Папки-передвижки

Конспект НОД по познавательно-коммуникативному развитию в подготовительной группе «Чудо вещи вокруг нас. Часы»

Анна Торопчина
Конспект НОД по познавательно-коммуникативному развитию в подготовительной группе «Чудо вещи вокруг нас. Часы»

Конспект НОД по познавательно-коммуникативному развитию в подготовительной группе «Чудо вещи вокруг нас. Часы»

Задачи: Расширить знания детей о часах, как вещи, необходимой в жизни человека. Познакомить с устройством часов, различными видами часов. Учить бережно относиться к своему и чужому времени.

Публикация «Конспект НОД по познавательно-коммуникативному развитию в подготовительной группе „Чудо вещи вокруг нас, Часы“» размещена в разделах

Оборудование: Различные виды часов: механические, электронные, часы с кукушкой; наручные, настенные, будильники, карманные; песочные часы и т. д. Картинки с изображением водяных часов, Кремлевских курантов /«часы-цветы», «часы-петух»/.

Предварительная работа: Чтение и разучивание стихов, загадок о часах; пословиц по данной теме. Чтение сказки

Г. Юдина «Кто живет в часах». Беседа «Чудо-вещи вокруг нас».

Ход занятия:

Один из уголков группы оформлен, как «выставка часов» /представлены часы разных видов, размеров, формы/.

Воспитатель: - Ребята, скажите, пожалуйста, какие чудо-вещи помогают человеку? Без чего трудно представить нашу жизнь? /Ответы детей/.

/Если дети не называют среди чудо-вещей часы, то воспитатель загадывает загадку о часах. Если дети называют часы, то воспитатель предлагает вспомнить загадку о часах/.

Загадки о часах:

1. У них усы не для красы –

Они показывают время

И называются … /Часы. /

2. Все идут, все идут

Только с места не сойдут. /Часы. /

3. Что бьет, а рук нет? /Часы. /

4. Не сердятся, а усами ворочают,

Не молчат, а слова не скажут,

Идут, а с места не сдвинутся. /Часы. /

5. Ног нет, а хожу,

Рта нет, а скажу:

Когда спать, когда вставать,

Когда работу начинать. /Часы. /

6. Весь день усами шевелят

И время узнавать велят. /Часы. /

7. На руке, и на стене,

И на башне в вышине

Ходят, ходят ровным ходом

От восхода до восхода. /Часы. /

Воспитатель: - Да, очень трудно себе представить современную жизнь без часов. А всегда ли существовали такие часы, которые мы привыкли видеть? Как раньше люди определяли время, как вы думаете? /Ответы детей. / На эти и другие вопросы мы сможем ответить, если посетим выставку часов.

/Подходят к выставке часов. Рассматривают различные виды часов. /

Воспитатель: - Давным-давно, когда часов еще не было, люди узнавали время по солнцу. Вставало солнышко – пора людям вставать, за работу браться. Поднялось оно, прошло полдороги по небу – надо людям отдохнуть и пообедать. А спрячется солнце за леса, за горы, за синее море – пришло время людям идти по домам. И вдруг человек обратил внимание на тень, что падала на землю от дерева; присмотрелся и заметил, что тень не стоит на месте. Она движется вслед за солнцем. Кончился день, солнце сделало по небу круг, и тень тоже пробежала.

Смотрел человек, смотрел, как тень по кругу бегает, и придумал часы, /воспитатель показывает детям картинку, где изображены солнечные часы/ : вкопал в землю столб, а вокруг столба начертил круг, разделил его на части. Каждая часть равнялась одному часу.

Так были изобретены первые часы. Назывались они солнечными. Но пользоваться ими человек мог не всегда. Как вы думаете, почему? /Ответы детей. /

Часы-петух.

Воспитатель: - Узнавали люди время и по живым часам. Эти часы важно ходят по двору, хлопают крыльями, взлетев на забор, кричат: «Ку – ка – ре – ку!» Вы догадались, как называются эти часы? /Петух. /

/Подходят к картинке, где нарисован петух. /

Воспитатель: - Еще солнце не взошло, а петух уже кричит, дерет горло…

Скоро утро! Пора вставать! Довольно спать!

Но по пению петуха трудно определить точное время. То петух во сне с жердочки свалится, раньше времени поднимет крик, то лисы испугается и начнет кричать, то лиса петуха унесет и съест.

А если нет петуха? Как узнать время точно, когда нет солнца? И придумал человек часы более надежные : они и с жердочки не свалятся, и лиса их не унесет.

Воспитатель предлагает подойти к следующему экспонату – «водяные часы».

Воспитатель: - Это водяные часы. В высокий и узкий стеклянный сосуд с дырочкой у дна наливалась вода. Капля за каплей она сочилась из отверстия. Воды в сосуде становилось все меньше.

На стенках сосуда были сделаны черточки – отметки, которые показывали, сколько времени прошло с того момента, когда в сосуд налили воду.

Но водяные часы тоже оказались неудобными, потому что нужно было постоянно доливать воду в опустевший сосуд. Иногда вместо воды в сосуд наливали молоко. Но какую шутку могли сыграть молочные часы с человеком? /Молоко могло прокиснуть, превратиться в кефир. Часы переставали работать. /

Песочные часы.

- Стали люди голову ломать, как бы придумать часы получше, чтобы они одинаково точно показывали время и днем, и ночью, и зимой, и летом, и в любую погоду. И придумали.

Дети с воспитателем подходят к песочным часам.

Воспитатель: - У этих часов нет ни стрелок, ни кружка с цифрами. Сделаны они из стекла. Два стеклянных пузырька соединены друг с другом. /Воспитатель сопровождает рассказ показом песочных часов. / Внутри песок. Когда часы работают, песок из верхнего пузырька сыплется в нижний. Высыпался песок – значит прошло 3, 5, 10 минут. Часы переворачивают, и счет времени продолжается.

Песочными часами люди пользуются и в наше время. Например, врачи в поликлинике. По этим часам больные получают лечебные процедуры. /У нас в детском саду тоже есть песочные часы в физиокабинете. / Даже повара пользуются ими, чтобы сварить яйца всмятку или вкрутую.

Физкультминутка «Часы».

«Тик-так, тик-так –

Все часы идут вот так :

Тик-так, тик-так, тик-так.

/Наклоны головы то к одному, то к другому плечу. /

Смотри скорей, который час?

Тик-так, тик-так, тик-так.

/Раскачивайтесь в такт маятника. /

Налево – раз, направо – раз,

Тик-так, тик-так.

/Повороты в стороны. /

Часы – цветы.

Воспитатель: - Еще об одних необычных, древних часах я хочу вам рассказать.

Давным-давно люди заметили, что одни цветы раскрываются утром, а днем закрываются, другие раскрываются под вечер, третьи – только ночью, а днем они всегда закрыты. Открываются они не когда им вздумается, а в свое «собственное» время. Так появились цветочные часы. /Показывает картинку. /

Но эти часы «ходят» только в солнечную погоду.

Рано утром навстречу солнечным лучам поднимают свои головки золотистые одуванчики, а за ними открывают лепестки гвоздика, шиповник и др. Цветы, которые рано раскрыли свои лепестки, днем начинают засыпать… В пасмурную погоду цветочные часы «не работают» совсем. Цветки у них остаются закрытыми. Поэтому люди их используют только для украшения клумб.

Пальчиковая гимнастика:

«Наши алые цветки раскрывают лепестки,

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши алые цветки закрывают лепестки,

Тихо засыпают, головой качают».

Воспитатель: - Прошло много времени с тех пор, когда человек придумал часы с механизмом. Внутри поставил пружинку, закрутил ее, а чтобы она не раскручивалась, прикрепил к ней зубчатое колесико. /Наглядный материал. / Оно цепляется за другое колесико и вертит его. Второе же колесо вертит стрелки. Сколько стрелок у часов? /Две. / Они чем-то отличаются друг от друга? /Одна стрелка короткая, вторая длинная. / Что показывают стрелки часов? /Короткая – часы, длинная – минуты. / Это механические часы. У них есть заводная головка. Когда ее поворачивают, то слышится внутри часов поскрипывание. Это закручивается пружина.

Ребенок читает стихотворение «Часы» Г. Лютнина:

- Интересней нет усов,

Чем у часиков-часов.

Посмотри – один короче,

А другой длинней чуть-чуть

Совершает долгий путь.

Воспитатель: - Есть часы без пружины. Вместо нее внутри часов находится маленький электрический моторчик, который работает при помощи батарейки. Такие часы заводить не надо.

На улицах, в башнях, в метро висят большие электрические часы. /Показывает. / У них стрелки прыгают по команде командира – главных часов. Прошла минута – прыгнули. Еще минута – снова прыгнули.

Самыми главными являются Кремлевские часы. Они установлены на Спасской башне в Москве. /Показывает картинку. / Каждый день начинается и заканчивается боем часов на Спасской башне.

«И в столице,

И в станице,

И в ауле слышат нас.

В облаках –

На самолетах,

И в морях –

На пароходах,

В рудниках

И на заводах,

Всюду, всюду

Слышат нас». /Можно поставить аудиозапись с боем

Кремлевских курантов. /

Воспитатель: - Но человек изобрел еще и часы без стрелок. В таких часах светятся только цифры. /Показывает электрические часы. / Кто знает, как называются эти часы? /Электронные. / Электронные часы работают на батарейках.

Есть еще карманные, наручные, настольные, настенные часы, часы-кулон и многие другие. /Дети рассматривают различные часы, правильно называют их. /

Воспитатель: - Мы побывали на выставке часов. А сейчас мы проведем викторину «Кто больше знает?» Посмотрим, кто из вас был самым внимательным. Победитель получит приз.

Вопросы викторины:

1. При помощи какого прибора измеряют время?

2. Всегда ли были часы?

3. Как называются главные часы нашей Родины и где они находятся?

4. Какую пользу приносят часы?

5. Как называется профессия человека, который ремонтирует часы?

6. Можно ли остановить время или его увидеть?

7. Что можно сделать за 1 минуту, за 1 час?

8. Объясните, что означают следующие выражения: «часы идут», «часы стоят», «часы спешат», «часы отстают»?

9. Как нужно относиться к своему / и к чужому времени?

10. Вспомните пословицы и поговорки о времени. /«Делу время – потехе час», «Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня», «Утро вечера мудренее», «Сделал дело – гуляй смело»./

/За каждый правильный ответ вручается фишка. После подведения

итогов викторины ее победителю вручается приз. Это могут быть игрушечные часы. /

Воспитатель: - Что нового вы сегодня узнали? Что вам больше всего понравилось, заинтересовало?

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по социально-коммуникативному развитию «Дорогою добра» в подготовительной группе Образовательная область: социально – коммуникативное развитие Раздел: социализация, развитие общения, нравственное воспитание Цель: усвоение.

Конспект интегрированной НОД по коммуникативному развитию для детей подготовительной группы «Мосты нашего города» Конспект интегрированной НОД по коммуникативному развитию для детей подготовительной группы. Тема: «Мосты нашего города». Цель: расширение.

Конспект интегрированной НОД по коммуникативному развитию для детей подготовительной группы «Прогулки по нашим улицам» Программное содержание: Продолжать знакомить детей с историей родного города, района, улиц. Развивать символическую функцию мышления в процессе.

Конспект НОД по математическому развитию в подготовительной группе «Песочные часы» Цель: Познакомить детей с часами формировать умение определять длительность временных отрезков с использованием песочных часов:.

Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе «Вода вокруг нас. Свойства воды» Цель: Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде. Познакомить.

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в средней группе «Постираем куклины вещи» Тема: «Постираем куклины вещи» Цели: учить детей правильно, последовательно выполнять работу, развивать мышление, речь, память; воспитывать.

Краткосрочный проект по социально-коммуникативному развитию в подготовительной группе «Моя семья» Цели проекта: Дать детям представления о нравственном поведении, которое необходимо во взаимоотношениях между членами семьи. О добре и зле.

Перспективный план работы по социально-коммуникативному развитию «Социализация» в подготовительной группе месяц 1 неделя (семья) 2 неделя (эмоции) 3 неделя (культура взаимоотн.) 4 неделя (общение со взросл. и сверст. СЕНТЯБРЬ ПН: Беседа: «Я и.

Программа по социально-коммуникативному развитию в подготовительной к школе группе Сентябрь Тема: Взаимосвязь и взаимодействие в природе Задачи: Развивать у детей понятие того, что планета Земля – наш общий дом, в котором.

Занятие по социально-коммуникативному развитию в подготовительной группе «Если добрый ты — это хорошо» Цель занятия: расширить знания дошкольников о вежливых и добрых словах и их применении в жизненных событиях. Задачи: • Продолжать учить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по познавательно-коммуникативному развитию в подготовительной группе «Чудо вещи вокруг нас. Часы»
Опубликовано: 15 декабря 2015 в 16:22
+165Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 77.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД