Лучший педагог года

Конспект НОД по ознакомлению старших дошкольников с творчеством поэта А. А. Фета

Марина Мальцева
Конспект НОД по ознакомлению старших дошкольников с творчеством поэта А. А. Фета

В ходе деятельности дошкольники знакомятся с творчеством поэта А. А. Фета, который воспевал русскую природу, свой родной Мценский край.

Программные задачи:

1. Познакомить дошкольников с творчеством знаменитого поэта Мценского края Афанасия Афанасьевича Фета.

2. Развивать поэтический слух детей.

3. Развивать связную речь; провести словарную работу над словами и их значением: земляк, бурмитские зерна, денница…

4. Формировать эстетический вкус у воспитанников средствами изобразительного искусства.

Публикация «Конспект НОД по ознакомлению старших дошкольников с творчеством поэта А, А, Фета» размещена в разделах

5. Воспитывать гордость за родную сторону, взрастивших прекрасных поэтов, знаменитых на весь мир.

Материал: портрет А. А. Фета, картина Грабаря «Голубая лазурь», картинка рыбки, …., белая гуашь, листочки с нарисованной березой.

Предварительная работа: разучивание стихотворения «Осень» А. Фета.

Ход НОД

Сегодня нас ждет необычное, интересное путешествие в творчество великого русского поэта А. А. Фета.

Сын орловского помещика Афанасий Афанасьевич Фет (показываю портрет поэта, написанный И. Е. Репиным, по его собственным словам, с детства был «жаден до стихов». Он разыскивал их, учил наизусть, сам очень рано стал писать. Родился А. А. Фет в деревне Новоселки Мценского края в 1820 году.

• Где родился русский поэт А. А. Фет?

«Когда отцу русского поэта А. Фета по наследству досталось Козюлькино – это так называется деревня, тот своим местопребыванием выбрал обращенный к Зуше склон. Он очистил его от леса и, насыпав большую искусственную площадку, поставил здесь жилые дома и службы усадьбы. Сейчас найти это место не так просто. Минувшая война стерла с лица земли все, что могло бы напоминать о некогда богатой усадьбе. Но протекающая рядом река и красивые дубравы радуют взор и зовут к общению с фетовскими стихами:

«Я пришел к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало…»

• Как вы думаете, о какой реке идет речь?

В своих чудесных стихах Афанасий Афанасьевич воспевал шелестящие рощи, яблоневые сады, росы и звезды Отчизны.

«Сколько раз в течение нескольких годов случалось мне каждое утро неторопливым шагом спускаться от флигеля в сад и через поле к реке Зуше, которую приходилось переезжать по косому броду…», - писал А. А. Фет.

Этим местам поэт посвятил такие проникновенные слова:

«Пойду навстречу к ним знакомою тропою,

Какою нежною, янтарною зарею

Сияют небеса, нетленные, как рай,

Далеко выгнулся земли померкшей край,

Прохлада вечера и дышит, и не дышит,

И колос, зреющий, едва-едва колышет…»

• Чему посвящал свои стихи Мценский поэт? (Родине, природе).

А. А. Фет любил путешествовать по родному краю. В Спасском-Лутовиново часто встречался с И. С. Тургеневым. В мценском селе Черемошны поэт написал стихотворение «Осень».

• Кто может прочесть его стихотворение «Осень».

Ласточки пропали,

А вчера зарей

Все грачи летали

Да как сеть мелькали

Вон над той горой.

С вечера все спится,

На дворе темно.

Лист сухой валится,

Ночью втер злится

Да стучит в окно…

Афанасий Афанасьевич не писал специально для детей, но его стихотворения, такие проникновенные и лирические сами западают в душу тому, кто их читает.

Много своих произведений поэт посвятил и такому прекрасному времени года, как… Как вы думаете, какому времени года посвящал свои стихи наш великий земляк-поэт? (размышления детей) Весне.

Уж верба вся пушистая

Раскинулась кругом;

Опять весна душистая

Повеяла крылом.

А. А. Фет, как очень наблюдательный человек, тонко замечал весенние явления природы.

• Какие явления природы весной вы можете назвать?

Да, именно дождь. И он весеннему дождю посвятил свое прекрасное стихотворение. Послушайте.

Еще светло перед окном,

В разрывы облак солнце блещет,

И воробей своим крылом,

В песке купаяся, трепещет.

А уж от неба до земли,

Качаясь, движется завеса,

И будто в солнечной пыли

Стоит за ней опушка леса.

Две капли брызнули в стекло,

От лип душистым медом тянет,

И что-то к саду подошло,

По свежим листьям барабанит.

Жизнь живого мира природы также не стояла в стороне от его поэтических строк. Например, он в стихотворной форме так описывает рыбку в своем стихотворении «Рыбка», что кажется: вот она перед вами плещется в речных струях.

…Чиста холодная струя,

Слежу за поплавком,-

Шалунья рыбка, вижу я,

Играет с червяком.

Голубоватая спина,

Сама, как серебро,

Глаза – бурмитских два зерна,

Багряное перо.

(Бурмитские зерна – крупный жемчуг).

• Как вы думаете, что описал в своем стихотворении «Рыбка» поэт? (Рыбалку).

• А вы любите с папами ходить на рыбалку? (Ответы детей).

Физкультминутка «Рыбак-рыбачок».

Дети стоят в круг (они рыбки). Рыбак с «удочкой» (скакалкой) в руке стоит в середине круга и, произнося слова: «Рыбак, рыбачок, поймай рыбку на крючок!», проводит скакалкой по полу, под ногами играющих «рыбок», а те стараются подпрыгнуть, чтобы скакалка «Крючок» прошла под ногами и не задела «рыбку». Пойманная рыбка один раз стоит не играя.

Фет очень любил русскую природу – ведь вырос он в деревне, вместе с крестьянскими ребятишками бегал по лесу, ловил птиц, ездил верхом.

Почти половина стихотворений, написанных мценским поэтом,

посвящена русской природе – он глубоко чувствовал ее и очень любил.

Мы говорили с вами, что Афанасий Афанасьевич посвящал свои стихотворения…какому времени года?

Да, весне, осени. Но в душе поэта осталось местечко и красавице зиме (показать картину Грабаря «Голубая лазурь»).

Печальная береза

У моего окна,

И прихотью мороза

Разубрана она…

Люблю игру денницы (утренняя заря)

Я замечать на ней,

И жаль мне, если птицы

Стряхнут красу с ветвей.

• Подумайте и скажите, что же это за «краса на ветвях», о которой писал Фет?

• Дети нарисуйте на своих деревьях «красу», о которой говорил в своем стихотворении А. А. Фет. (Дети дорисовывают иней на ветвях березы).

А как здорово он описывал в своих стихах жизнь крестьянских детей, их зимние развлечения:

Мама! Глянь-ка из окошка –

Знать вчера недаром кошка

Умывала нос:

Грязи нет, весь двор одело,

Посветлело, побелело –

Видно, есть мороз…

Уж теперь не будет спору:

За салазки, да и в гору

Весело бежать!

Правда, мама, не откажешь,

А сама, наверно, скажешь

«Ну, скорей гулять!»

Поэт известен как автор интересных воспоминаний, рассказов. В своих воспоминаниях он тепло и подробно пишет о Мценске, о тех местах, где родился, куда любил приезжать, чтобы черпать свои наблюдения, легшие в такие напевные, полюбившиеся народу, прошедшие проверку временем стихи.

Послушайте, какие строчки в своем сочинении о А. А. Фете написала ученица Мценского района:

«Красавица Зуша неторопливо несет в нашем краю свои воды. Так и кажется: вот сюда, на этот берег, выходил великий поэт. И еще подумалось – не будь нашей природы, в общем-то, не очень затейливой, скорее строгой, как это и присуще срединной России, и, возможно, не было бы А. А. Фета. Того, которого знает весь мир».

В это неброское, но милое сердцу «деревенское захолустье» сегодня едут и едут люди. Из ближних и дальних областей страны, из-за рубежей Отчизны.

И в его имении, от которого не осталось уже и следа, до сих пор проводится ежегодный Фетовский праздник.

Подведение итога занятия

• О каком поэте Мценского края мы сегодня вели разговор?

• Что вам больше всего запомнилось из нашего занятия?

• Появилась ли у вас гордость за то, что наша Мценская сторона воспитала таких знаменитых на весь мир поэтов и писателей, как А. А. Фет, Е. А. Благинина, И. С. Тургенев?

• Есть ли у вас какие вопросы ко мне?

Публикации по теме:

«Золушка-Осень» — осенняя сказка, навеянная творчеством А. С. Пушкина, с использованием цитат великого поэта«Золушка-Осень» — осенняя сказка, навеянная творчеством А. С. Пушкина, с использованием цитат великого поэта Где-то, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве, Старый, мудрый царь Горох от ненастья занемог. Царь: - Непогода одолела, сердце.

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с творчеством Якуба Коласа в старшей группеКонспект комплексного занятия по ознакомлению с творчеством Якуба Коласа в старшей группе 3 ноября наша республика торжественно отмечает День рождения классика белорусской литературы, народного песняра Беларуси Якуба Коласа. Предлагаю.

Конспект НОД для старших дошкольников по ОЗОЖ «Чтобы зубки не болели» «Чтобы зубки не болели» Цель: 1. Продолжать знакомить детей с правилами личной гигиены. 2. Познакомить детей с методами ухода за зубами.

Конспект НОД «Ноткин домик» для старших дошкольниковКонспект НОД «Ноткин домик» для старших дошкольников Ноткин домик Задачи Познакомить с нотами (их названием) Дать представление о нотном стане и скрипичном ключе Пособия: музыкальная ширмочка.

Конспект НОД по изодеятельности для старших дошкольников «Городецкая роспись»Конспект НОД по изодеятельности для старших дошкольников «Городецкая роспись» Тема: «Городецкая роспись»Вид деятельности: изобразительная (декоративное рисование) Продолжительность – 25 минут. Цель: познакомить детей.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе «Дальний поезд» по рассказу В. Ф. Бокова Конспект НОД "Дальний поезд" (по рассказу В. Ф. Бокова).Цель: уточнить представление детей о транспорте с помощью произведения поэта-земляка.

Конспект тренинга для старших дошкольников «Мы разные, но мы вместе» Задачи: 1. Формировать толерантные отношения между дошкольниками, сплоченность и терпимость друг к другу. 2. Развивать коммуникативные навыки,.

НОД по ознакомлению старших дошкольников с профессией портного «Кто огромный труд вложил, чтоб костюм тебе служил?» НОД по ознакомлению с трудом портного в рамках долгосрочной проектной деятельности.

Проект по ознакомлению старших дошкольников с основами безопасного поведения «Береги себя!» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Проект по ознакомлению старших.

Занятие по ознакомлению детей с творчеством художника-иллюстратора Ю. А. ВаснецоваЗанятие по ознакомлению детей с творчеством художника-иллюстратора Ю. А. Васнецова Творческое наследие знаменитого русского, советского художника Ю. А. Васнецова велико и разнообразно. Но именно детская книга принесла.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по ознакомлению старших дошкольников с творчеством поэта А. А. Фета
Опубликовано: 30 января 2020 в 16:25
+54Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД