Лариса Зиннурова
Конспект НОД по ознакомлению с предметным окружением «Невидимка воздух» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по ознакомлению с предметным окружением
по образовательной области «Познавательное развитие»
в группе общеразвивающей направленности
для детей от 5 до 6 лет
Тема «Невидимка - воздух» для детей старшего дошкольного возраст
Цель: формировать представления о воздухе, его свойствах.
Программное содержание:
- учить делать выводы в процессе эксперимента, обосновывать суждения;
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с предметным окружением „Невидимка воздух“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мир предметов и вещей, рукотворный мир
- Предметный мир. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2017
- развивать мышление, интерес к познавательной деятельности и экспериментированию;
- воспитывать любознательность, бережное отношение к природе.
Материалы и оборудование: Весы подвесные; 2 одинаковых воздушных шара, трубочки для коктейля; пустой стакан на каждого; прозрачная емкость с водой; веера на каждого; целлофановые пакеты на каждого; острые палочки на каждого; мыльные пузыри на пол группы; видео камера, воздушный шар.
Предварительная работа : Беседа «Живая и не живая природа»; рассматривание иллюстраций в энциклопедии; наблюдения на прогулке за ветром.
Словарная работа: кислород
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Развитие речи.
Ход НОД
Организационный момент: «Подари улыбку»
Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты мой друг.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: Посмотрите, у нас сегодня гости! Давайте подарим нашим гостям свои улыбки.
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас будет необычная игра. Помните, мы с вами говорили о живой и не живой природе.
- Давайте вспомним, что относится к живой природе? (люди, животные, растения)
- А что относится к неживой природе? (камни, вода, воздух, почва, звезды)
- Молодцы! А сейчас внимательно послушайте загадку. Если отгадаете, то узнаете, о чем мы сегодня будем говорить.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но не видим он для нас.
(Воздух)
- Правильно, это воздух.
Ребята, что вы знаете и можете сказать о воздухе?
Вся наша планета окутана воздушным покрывалом. Воздух - везде : на улице, в комнате, в земле, воде и даже внутри нас.
- Ребята, а для чего нужен воздух?)
- Сможем мы прожить без воздуха? (нет)
- Давайте проверим. Закройте рот и зажмите нос двумя пальцами. Не дышите.
- Почему вы убрали руку и открыли рот?
- Чего вам не хватило?
- Хорошо вам было без воздуха?
- Для человека, чтобы дышать, нужен кислород. Как вы думаете, что такое кислород? (кислород – это часть, элемент воздуха.) Давайте скажем вместе: кислород. Кислород необходим для жизни на Земле. Им дышат люди, животные и растения. Без кислорода мы не проживем и 5 минут.
- А как вы думаете, откуда берется кислород? (его выделяют на земле зеленые растения, деревья, в зимнее время кислород выделяют хвойные деревья, а в воде кислород вырабатывают водоросли)
- Как мы можем помочь природе, чтобы кислорода на планете Земля было больше?
(Нужно сажать больше растений и не загрязнять воздух выхлопными газами, не засорять реки и моря. Нужно беречь нашу планету, заботиться о чистоте воздуха)
(В группу залетает воздушный шарик, а внутри шарика письмо от Незнайки)
Воспитатель: Проблемная ситуация (Как достать письмо из шарика) Ответы детей.
Воспитатель: читает письмо.
-Здравствуйте ребята, пишет вам Незнайка из солнечного города.
Знайка смастерил воздушный шар, я решил на этом шаре прилететь к вам в гости. Но Знайка дал мне задание, узнать всё про воздух. Подготовил мне вопросы, на которые я должен ответить. Помогите мне на них ответить и отправьте на мой сайт Незнайка точка ру.
Вопросы:
1. Как поймать воздух?
2. Есть ли воздух в предметах?
3. Что легче: воздух или вода?
4. Имеет ли воздух вес?
5. Может ли воздух двигаться?
Воспитатель: Ребята, сколько много вопросов, поможем Незнайке ответить на вопросы? (да, поможем)
- А как мы сможем ответы на вопросы передать Незнайке? (ответы детей)
(Воспитатель подводит к решению детьми установить камеру на видео сьёмку для отправки записи на сайт Незнайке)
Воспитатель: Чтобы найти ответы для Незнайки, я предлагаю вам стать настоящими учеными и приглашаю пройти в лабораторию. Но сначала вспомним правило поведения в лаборатории (не толкаться, быть внимательным и осторожным, аккуратно обращаться с приборами) (дети переходят за столы).
Вопрос №1 «Можно ли поймать воздух?».
Воспитатель: Итак, приступим к первому вопросу: можно ли поймать воздух? Как, ребята, мы сможем поймать воздух? ….)
Давайте попробуем поймать воздух с помощью целлофановых пакетов. Пробуйте, ловите воздух.
Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите? (ответы детей)
Воспитатель: Хорошо! Давайте проверим, поймали мы воздух или нет. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?
(ответы детей)
Воспитатель: Значит, какой вывод мы можем сделать?
- Кира, скажи, мы ответили на вопрос Знайки: воздух можно поймать?
Кира: Да, воздух можно поймать.
Воспитатель: Молодцы, переходим к изучению следующего вопроса: «Есть ли воздух в предметах?»
Опыт № 2: «Что в стакане?»
Воспитатель: Ребята, предметы бывают разные : это …. Давайте проведем опыт со стаканом, это тоже предмет. Как вы думаете, что в нем? он пустой?
Дети: …
Воспитатель: А ты, Катя, как думаешь, что в стакане? ….)
Воспитатель: А как проверить? ….)
Воспитатель: Чтобы проверить, возьмем емкость с водой и этот стакан.
Перевернем стакан вверх дном и будем медленно опускать его в воду. Обратите внимание, что стаканчик нужно держать ровно. Что вы видите? Попадает ли вода в стакан? Вытаскиваем. Посмотрите, снаружи стакан мокрый, а внутри? (Воспитатель предлагает детям потрогать стакан внутри). Ребята, почему вода не попала в стакан? Какой можно сделать вывод?
Дети: В стакане находится воздух.
- Правильно, в стакане находится воздух, он не пускает воду.
- А теперь, попробуем опустить наш стакан в воду, но держать его будем немного наклонив. Смотрите внимательно, что появилось в воде?
Мы наблюдаем пузырьки воздуха. Откуда он взялся?
Какой можно сделать вывод? Саша, попробуй сделать вывод, воздух есть в предметах?
Дети: воздух есть во всех предметах.
Саша, ответь на вопрос Знайки: есть ли воздух в предметах?
Саша: Во всех предметах есть воздух.
Воспитатель: Молодцы, ребята, переходим к изучению следующего вопроса: Что легче: воздух или вода?
Опыт № 3 «Что легче: воздух или вода?»
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что легче воздух или вода?
Как ты думаешь? А ты, как думаешь?
- Давайте проверим. Перед вами стаканы с водой и трубочки для коктейля. Вставьте трубочки в воду и подуйте в них. Что вы видите? Что выходит из воды с пузырьками? Откуда он берется?
Воспитатель: Ребята, почему пузырьки воздуха поднимаются на поверхность?)
Значит, какой вывод мы можем сделать?
Дети: Воздух легче воды.
Лена, ответь на вопрос Знайки «Что легче воздух или вода?»
Лена: Воздух легче воды.
Воспитатель: Ребята! У меня для вас есть сюрприз.
(Воспитатель достает мыльные пузыри). Что это? Как вы думаете, что находится внутри пузырей? Давайте немножко поиграем. Сначала одни дети будут их надувать, другие ловить, а потом
наоборот.
Физминутка «Мыльные пузыри».
Воспитатель: А теперь пройдем в нашу лабораторию. Нас ждут новые открытия!
Нужно помочь Незнайке найти ответ на следующий вопрос: имеет ли воздух вес?
Опыт №4 «Имеет ли воздух вес?»
- Как вы думаете, имеет ли воздух вес? (да, нет)
- Как же нам узнать?)
Воспитатель берет в руки воздушный шар
- Поможет нам один предмет. Что у меня в руках?
- Почему он так называется? Молодцы!
- При помощи чего в магазинах взвешивают товар? (весы) можно показать картинку
- И мы возьмем весы.
Эти весы можно сделать самим из веревочки и палочки (показывает весы). Еще понадобятся два воздушных шара, одинаковых по размеру.
С двух сторон я подвесила шары. Посмотрите, сейчас весы показывают, что шары по весу одинаковые, они уравновешены, ровные.
Саша, возьми острую палочку и проткни один из шаров.
Что показывают весы? (Шар с воздухом опустился вниз, а лопнувший шар поднялся вверх)
- Какой можно сделать вывод?
Вывод: шарик, надутый воздухом тяжелее, чем шар без воздуха, значит воздух имеет вес.
Женя, как ты думаешь, мы справились с этим вопросом «Имеет ли воздух вес?»
Женя: Воздух имеет вес.
Опыт № 5: «Может ли воздух двигаться?»
Воспитатель: Ребята, вы знаете, воздух есть везде, а как вы думаете, может ли он двигаться?)
- А как проверить? (помахать рукой, веером)
- Давайте проверим с помощью веера, помашите перед лицом. Что вы почувствовали? (воздух)
- Молодцы! А на улице где можно увидеть движение воздуха? (качаются деревья, бегут облака, крутится вертушка, пар изо рта).
- Правильно, молодцы. Итак, Арина, какой вывод о движении воздуха мы можем сделать?
Воздух может двигаться.
Воспитатель:
- Вы очень хорошо работали, много узнали нового, и ответили на все вопросы Незнайки.
Давайте, вспомним, что мы узнали о воздухе?
1. Как поймать воздух?
2. Есть ли воздух в предметах?
3. Что легче: воздух или вода?
4. Имеет ли воздух вес?
5. Может ли воздух двигаться?
Воспитатель: Молодцы ребята! Я сегодня вечером отправлю Незнайки наше видео, чтобы он смог ответить на все вопросы Знайки и прилететь к нам в гости на воздушном шаре.