажите, придумав такую пословицу, народ высмеивает или хвалит таких людей?

- Пусть этот лентяй, лежит под деревом и ждёт, когда яблоко само ему в рот упадёт, а мы вернёмся к нашей книге.

Знаете, когда я вынимала книгу из посылки, кажется, там ещё что-то было, давайте посмотрим.

Ой, кто это? (достает Петрушку).

Петрушка: Здравствуйте ребята! Вы меня узнали? А можно я у вас погощу?

Ну, тогда я вас позабавлю, да потешу!

Ведь я всегда на народных гуляньях пою песни, рассказываю потешки, прибаутки, небылицы.

Сяду с вами я на лавку, с вами вместе посижу, загадаю вам загадки, кто смышленей - погляжу!

(загадывает загадки). А кто отгадает, тот аплодисменты получает!

Петрушка: Ай да молодцы, ох и смекалисты.

Петрушка: Ребята, а может кто-то из вас знает, чем загадка отличается от простых вопросов? Загадка – это такой короткий рассказ, когда сам предмет не называется, а описывается, говорится, какой он.

Петрушка: А сейчас!

Выходи играть - ребята,

Выходи играть - девчата,

Проводится русская народная игра "Карусель".

"Еле-еле, еле-еле завертелись карусели,

А потом, потом, потом всё бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не бегите, карусель остановите.

Раз-два, раз-два, вот и кончилась игра!"

(игра проводится 2-3 раза).

Петрушка:

Ехала деревня мимо мужика,

Вдруг из-под собаки лают ворота,

Выскочила палка с бабкою в руке,

И давай дубасить коня на мужике.

Петрушка: Ребята, знаете ли вы, что я вам сейчас рассказал? (небылицу).

А что такое небылица? (то чего на самом деле не может быть).

Сейчас я вам расскажу небылицу, а вы мне будете помогать.

Чтение небылицы про Кирюшу.

А может кто-нибудь из вас расскажет нам небылицу?

(два ребёнка заранее подготовленные рассказывают небылицы).

1. Жив-здоров - лежу в больнице.

Сыт по горло – есть хочу.

Хоть корову проглочу.

2. Рано утром вечерком,

Поздно на рассвете

Баба ехала пешком

В ситцевой карете.

Петрушка: А чем вас развеселили небылицы? Чего из рассказанного не может быть?

Ответы детей.

Воспитатель: ты Петрушка посиди, отдохни, а мы с ребятами тебя потешим.

Прочитаем тебе потешки, ребята а что такое потешки? : Это веселые стишки. (это небольшие стишки которые русский народ придумывал чтобы развлекать и тешить детей).

Воспитатель: Раньше, в старину у нас в России мамы, бабушки пели для своих деток или внучков веселые песенки - потешки. И тогда, когда умывали, купали их, причесывали или когда ребенок делал свои первые шаги, или просто лаская. В русских народных потешках используются нежные слова, красивые выражения. И говорятся они или поются ласковым голосом. Вот послушайте:

Ах, ты, моя девочка,

Золотая белочка,

Сладкая конфеточка,

Сиреневая веточка.

- Понравилась вам потешка? Какие ласковые слова вы заметили? (Ответы детей) Как ласково называют вас ваши мамы? (Ответы детей)

Дети читают потешки.

Вышла кисонька на мост,

Четыре лапы, пятый хвост,

Бархатная спинка,

В лапке хворостинка.

- Кисонька – мурысонька,

Откуда ты пришла?

- Целый день я, кисонька,

Гусят пасла!

Инсценировка потешки «Тень потитень».

Воспитатель: ребята, а наш гость, что - то хочет вам рассказать.

Петрушка: Слушайте, послушайте! Расскажу вам сказочку – хорошую-прехорошую, интересную-преинтересную!

Жил-был журавль. Задумал он жениться на прекрасной на девице, на цапле. Пошел свататься. Вот идет он по болоту ноги вязнут. Станет ноги из болота вынимать – хвост увязнет; хвост вытащит – ноги увязнут; ноги вытащит – хвост увязнет!

Хороша ли моя сказочка?

Ребята, а вы знаете, как называются такие сказки? (докучные сказки)

А вот, еще:

Мы с тобой шли?

Шли!

Пряник нашли?

Нашли!

Я тебе его дал?

Дал!

Ты его взял?

Взял!

Ну давай!

Что?

- Молодцы! Давайте вспомним, а чем мы с вами сегодня узнали.

Сегодня мы познакомились с произведением устного народного творчества: пословицами, загадками, потешками, небылицами, докучной сказкой.

Устное потому что ничего не записывалось, передовали из уст в уста.

Народное потому- что придумал народ.

У нас в России и в разных странах мира мамы пели для своих детей веселые песенки, как они называются?

Правильно потешки от слова потешать, веселить, развлекать.

А что еще придумал народ чтобы потешить детей?

Правильно, докучные сказки.

А чтобы дети росли умными придумывали загадки.

А еще русский народ придумал много пословиц. А чему учат нас пословицы?

Ответы детей.

А теперь к нашей ситуации подходит пословица, которая прозвучала в начале нашего занятия.

- Кто вспомнит: «Сделал дело – гуляй смело».

Публикации по теме:

Комплексно-тематическое планирование по ознакомлению детей с художественной литературой в подготовительной к школе группе Месяц: Декабрь Неделя: I Лексическая тема: «Временные представления» Непрерывная образовательная деятельность. Тема: В. Даль «Старик – годовик».

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой «Малые фольклорные формы» Тема: «Малые фольклорные формы» Цель: Формировать представление о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм (пословицы,.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой «Небылицы-перевертыши» в подготовительной группе Цель: создание условий для ознакомления детей с народными и авторскими небылицами-перевертышами. Задачи: -активизировать речевую деятельность.

Конспект ОД по ознакомлению с художественной литературой «Чтение детям потешки «Как у нашего кота» Задачи: 1. Помочь детям понять содержание потешки, вызвать желание послушать еще раз. 2. Формировать умение рассказывать потешку вместе.

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе «Вскрываются почки» Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе. Людмила Нифонтова Цель: Приобщать детей к поэтической.

Отчет о проделанной работе по ознакомлению с художественной литературой детей и родителейОтчет о проделанной работе по ознакомлению с художественной литературой детей и родителей Ознакомление с художественной литературой - одна из важных задач художественно-эстетического воспитания дошкольника. В результате ознакомления.

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой детей второй группы раннего возраста При ознакомлении детей с художественной литературой, воспитатель ставит задачу – открыть ребёнку мир словесного искусства, воспитать интерес.

Перспективное планирование по ознакомлению дошкольников с литературой и развитию речи в группе старшего дошкольного возраста Сентябрь. 1. Русская народная сказа в обработке Л. Толстого «Царевна-лягушка». Программное содержание. Формировать умение воспринимать образное.

Программа «Юный книголюб» по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой Пояснительная записка. «Основная задача взрослых – Открыть в ребёнке талант читателя». С. Я. Маршак. «Детские книги пишутся для воспитания,.

Программа по ознакомлению с художественной литературой детей младшего дошкольного возраста «Юный книголюб» Пояснительная записка. «Основная задача взрослых – Открыть в ребёнке талант читателя». С. Я. Маршак. «Детские книги пишутся для воспитания,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 16 января 2023 в 14:06
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Елена Кучеренко (УИ 719280) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД