Папки-передвижки

Конспект НОД по познанию в средней группе «Зима и птицы»

Нина Шангареева
Конспект НОД по познанию в средней группе «Зима и птицы»
▼ Скачать + Заказать документы

Воспитатель Шангареева Нина Михайловна, МАДОУ "Детский сад №36" г. Нефтекамск, РБ Но птицы!

Как холодно

В воздухе им!

Поможем ли мы

Беззащитным таким?

Поможем!

Их надо кормить,

И тогда.

Им будет легко

Пережить холода.

Е. Плагинина.

Интеграция образовательных областей:

Познание

Коммуникация

Чтение художественной литературы

Музыка

Социализация

Интегративные цели:

Развивать умение замечать изменения в природе

Учить детей отвечать на вопросы, поддерживать диалог

Публикация «Конспект НОД по познанию в средней группе „Зима и птицы“» размещена в разделах

Уточнить знания детей о сезонной жизни птиц, об особенностях их жизни зимой

Учить детей любить и беречь родную природу

Воспитывать любовь к природе – желание подкармливать зимующих птиц.

Оборудование:

- аудиозапись музыки П. И. Чайковского «Времена года»,

- слайды с изображением зимы, зимующих птиц на кормушке,

- картинки с изображением зимующих птиц.

Ход занятия

Дети под музыку П. И. Чайковского заходят в зал.

На экране слайд с изображением зимнего пейзажа.

Слайд №1 «Зимний пейзаж»

Воспитатель:

Наступили холода, обернулась в лед вода.

Длинноухий зайка серый обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь: в спячку впал в берлоге,

Кто скажет, кто знает, когда это бывает?

(Зимой)

Дети: Зимой.

Воспитатель: Давайте подойдем к окну. Расскажите, что вы там видите?

Дети: На улице зима, на земле лежит снег, не видно птиц, очень холодно.

Воспитатель: Правильно ребята, сейчас зима. Вы рады зиме? Давайте с вами поговорим о зиме.

(Дети садятся)

- Чем зима отличается от других времен года?

- Какая погода зимой?

(Холодно, ветер, сильный ветер во время снегопада вызывает метель. Появляются сугробы.)

- Что можете сказать про растения?

(Находятся в состоянии покоя.)

- Как вы думаете, почему нужно сгребать снег к стволам деревьев?

(Предохраняет от мороза.)

Воспитатель: Кто скажет, сколько месяцев длится зима?

Дети: Зима длится три месяца.

Расскажем о них стихами С. Маршака:

Стихи о зимних месяцах:

1-й ребенок:

В декабре, в декабре,

Все деревья в серебре.

Нашу речку, словно в сказке,

За ночь вымостил мороз.

Обновил коньки, салазки,

Елку из лесу привез.

Елка плакала сначала,

От домашнего тепла.

Утром плакать перестала,

Задышала, ожила.

2-й ребенок:

Открываем календарь,

Начинается январь.

В январе, в январе,

Много снега на дворе.

Снег – на крыше, на крылечке,

Солнце в небе голубом.

В нашем доме топят печки,

В небо дым идет столбом

3-й ребенок:

Дуют ветры в феврале,

Воют в трубах громко.

Змейкой мчится по земле,

Легкая поземка.

Поднимаясь, мчатся в даль,

Самолетов звенья.

Это празднует февраль,

Армии рожденье.

Воспитатель: Ребята, подумайте слова – признаки о зиме.

Зима (какая) (Снежная, вьюжная, морозная, холодная)

Снег что делает?

ДТИ упражнять в подборе глаголов, соответствующих природным явлениям.

Молодцы! Встаньте около своих стульев. Сейчас мы вместе споем песню о зиме.

Песня «Зима».

А какие пословицы о зиме вы знаете?

Пословицы о зиме:

Дети:

1) Солнце – на лето, зима – на мороз.

2) Мороз не велик, да стоять не велит.

3) Спасибо, мороз, что снегу нанес.

4) Береги нос в большой мороз.

Приметы:

Воспитатель: А зимние приметы вы знаете?

1) Дым столбом – к морозу

2) Если ночью был иней, днем снег не выпадет.

Физкультминутка «Мороз» :

Воспитатель: Чтобы не замерзнуть зимой, надо много двигаться. Выходите на серединку зала:

Я мороза не боюсь,

С ним я крепко подружусь.

Вот оденусь и пойду,

Я по снегу и по льду.

Подойдет ко мне мороз,

Тронет руку, тронет нос,

Значит надо не зевать,

Прыгать, бегать и играть.

(Садятся.)

Воспитатель: А как живут птицы зимой?

Дети: Им холодно, трудно найти себе корм.

Слайд №2 «На кормушке».

Воспитатель: Чем же птицы питаются зимой, кто им помогает выжить зимой?

(Ответы детей)

Вспомните, каких зимующих птиц вы знаете?

(Воробей, сорока, синичка, снегири, дятел, ворона, клест)

Почему могут пережить зиму?

Слайды о зимующих птицах :

Слайд №1

Воспитатель: Отгадайте загадку. Кто это?

Маленький мальчишка,

В сером армячишке,

По дворам шныряет,

Крохи собирает.

По ночам кочует,

Коноплю ворует.

Чик-чирик!

К зернышкам прыг!

Клюй, не робей!

Кто это?

Дети: Воробей.

Воспитатель: Верно, а как он выглядит?

Воробей – маленькая, очень подвижная птица с округлой головой, короткой шеей, толстым яйцевидным туловищем, коротким и округлыми крыльями. Клюв у него твердый, тонкий, к концу заостренный. Короткие но сильные ножки, хвостик он держит поднятым вверх. В холодную пору сидят воробьи прижавшись друг к другу, нахохлившись. Они чистоплотные, охотно купаются в лужах, песке.

Где же они зимуют?

(В щелях стен, под крышами домов, в заброшенных гнездах.)

Где они пищу находят?

(Во дворах, на свалках, в кормушках.)

Вы слышали, какие они звуки издают?

(Включается аудиозапись чириканья.)

Воробьи селятся стайками. Если сторож заметит в небе хищника, кричит «Чир-р» - и воробьи улетают.

Воспитатель: Отгадайте вторую загадку:

Эта птица – непоседа,

Одного с березой цвета.

Кто это? (Сорока)

Вещунья белобока,

А зовут ее … (Сорока)

А как она выглядит?

Слайд:

Сорока – крупная птица с красивым черно-белым опереньем. Окраска перьев на голове, крыльях, хвосте с зеленоватым отливом, а на боках белая, отсюда ее прозвище: сорока-белобока. Хвост длинный, ноги большие, сильные, клюв изогнут книзу. Летают сороки не очень хорошо, предпочитая перепрыгивать с места на место. Ходит сорока небольшими шажками с приподнятым хвостиком, а летая хвост держит веером. Её еще называют сорокой – воровкой, т. к. любит блестящие вещи, уносит их и прячет.

Гнезда устраивают в густых ветвях деревьев или кустарников.

Звуки. (Напоминают треск, стрекот)

Воспитатель: Следующая загадка:

Синяя косынка,

Желтенькая спинка,

Маленькая птичка.

Кто это? (Синичка.)

Слайд.

Синичка: на голове черная шапочка, щеки белые, на горле и брюшке черная полоса – галстучек, спина желто-зеленая, брюшко желтое, крылья и хвост серые.

Гнезда синички устраивают в дуплах мелких дятлов, углублениях и щелях гнилых пней.

Послушайте какие звуки они издают.

Воспитатель: Загадка:

Чернокрылый, красногрудый

Не страшится злобных вьюг,

И к зиме не улетает

На далекий, знойный юг.

С первым снегом на рябине

Он появится опять.

Кто это? (Снегирь.)

Снегирь.

Кто скажет, почему эта птица называется снегирь? (От слова снегирь.)

У снегиря верх головы, крылья, хвост и пятно над клювом черные.

Спина у снегиря голубовато-серая, надхвостье и подхвостье белые, брюшко у снегиря красное, а у снегирихи – серое, клюв короткий, толстый черный. Своим толстым коротким клювом снегири расклевывают ягоды рябины, семена клена, липы.

- Посмотрите какая красивая птица снегирь!

Она малоподвижная, по земле скачет короткими прыжками, ныряет в снег и купается.

Воспитатель: Следующая загадка:

Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу.

Хот и скрылся под корой

Все ровно ты будешь мой!

Кто это?

Дети: Дятел.

Дятел – какой красивый.

Все время стучит,

Деревья долбит,

Но их не калечит,

А только лечит.

- Кто хочет описать его?

Верх тела, головы, шеи, спины и крыльев у него черный, а на голове, шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, от клюва вдоль тела идет черная полоса.

Низ тела белый, подхвостье и темя красные.

- Как вы думаете, дятел хорошо летает?

(нет)

- А где проводит большую часть времени?

(на дереве)

- Какой клюв у дятла и зачем ему нужен? Как вы думаете?

(У дятла крепкий клюв, им он стучит по стволу дерева, долбит кору и вытаскивает из-под нее длинным липким языком насекомых и их личинок, долбит шишки).

Только дятел может уничтожить столько насекомых, живущих в коре деревьев.

Дятла считают санитаром леса.

Воспитатель: Много интересного про птиц знаете. Я хочу вам по другому загадки загадать.

Отгадайте, что это за птица?

Загадки:

1) Маленький, серенький, невзрачный, боевой, удалой, скромный, но он же драчливый.

(Воробей)

2) Красногрудый, толстый, малоподвижный.

(Снегирь)

3) Твердоклювый, красноголовый, пестрокрылый, трудолюбивый.

(Дятел)

4) Ловкая, подвижная, чернохвостая, белобокая.

(Сорока)

5) Маленькая, на брюшке черная полоса, юркая, ловкая.

(Синица)

Д/и «Кого не стало?»

Картины.

Воспитатель: Какую пользу птицы приносят людям?

(Спасают от вредителей деревья, поля, огороды, радуют песнями, украшают природу).

- Как и чем мы можем помочь птицам?

(Подкармливать).

Воспитатель читает стихотворение А. Яшина «Покормите птиц»» :

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов,

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их – не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть,

И для птиц тепло.

Не богаты их корма –

Горсть зерна – и не страшна

Будет им зима.

Разве можно забывать;

Улететь могли,

А остались зимовать,

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз,

К своему окну.

Чтоб без песен не пришлось,

Нам встречать весну.

Итог занятия.

Публикации по теме:

Конспект НОД в средней группе «Птицы весной» Воспитатель: Я раскрываю почки, В зелёные листочки. Деревья одеваю, Посевы поливаю, Движения полна, Зовут меня. (Весна) Воспитатель:.

Конспект комплексной НОД в средней группе «Зима в лесу» Интеграция образовательных областей: «Познание» (экология, «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,.

Конспект НОД по аппликации в средней группе «Перелетные птицы» Конспект НОД по аппликации в средней группе по теме «Перелетные птицы». Цель: закрепить у детей знания о перелетных птицах. Программные.

Конспект НОД по познанию в средней группе «Посылка из страны геометрических фигур» Цель: Закрепление представлений о геометрических фигурах. Задачи: учить выделять особые признаки фигур с помощью зрительного.

Конспект НОД по развитию речи на основе ознакомления с окружающим «Зима. Зимующие птицы» (младшая группа) Конспект НОД в младшей группе на тему: «Зима. Зимующие птицы». Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное.

Конспект образовательной деятельности по познанию в средней группе «Экскурсия в мини-музей «Пернатые друзья»Конспект образовательной деятельности по познанию в средней группе «Экскурсия в мини-музей «Пернатые друзья» Цели: • Закрепить знания детей о птицах (внешний вид, способ питания зимой); • Познакомить детей с деятельностью в мини - музее. Задачи:.

Конспект занятия по познавательному развитию с элементами театрализованной деятельности в средней группе «В гостях у репки» Цель: формирование знаний о жизни растения и умения посадки семян, на примере репки (делать ямки, разложить в них семена, прикрыть землей,.

Конспект занятия в средней группе «Зимушка-зима» Цель: Формировать умение детей называть признаки зимы. Задачи: 1. Расширять и конкретизировать представление детей о зиме, явлениях живой.

Конспект занятия в средней группе «Зима» Ход занятия В гости к детям приходит зайчишка. Зайчишка. Здравствуйте, дети, я заблудился и очень хочу вернуться к своей маме-зайчихе, а.

Конспект занятия «Зима. Зимующие птицы» Конспект НОД в младшей группе на тему: «Зима. Зимующие птицы». Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по познанию в средней группе «Зима и птицы»
Опубликовано: 15 сентября 2016 в 19:10
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по познанию в средней группе «Зима и птицы»» (включая файлы) размещена пользователем Нина Шангареева (УИ 779474) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД