МААМ-картинки

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию «Тайна зеленой палочки» по произведениям Л. Н. Толстого

Елена Золотова
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию «Тайна зеленой палочки» по произведениям Л. Н. Толстого
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию

в старшем дошкольном возрасте

«Тайна зелёной палочки»

(по произведениям Л. Н. Толстого)

Образовательные задачи:

1. Продолжать знакомить детей с творчеством писателя Л. Н. Толстого.

2. Закрепить знания уже знакомых чувств и эмоций – радость, грусть, стыд, скука, злость, гнев, ярость.

3. Познакомить с чувствами «сострадание», «сочувствие».

Публикация «Конспект НОД по познавательно-речевому развитию „Тайна зеленой палочки“ по произведениям Л, Н, Толстого» размещена в разделах

Развивающие задачи :

1. Развивать способность понимать эмоциональные состояния героев произведений.

2. Сформировать первичные ценностные представления о том, что такое счастье, и как найти путь к счастью.

3. Обогащать речь детей крылатыми выражениями «сердце замирает», «сочувствие лечит», «человек растёт, т. е. становится лучше», «рука помощи», побуждая использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать интерес к чтению.

2. Оказать положительное влияние на личность ребёнка, используя идеи добра, любви, отзывчивости в произведениях Л. Н. Толстого.

Материал:

Выставка книг Л. Н. Толстого в книжном уголке, портрет Л. Н. Толстого, мультимедийный экран; фильм «В Ясной Поляне у Льва Толстого» (в фильме использованы кадры старой кинохроники, рассказывающие о жизни Л. Н. Толстого, о том, как он любил детей, писал для них рассказы, преподавал в школе, и как всю жизнь хотел раскрыть тайну «зелёной палочки», мнемотаблицы на эмоции (7 шт., заготовки мнемотаблиц в виде «зелёной палочки» для заполнения детьми, простые карандаши по количеству детей.

Предварительная работа:

Слушание произведений Л. Н. Толстого из сборника «Рассказы для детей», беседы по произведениям, анализ эмоциональных состояний и чувств при помощи мнемотаблиц. Слушание и запоминание «Уроков жизни» Л. Н. Толстого.

Дети садятся в полукруг перед мультимедийным экраном.

Ход деятельности:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами продолжим знакомиться с произведениями великого писателя Льва Николаевича Толстого. Начать общение с вами я хочу словами самого Льва Николаевича:

«Спасибо, ребята, что ходите ко мне. Я рад, когда вы хорошо учитесь. Только, пожалуйста, не шалите. А то есть такие, что не слушают, а только сами шалят. А то, что я говорю вам, нужно для вас будет. Вы вспомните, когда меня уже не будет, что старик говорил вам добро».

Воспитатель: А сейчас мы отправимся в путешествие в Ясную Поляну и побываем в гостях у великого писателя.

(учебный фильм «В Ясной Поляне у Льва Толстого»).

Воспитатель: Ребята, а вы хотите раскрыть «тайну зелёной палочки»? Я постараюсь вам помочь.

(пересаживаются в полукруг на ковре)

Воспитатель: Мы с вами прочитали много произведений Льва Николаевича Толстого – и рассказы, и сказки, и басни, и были. Учились анализировать, понимать героев, и вместе с этими героями переживали разные эмоциональные состояния. Давайте вспомним, какие эмоции и чувства вам уже знакомы.

(Дети называют чувства, которые «зашифрованы» в мнемотаблицах)

«Стыд»

«Радость»

«Горе»

«Страх»

«Скука»

«Гнев»

,

Воспитатель: А сегодня мы познакомимся с чувством «сострадание», или, как ещё можно сказать, «сочувствие».

Воспитатель: Давайте вспомним такие произведения Л. Н. Толстого, в которых вы испытывали такие же эмоции и чувства, как и герои, когда вам казалось, что вы в этот момент находитесь рядом с ними и чувствуете всё, что происходит.

(Если дети затрудняются, можно почитать отрывки)

Например, отрывок из рассказа «Девочка и грибы»

«Машина уже была близко, и машинист свистел что было силы.

Старшая девочка кричала: «Брось грибы!», а маленькая девочка думала, что ей велят собрать грибы, и ползала по дороге.

Машинист не мог удержать машины. Она свистала изо всех сил и наехала на девочку.

Старшая девочка кричала и плакала. Все проезжающие смотрели из окон вагонов, а кондуктор побежал на конец поезда, чтобы видеть, что сделалось с девочкой.

Когда поезд прошел, все увидали, что девочка лежит между рельсами головой вниз и не шевелится.

Потом, когда поезд уже отъехал далеко, девочка подняла голову, вскочила на колени, собрала грибы и побежала к сестре.»

Воспитатель: Что вы сейчас чувствуете?

Дети: страшно, сердце стучит, сердце замирает, хочется тяжело вздохнуть, девочку становится жалко…

Или, отрывок из рассказа «Лев и собачка»

«Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой.

Когда он понял, что она умерла, он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол.

Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих. Хозяин хотел унести мёртвую собачку, но лев никого не подпускал к ней.

Хозяин думал, что лев забудет своё горе, если ему дать другую собачку, и пустил к нему в клетку живую собачку; но лев тотчас разорвал её на куски. Потом он обнял своими лапами мёртвую собачку и так лежал пять дней.»

Воспитатель: Что чувствуете?

Дети: слёзы подступают, хочется плакать, хочется обнять, пожалеть, хочется помочь…

Воспитатель: Я нарисую в таблице сердечко в сердечке, потому что мы своим сердцем чувствуем то же самое, что чувствует герой.

Воспитатель: А в следующей клеточке нарисую руку. Почему, как вы думаете?

Дети: потому что хочется помочь герою – протянуть ему «руку помощи».

Воспитатель: Когда люди помогают друг другу, т. е. проявляют «сочувствие», они начинают лучше понимать друг друга и объединяются. Поэтому я нарисую солнышко из ладоней. Почему?

Дети: это будет обозначать «единение людей, тёплое отношение к людям, понимание».

Воспитатель: Когда один человек сочувствует другому, он может выразить это жестом, например, взять его за руку. Этот жест обозначает: «Я понимаю, что ты чувствуешь».

Воспитатель: Человеку, которому сочувствуют, становится легче. Т. е. «сочувствие» лечит. Поэтому я добавила в эту клеточку медицинский крестик.

Воспитатель: Человек, который сочувствует, становится лучше – «растёт», поэтому стрелочка вверх.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, «сострадание» и «сочувствие» это отрицательные эмоции или положительные?

(дети предлагают варианты или сомневаются)

Воспитатель: Я хочу в следующей клеточке нарисовать и “ + ”, и “ – ”, потому что, вроде бы нам становится страшно, замирает сердце, хочется плакать – “ – ”, но мы становимся лучше, мы начинаем лучше понимать людей, т. е. эта эмоция имеет положительное значение – “ + ”. У нас с вами уже было такое обозначение в эмоции «стыд» - чувствуем как нам плохо, но если делаем выводы, становимся лучше – и “ - ” и “ + ”.

Воспитатель: В последней клеточке рисуем улыбку, так как эмоции «сострадание» и «сочувствие» ведут нас к счастью.

Физ. минутка «Настроение» (дети выполняют действия по тексту)

Настроение упало

Дело валится из рук.

Но ещё не всё пропало,

Если есть хороший друг.

С делом справимся вдвоём,

С облегчением вздохнём.

Настроение поднимем

И от пыли отряхнём.

Воспитатель: Ребята, вы помните, какую тайну мы сегодня хотим раскрыть?

Дети: Тайну зелёной палочки, и узнать, как сделать людей счастливыми.

Воспитатель: Знакомясь с произведениями Л. Н. Толстого, мы научились понимать эмоциональные состояния других людей, и сделали много шагов на пути к счастью. Вы научились понимать других, научились понимать себя, а для достижения счастья человек в каждый момент должен понимать, что для него в жизни важно.

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Что для тебя важно?» (передаём по кругу сердечко и называем свои “важности”; не забыть личный пример)

Воспитатель: Чтобы осуществилось всё, что для вас важно, не забывайте те уроки, которые оставил для нас Лев Николаевич Толстой. Давайте проговорим их ещё раз.

Дети:

• Делай всё по возможности сам, не будь барином

• Не будь назойливым

• Будь внимателен

• Не нервничай, держи себя в руках

• Будь спокоен

• Глубоко вникай в то, что тебе преподаётся

• Будь организованным

• Не жадничай

Воспитатель: А я назову вам ещё один очень важный урок Льва Николаевича:

«Знай и помни, что если человек несчастен, то он сам в этом виноват, потому, что Бог создал людей не для того, чтобы они были несчастны, а для их счастья».

Воспитатель: Сейчас я хочу, чтобы вы закрыли глаза. (сюрпризный момент)

Дети открывают глаза и видят, что портрет Л. Н. Толстого изменился (чёрно-белый – цветной, и рядом с портретом лежит «зелёная палочка».

(«зелёная палочка» сделана из листа бумаги, на котором внутри нарисована мнемотаблица)

Раскрываем «зелёную палочку» и рассматриваем.

Воспитатель: Давайте ещё раз посмотрим, чему же научил нас Лев Николаевич Толстой.

Дети:

• Любить книги, много читать

• Стараться учиться только на пятёрки

• Не забывать те 10 уроков жизни, которые оставил для нас Л. Н. Толстой

• Быть любящим и добрым

• Быть отзывчивым, помогать людям

• Становиться лучше – «расти»

• Иметь большое желание жить

• Быть счастливым!

Дети заполняют мнемотаблицу по памяти, делают из неё «зелёную палочку».

Воспитатель: Я предлагаю вам забрать «зелёную палочку» домой, рассказать родителям об уроках Льва Николаевича Толстого, чтобы они тоже были счастливы.

Публикации по теме:

Конспект литературной викторины по произведениям Л. Н. Толстого для детей старшего дошкольного возраста Цель: воспитывать любовь и интерес к русской литературе, родному языку, к Отечеству, природе. Задачи: • пробуждать в детях чувство милосердия,.

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию «Федорино горе» Конспект совместной деятельности в средней группе «Федорино горе». Цель: Расширение и конкретизация представлений о посуде, ее назначении,.

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию «Осень в гости к нам пришла» Воспитатель: Войчук Елена Сергеевна (подготовительная группа) Тема: «Осень в гости к нам пришла» Форма работы: Познавательно-речевая деятельность.

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в младшей группе «Овощи с огорода» Тема НОД: «Овощи с огорода» Цель: создать условия для формирования представлений об овощах, растущих на огороде и умения различать овощи.

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию во второй младшей группе «В гостях у сказки» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное.

Конспект НОД по речевому развитию «Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Пожарные собаки» (старший дошкольный возраст) Конспект НОД по речевому развитию Тема: Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Пожарные собаки» (старший дошкольный возраст с 5-6 лет) Задачи:.

Конспект НОД по речевому развитию по рассказу Л. Н. Толстого «Спала кошка на крыше…» для детей раннего возраста Цель: познакомить с рассказом Л. Н. Толстого. Задачи: Образовательные: - учить слушать рассказ без наглядного сопровождения; - формировать.

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе. Пересказ рассказа Л. Толстого «Кувшин и галка» Задачи: - связная речь: учить передавать художественный текст последовательно и точно, без пропусков и повторений; узнавать по образному.

Конспект НОД в подготовительной группе по познавательно-речевому развитию «Сад-огород» Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас много гостей давайте поздороваемся с ними. Придуманно кем-то и просто и мудро При встрече здороваться.

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию «Путешествие с осенним листиком»Конспект НОД по познавательно-речевому развитию «Путешествие с осенним листиком» Интеграция образовательных областей: Познавательное Социально-коммуникативное Художественно-эстетическое Речевое Физическое Цель: Формировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию «Тайна зеленой палочки» по произведениям Л. Н. Толстого
Опубликовано: 16 марта 2019 в 18:29
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по познавательно-речевому развитию «Тайна зеленой палочки» по произведениям Л. Н. Толстого» (включая файлы) размещена пользователем Елена Золотова (УИ 80046) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД