Татьяна Наумова
Конспект НОД по математическому развитию в старшей группе на тему «Измерение длины»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательному развитию (математическому развитию) в старшей группе на тему : «Измерение длины»
Подготовила: Наумова Т. Ю.
Дата проведения: 14.03.2023
Публикация «Конспект НОД по математическому развитию в старшей группе на тему „Измерение длины“» размещена в разделах
- Величина, сравниваем по величине
- Величина. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
Цель: учить измерять длину предмета с помощью условной мерки; упражнять в счёте в пределах шести; закрепить знание геометрических фигур; предлогов под, над; умение ориентироваться на листе бумаги; развивать внимание, умение слушать и выполнять задание с первого раза.
Задачи:
Образовательные:
Учить измерять длину предмета с помощью условной мерки. Закреплять порядковый счет в пределах шести; закрепить знание геометрических фигур; предлогов под, над; умение ориентироваться на листе бумаги.
Развивающие :
Развивать внимание, глазомер, память и речь детей.
Воспитательные:
Воспитывать доброжелательное отношение к друзьям, желание прийти к ним на помощь; воспитывать интерес к математике.
Демонстрационный материал : шарфы красного и желтого цвета разной длины (из картона, мерка (полоска белого цвета из картона, карточки с цифрами от одного до шести, числовые карточки с нарисованными на них кружками (от 1 до 6); цветные изображения героев сказок.
Раздаточный материал : листы бумаги (или тетрадь в клетку, простые карандаши, полоски цветной бумаги красного и желтого цвета разной длины на каждого ребенка, полоска белого цвета из картона (условная мерка) на каждого ребенка, карточки с цифрами от одного до шести на каждого ребенка, числовые карточки с нарисованными на них кружками (от 1 до 6) на каждого ребенка.
Ход занятия:
Вводная часть:
Приветствие «Солнечные лучики»
Протянуть руки вперёд и соединить их в центре круга. Тихо постоять, пытаясь почувствовать себя тёплым солнечным лучиком.
Мы все дружные ребята,
Мы ребята – дошколята.
Никого в беде не бросим,
Не отнимем, а попросим.
Никого не обижаем.
Как заботиться – мы знаем.
Пусть всем будет хорошо
Будет радостно, светло!
Основная часть
Сюрпризный момент
Воспитатель. Посмотрите, к нам в группу принесли посылку и письмо.
Воспитатель открывает письмо и читает: «Здравствуйте ребята! Мы живем в деревне. Нам бабушка подарила красивые шарфы, чтобы мы не мерзли: длинные и короткие. Мы никак не можем решить, кому какой шарф выбрать. Помогите нам! Высылаем вам шарфы» Кот Мишка и Пес Шарик.
Воспитатель: Ребята, давайте поможем коту Мишке и Шарику выбрать нужный шарф по длине?
Дети. Да.
Воспитатель. Как вы думаете, у нас получится?
Дети. Да.
Воспитатель. Обязательно, получится.
Какой по длине шарф бабушка подарила коту Мишке?
Дети. Длинный.
Воспитатель. Какой по длине шарф бабушка подарила Шарику?
Дети. Короткий
Воспитатель. Как узнать, какой шарф длинный, а какой короткий?
Дети: Нужно измерить.
Воспитатель. А как можно измерить длину шарфа?
Дети. Линейкой, методом наложения, приложения.
Воспитатель. А если нет линейки, чем можно измерить длину?
Воспитатель. Проходите, садитесь за столы. Но сначала нужно подготовить наши ручки к работе.
2. Пальчиковая гимнастика «Варим компот»
Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много. Вот:
Левую ладошку держат "ковшиком", а указательным пальцем правой руки «мешают»
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
Загибают пальчики по одному, начиная с большого пальчика
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот.
Угостим честной народ.
Опять «»варят» и «мешают»
3. Измерение шарфов.
На столах лежат полоски цветной бумаги красного и желтого цвета, полоска белого цвета из картона, карточки с цифрами от 1 до 6, простой карандаш.
Воспитатель. Я вам предлагаю измерить длину двух шарфов, чтобы выяснить, какой из них длинный, а какой короткий.
Дети работают за столами. Воспитатель смотрит, наблюдает, если у детей не получается, задает вопросы.
Воспитатель. Получилось у вас измерить длину шарфов.
Дети. Нет.
Воспитатель. Почему не получилось?
Дети. Мы не знаем, как измерять длину.
Воспитатель. Если вы не знаете, то нужно у кого-то спросить. Например, можно спросить у воспитателя?
Дети. Можно (дети спрашивают).
Воспитатель. Любой предмет можно измерить. Мы сегодня будем учиться измерять длину шарфа с помощью условной мерки. Полоска у нас будет являться условной меркой. То чем измеряют, называют условной меркой.
Воспитатель. Как называют предмет, которым измеряют?
Дети. Меркой.
Воспитатель. Как вы считаете, откуда нужно начинать измерять длину шарфа?
Дети. Начинать измерять нужно с самого начала предмета слева направо.
Воспитатель. Условную мерку укладываем так, чтобы уголок мерки совпадал с началом шарфа. Затем сделать отметку карандашом в том месте, на которое пришёлся конец мерки и откладываем карточку с цифрой 1.
Воспитатель. Как следует перемещать мерку при измерении длины слева направо или справа налево?
Дети. Мерку перемещают слева направо.
Воспитатель. При перемещении мерки прикладывать её точно к отметке, обозначающую отмеренную часть. Перемещая мерку, надо не забывать считать их количество. Сколько раз откладываем мерку, столько откладываем цифр. Итак, будем откладывать до тех пор, пока не будет измерена длина шарфа.
Воспитатель.
• Давайте посчитаем, сколько раз уложилась мерка по длине красного шарфа(3 раза)
• Сколько раз уложилась мерка по длине желтого шарфа? (2 раза)
• Скольким условным меркам равна длина красного шарфа? (3)
• Какого цвета шарф длиннее? (красный)
• Какой же шарф длиннее красный или желтый? (красный)
• Почему красный? (в нем 3 условные мерки, а в желтом 2)
• На сколько мерок красный шарф длиннее, чем желтый? (на одну мерку)
Воспитатель. Молодцы ребята! А сейчас немного отдохнем.
4. Игра «Постройся по порядку»
На столе цифры от 0 до 7. Под бубен дети бегают, потом берут цифры и строятся в колонны друг за другом. Кому не хватит цифр, могут выполнить задание: хлопки; назови предметы круглой, квадратной, треугольной формы; назови «соседей» числа и др.
Воспитатель. Молодцы ребята! Немного отдохнули. А теперь предлагаю еще немного позаниматься.
5. Игра «Расставь цифры».
На доске карточки с кружками (или предметами) от 1 до 6.
И так далее.
У детей цифры от 1 до 6.
Задание: правильно расставить цифры под каждой карточкой.
Дети расставляют, затем закрывают глаза, воспитатель меняет местами карточки с кружками.
Дети должны опять правильно расставить цифры. Игра повторяется 2-3 раза.
Итог занятия
Ребята, мы узнали, что красный шарф длиннее желтого. Нам удалось узнать кому, какой шарф подарила бабушка?
Дети. Красный длинный – коту Мишке, а желтый короткий – Шарику.
Воспитатель. У нас есть значки наших героев и ими мы обозначим, кому какой шарф выбрать (Дети отправляют посылку с курьером).
Рефлексия
• Ребята, понравилось ли вам сегодня наше занятие?
• Ребята, о чем было наше занятие?
• Что мы с вами делали?
• Чем измеряли длину шарфов? Каких шарфов?
• На сколько мерок красный шарф длиннее, чем желтый? (на одну мерку)
Молодцы ребята! Вы отлично справились с заданием