Марина Ефимова
Конспект НООД по познавательному развитию «Воздух-невидимка»
▼ Скачать + Заказать документы
Возрастная группа детей: старшая
Тема непосредственно организованной образовательной деятельности: «ВОЗДУХ-НЕВИДИМКА».
Цель: Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека.
Интегрируемые образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социальное развитие
Публикация «Конспект НООД по познавательному развитию „Воздух-невидимка“» размещена в разделах
Материал и оборудование: : тазик с водой, коробочки с апельсином, чесноком, духами, пустой полиэтиленовый пакет на каждого ребенка, шарики, мяч, пустые пластиковые бутылки, кораблики, стаканчики с водой и трубочки на каждого ребенка, вееры, мыльные пузыри, свисток, дудочка, картинки с предметами (фен, пылесос, вентилятор, самолет и т. д.).
Вид детской деятельности, лежащей в основе непосредственно образовательной деятельности:
Форма работы с детьми:
Деятельность воспитателя Деятельность детей
Цель 1 часть – вводная
Создание образовательной ситуации -Дети, подойдите все ко мне. У меня для вас есть секретное задание. Сегодня мы будем юными исследователями. Проходите в нашу лабораторию. Построение в круг.
ДЕТИ РАССАЖИВАЮТСЯ ЗА СТОЛЫ.
Мотивация детей на предстоящую деятельность -Ребята, сегодня мы с вами должны найти то, что находится в нашей группе. Но что это, нам неизвестно.
Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми «Это не игрушка,
не зверушка
и не книжка,
не тетрадь,
ты попробуй отыскать!»
А помогут нам в этом волшебные коробочки. Отгадывание загадки.
Цель: 2 часть – основная
Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым Вот и первая коробочка (полиэтиленовые пакеты, шары, мячи).
-Ребята, я предлагаю вам отгадать загадку:
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Давайте, сейчас с вами проведем опыт:
- Зажмите нос пальцами. Что вы почувствовали?
-Хотите разжать пальцы или открыть рот и сделать вдох?
-Что мы вдыхаем?
-Значит, какой можно сделать вывод: для чего нам нужен воздух?
-Да, без воздуха человек не может дышать, погибает. Для этого ему нужен чистый, свежий воздух – в таком воздухе приятно находиться, играть, работать, спать. Значит, что же такое воздух?
-Ребята, что находится в нашей группе?
-Группа наша большая, просторная и в ней находится вся эта мебель. А что же находится между полом, потолком, стенами, там, где нет мебели и пусто?
-А вы его видите?
-Я тоже не вижу, но знаю, что он вокруг нас.
-Воздух никто не видит, поэтому его называют «невидимка». А еще он прозрачный – через него видно все предметы.
-А что еще в нашей группе, прозрачное?
- А хотите воздух увидеть?
Сейчас мы его с вами поймаем и увидим. Возьмите в руки пустые полиэтиленовые пакеты. Что в пакетах?
-Откройте пакеты, закрутите. Что в пакете сейчас?
-Как догадались?
-Мы видим воздух?
-Значит он какой?
-Дети, значит таким воздухом можно надувать разные бесформенные предметы. Воздух заполняет их, и они приобретают форму.
Я предлагаю вам надуть шарики, посмотреть какую они приобретут форму.
Делаем вывод, что воздух не имеет формы, а приобретает ее, заполняя различные предметы
-А сейчас потрогайте мяч, нажмите на него.
-Скажите, почему он такой? Что у него внутри?
-Правильно, поэтому он такой упругий.
Делаем вывод, что воздух бывает упругим.
-А сейчас приглашаю вас сделать дыхательную гимнастику.
Шарик мой воздушный
Какой ты непослушный!
Зачем ты отвязался,
Зачем помчался ввысь?
Вернись скорее, шарик!
Вернись!
.
-А вот и вторая секретная коробочка (губка, стаканчики, соломинки, бутылочки). Возьмите все губку и опустите в воду, нажмите на нее. Что вы видите?
-Это воздух выходит из дырочек в губке.
-Это доказывает, что в губке находится воздух. Как вы думаете, а внутри нас есть воздух?
Давайте проверим - вдохните и подуйте через соломинку в воду.
Что происходит?
-Это воздух выходит из наших легких, а попадает он в них, когда мы делаем вдох. Давайте вместе попробуем подышать: - вдох…выдох…. Вывод: внутри нас тоже есть воздух.
-Молодцы! Давайте посмотрим, что же в третьей секретной коробочке (веера, бабочки, божьи коровки на ниточках, кораблики). Дети, возьмите веера попробуйте ими помахать возле лица. Что вы чувствуете?
-Что он делает?
-Правильно! Это мы веерами привели в движение невидимые частички воздуха,
Значит, хотя мы воздух не видим, но мы его ощущаем. Движение воздуха называется ветер. Что такое ветер, давайте повторим вместе.
-Обратите внимание, что находится в следующей коробочке.
(Раздаю детям осенние листочки, привязанные на ниточке).
. Предлагает сделать глубокий вдох, набрать в рот воздух и подуть.
-Что происходит?
-Почему?
-Да, ребята, они улетают благодаря струйке ветра, идущей изо рта. Мы заставили воздух, находящийся во рту двигаться, а он передвигает листья.
Давайте попробуем сделать это еще раз.
-Ребята, а что это у меня?
- Надо, их заставить плыть, не прикасаясь к ним руками. Как вы думаете, как это можно сделать?
-Что происходит?
- Почему?
-Вывод: воздух может двигать предметы.
-Ребята, как вы думаете, чем пахнет воздух? Понюхайте.
- У меня есть четвертая секретная коробочка.
Я предлагаю вам поиграть в игру «Узнай по запаху».
(Даю нюхать закрытые коробочки (дольки чеснока, апельсина, салфетки, пропитанные духами) :
Скажите, какой запах вы почувствовали
-Имеет ли теперь воздух запах?
-Но ведь пока я не принесла апельсин, чеснок, духи, воздух ничем не пах. Вывод: воздух, конечно, не имеет запаха, но приобретает его от продуктов и веществ, которые нас окружают.
-А вот и последняя пятая коробочка. Давайте, посмотрим, что же в ней лежит?
. -Что это такое?
-Как на них играют?
(Раздаю детям инструменты.)
-Давайте попробуем. Вдохните воздух, и подуйте….
-Одинаковый звук получается?
-Воздух может звучать по-разному.
-А в природе мы слышим воздух?
-Где? Как?
-А теперь приложите пальцы к горлу и произнесите разные звуки: «с», «а», «у». Что вы чувствуете пальцами?
-Значит, мы разговариваем и слышим друг друга благодаря воздуху, который выходит из нашего горла.
Рассматривают содержимое коробочки.
+Воздух.
Дети выполняют опыт.
Ответы детей:
Чтобы дышать.
Это то, чем мы дышим.
Столы, стулья, шкафы, игрушки, ковер, цветы.
Воздух.
Нет.
Окно, лампочка, очки, стекло.
Да.
Ничего нет.
Воздух.
Дети надувают пакеты.
Пакет надулся.
Невидимый.
Дети надувают воздушные шары.
Повторяют вывод.
Дети работают с мячами.
Мяч надут воздухом.
Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Поднять руки вверх, вдох. Медленно вниз – выдох «ш-ш-ш».
Пузырьки.
Да.
Дети дуют через соломинку в воду.
+ Видим пузырьки.
Выполняют вдох и выдох.
Ответы детй
Ветерок.
Обдувает, холодит.
Обобщение хором.
Дети рассматривают листочки, дуют на них.
Листочки улетели.
Потому что мы на них подули.
Повтор упражнения.
Кораблики.
Дети отвечают и дуют.
Мы дуем, кораблики движутся.
Потому что мы заставили воздух, находящийся во рту двигаться, а он передвигает листочки.
Ничем не пахнет.
Дети с закрытыми глазами вдыхают ароматы.
ответы детей.
Да, пахнет апельсином и т. д.
дудочка, свисток, губная гармошка, свистулька.
Музыкальные инструменты.
В них дуют.
Игра на муз. Инструментах.
Ответы детей.
(Воздух шелестит листвой, качает деревья, поднимает пыль)
Горлышко дрожит.
Цель: 3 часть - заключительная
Подведение итогов, деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей
-Ребята, что вы сегодня узнали о воздухе?
- «Он – прозрачный невидимка,
Лёгкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой он окутывает нас.
Он в лесу густой, душистый,
Как целительный настой.
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
Летом он бывает тёплым,
Веет холодом зимой.
Когда иней лёг на стёкла
Пышной белой бахромой.
Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Он ведь нам необходим».
-Почему же нам так необходим воздух?
-Правильно, без воздуха мы не можем жить.
Воздух – это удивительная оболочка вокруг нашей Земли. Если бы не было вокруг Земли воздуха, все живое бы погибло.
Что же мы должны делать, чтобы на планете Земля было как можно больше чистого воздуха?
(Предлагаю детям поднос, на котором лежат солнышки и тучки.)
-Скажите, ребята, что же мы сегодня с вами искали?
-Если вам понравилось исследовать воздух, то возьмите солнышко, если нет, то тучку.
Дети рассказывают о свойствах воздуха
ответы детей.
Сажать деревья, кусты, цветы, потому что, они дают нам чистый воздух, а забирают грязный.
Дети оценивают работу на занятиию
Плавный вывод детей из непосредственно образовательной деятельности в самостоятельную деятельность -Молодцы, все сегодня хорошо потрудились. А у меня для вас есть вот такие замечательные мыльные пузыри. С ними вы ожжете поиграть на перемене, а заодно повторить свойства воздуха.
Дома тоже можно показать родителям опыты, которые мы проводили.