Екатерина Дранникова
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Домовенок Кузя»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Домовенок Кузя»
Цель: Закрепление математических знаний, умений, навыков, расширение математического кругозора посредством игр.
Задачи:
1. Совершенствовать умения составлять число 9 из двух меньших единиц, раскладывать его на два меньших числа, закреплять умения определять предыдущее и последующее число, пропущенное к названному или обозначенному цифрой в пределах 9.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе „Домовенок Кузя“» размещена в разделах
2. Совершенствовать умения измерять величину с помощью условной меры. Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания. Развивать связную речь, моторику, память, воображение; способствовать формированию мыслительных операций, умение аргументировать свои высказывания.
3. Воспитывать самостоятельность, дружеские взаимоотношения; развивать умение действовать в экстренных ситуациях, воспитывать интерес к математике.
4. Совершенствовать умения различать и называть знакомые геометрические фигуры.
Оборудование: мяч, письма с заданиями, дерево, украшенные геометрическими фигурами; карточки с цифрами, сыпучие изделия (гречка, 2 миски, стакан, линейка, ложечка, веревочка, карточки с цифрами, коврики, простой карандаш, условная мерка (на каждого ребенка, яблоки.
Ход занятия
Организационный момент:
Воспитатель:
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!
Сообщение цели и задачи на занятие
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в сад пришла посылку, которая адресована вам. Хотите узнать, что в ней? (воспитатель открывает посылку). В посылке лежат открытки с заданиями и письмо.
Воспитатель: Вы догадались, кто прислал вам посылку? Я вам загадаю загадку, и вы сразу догадаетесь кто это.
Воспитатель читает загадку:
Кто за печкою живет
Дом хранит от бед, невзгод,
Но бывает злым порой? -
Существо то. (домовой).
Дети: Домовенок.
Воспитатель читает письмо:
«Здравствуйте ребята, я уже был у вас в гостях, и мы с вами уже знакомы, я знаю какие вы воспитанные, вежливые, аккуратные, трудолюбивые дети. А еще я узнал, что вы очень любите математику и оказалось, что это одно из моих любимых увлечений, но с некоторыми заданиями у меня возникли трудности, не могли бы вы мне помочь решить их». (Домовенок Кузя)
Воспитатель: Ну что ребята поможем Домовенку Кузе решить эти задания?
Дети: Да.
Повторение и закрепление изученного
I Часть. Игровое упражнение «Назови число»
Игра проходит в кругу. С помощью считалки выбирается ведущий:
Дождик, дождик поливай-
Будет хлеба каравай,
Будут булки, будут сушки
Будут вкусные ватрушки.
Бросая мяч, ведущий называет число и просит увеличить или уменьшить называемое число на единицу. Ребенок, поймавший мяч. Называет число, затем сам называет любое число, и просит уменьшить его и бросает мяч кому-либо из играющих.
II Часть. Игровое упражнение «Экстренная помощь»
Детям раздаются карточки с цифрами.
Воспитатель читает первое стихотворение:
Почему машина эта
Ярко-огненного цвета?
Чтобы всем была видна,
На пожар спешит она.
Воспитатель предлагает детям показать цифрами номер телефона пожарной службы. Дети выполняют задание.
Воспитатель читает следующее стихотворение:
В сборе все- полна кабина,
И водитель сел за руль-
Полицейская машина
Выезжает на патруль.
Дети выкладывают номер телефона полиции.
Воспитатель читает следующее стихотворение:
Дети показывают номер телефона скорой помощи.
Воя, мигая, мотором фырча,
Без опозданий доставит врача,
Едет,несется в белой карете
Самая скорая помощь на свете.
III Часть. Игровое упражнение «Попробуй измерить»
На столе лежат 7 кубиков и банка с гречкой. Воспитатель спрашивает детей: «Как узнать, сколько здесь кубиков? (Посчитать). Как узнать, сколько гречки в банке?». Воспитатель выслушивает ответы детей и подводит их к выводу, что пересчитывать зернышки очень долго: «Можно измерить крупу в банке. Чем можно измерить количество крупы?». После ответов детей выкладывает на стол ложку, стакан, линейку, шнурок и спрашивает: «Чем удобней измерить крупу?» (стаканом или ложкой). То, чем мы, что-то измеряем, называется условной мерой. Воспитатель предлагает измерить крупу при помощи стакана, показывая приемы измерения. Она насыпает полный стакан крупы, обращая внимание на то, что крупа насыпана до краев стакана и пересыпает в миску. Ребенок ставит на стол кубик. По окончании измерения дети считают кубики и называют количество. Воспитатель уточняет: «Количество кубиков и показывает, сколько стаканов гречки в банке».
Повторение пройденного материала
Детям предлагается измерить длину коврика, с помощью короткой полоски. Предварительно воспитатель уточняет правила измерения: «Начинаем от начала коврика, конец меры зажимаем пальчиком и ставим метку (черточку) карандашом». В ходе измерения воспитатель использует слова: мерили, измерили, мера и как называется эта мера (условная мера).
Физкультминутка «Котята»
У кошечки нашей есть десять котят, Ладошки складываем, пальцы прижимаем
друг к другу. Локти опираются о стол.
Сейчас все котята по парам
стоят: покачиваем руками не разъединяя их.
Два толстых, два ловких,
Два длинных. два хитрых, постукиваем соответствующими пальцами
Два маленьких самых друг о друга (от большого к мизинцу)
И самых красивых.
Игровое упражнение «Сосчитай и построй»
У ребенка палочки (счетные). У взрослого заранее на белой бумаге нарисованы различные рисунки: цветы, домик, геометрические фигуры и т. д. Рисунки сделаны необычным способом, они как бы сконструированы из палочек. Взрослый предлагает ребенку внимательно посмотреть на рисунок, посчитать сколько потребуется палочек чтобы его «нарисовать». Затем рисунок убирают, а ребенок с помощью палочек воспроизводит его самостоятельно.
Игровое упражнение «Геометрическое дерево»
Воспитатель обращает внимание на дерево: «Ребята посмотрите, дерево наше необычное а с листьями из геометрических фигур».
Назовите все геометрические фигуры, которые вы увидели на дереве. Ответ детей.
Сколько кругов на деревце и какого они цвета? Дети кладут на стол карточку с цифрой 5.
Сколько треугольников на дереве? Дети кладут на стол карточку с цифрой 7. Сравнивают количество фигур (дети кладут нужный знак,).
Сколько квадратов и какого они цвета (6?
Сколько овалов и какого они цвета (2? Сравните (26 или 62).
Сколько ромбов и какого они цвета (8?
Сколько прямоугольников и какого они цвета (8). Сравните их (8=8).
Воспитатель: «Молодцы много знаете, отлично справились с заданием.
Игровое упражнение «Разложи правильно»
Воспитатель говорит детям: «Домовенок Кузя прислал 10 яблок» и предлагает их разложить на 2 тарелочки. Вместе с детьми обсуждает, как разложить число 10 на 2 меньших числа, и записывает возможные варианты при помощи цифр (9 и 1, 8 и 2, 7 и 3, 6 и 4, 5 и 5, 4 и 6, 3 и 7, 2 и 8, 1 и 9).
Игровая ситуация «Самый внимательный»
1. Хорошенько посмотри -
Есть две ручки на двери.
Двери можно посчитать.
Раз, два, три, четыре, пять.
Будь прилежен.
Не зевай.
Сколько ручек?
Отвечай!
(10 ручек)
2. Квочка решила
Цыплят посчитать.
Три петушка,
Да курочек пять.
А сколько их вместе?
Трудно узнать.
Она до пяти лишь
Умела считать.
(8 цыплят)
3. Папа, мама, братик, я -
Вот и вся у нас семья.
Все мы любим на обед
Съесть по парочке котлет.
Сколько маме, каждый раз,
Нужно жарить их для нас?
(8 котлет)
4. Мы на рынке были -
Обувь всем купили.
Для Анюты-лапочки
Мы купили тапочки.
Для Петра и Вовочки
Взяли мы кроссовочки.
Туфли - для Антошки.
Коле - босоножки.
Босоножки - папе тоже.
Маме - шлепанцы из кожи.
Добрый выбрали товар.
Посчитайте, сколько пар?
(7 пар)
5. К серой цапле на урок
Прилетело семь сорок,
А из них лишь три сороки
Приготовили уроки.
Сколько лодырей-сорок
Прилетело на урок?
(Четыре)
Итог занятия
Воспитатель:
• Понравилось ли вам занятие?
• Какие задания вам понравились, а какие вызвали затруднение?
• Вы запомнили номера экстренных служб?
Раздается шуршание. Появляется Домовенок Кузя (ребенок) : «Мне очень все понравилось. Я теперь знаю, что вы не только хорошо воспитанные дети, но и настоящие умницы. Спасибо вам».