Нина Мелихова
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «История освоения Челябинской области»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательному развитию
в подготовительной к школе группе
«История освоения Челябинской области»[/b]
Подготовила : Мелихова Н. А.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе „История освоения Челябинской области“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Республика, область, край. Список городов
- Челябинская область, Челябинск
- Темочки
Интеграция образовательных областей : речевое развитие, познавательное развитие, социально – коммуникативное, физическое.
Тип: интегрированное.
Возраст: 6 - 7 лет;
Цель: сформировать интерес к освоению предками территории Южного Урала, к возникновению и развитию Челябинской области, к быту уральского народа.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать у детей представление о истории жизни предков на Южном Урале;
- Познакомить детей с историей заселения Южного Урала людьми, возникновения Города Челябинска;
- Дать сведения детям о расселении первобытных людей;
- Познакомить с историей. Формировать уважительное отношение к государственным символам-гербам, закрепить названия крупных рек города,
- Вызвать интерес к развитию быта народов, живущих в Челябинской области;
Развивающие :
- Развивать речевую активность, коммуникативные навыки, внимание, память.
-Развивать познавательный интерес, любознательность, творческие способности, мышление;
- Закреплять знания детей о том, что первыми поселенцами на Южном Урале были башкиры.
Воспитательные:
- Способствовать созданию у детей эмоционально-положительного фона на занятии;
- Воспитывать патриотические чувства, желание гордиться своей историей.
Словарная работа: Башкиры, пиктограмма, наскальный рисунок.
Предварительная работа:
- Беседы о Родине, России, родном крае – Урале;
- Чтение художественной, краеведческой литературы, заучивание стихов, пословиц, поговорок о Родине, о Южном Урале;
- Рассматривания альбома «Достопримечательности Челябинска;
- Рассматривание иллюстраций с изображением родного края;
- Беседы о богатствах Уральского края, о народных промыслах;
- Знакомство с народами разных национальностей, проживающих на Южном Урале;
- Рассматривание иллюстраций народных костюмов;
- Посещение краеведческого музея (с семьей).
Оборудование:
- Карта России, карта Челябинской области;
- Иллюстрации древних людей, живущих в пещерах гор;
- Пиктограммы, листы для детей, фломастеры/карандаши.
- Иллюстрации первых поселений на Южном Урале;
- Иллюстрации орудий труда первобытных людей, живущих в пещерах Южного Урала;
- Фотографии старого и современного города Челябинска;
- Изображения гербов Челябинска.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, давайте улыбнемся друг другу, чтобы у нас весь день было хорошее настроение. (улыбаемся)
Приглашаю детей подойти к карте Росси.
Воспитатель: На карте мира не найдёшь
Тот дом, в котором ты живёшь.
И даже улицы родной
Мы не найдём на карте той.
Но мы на ней всегда найдём
Свою страну – наш общий дом.
Воспитатель: Ребята, какое красивое название носит наша страна?
Дети: Наша страна называется Россия.
Воспитатель: Посмотрите, какую большую территорию занимает наша страна.
А вы любите нашу страну?
Дети: Да, любим.
Воспитатель: А за что вы любите Россию?
Ответы детей: Она красивая…Она большая… Мы родились в России… В ней много озер, рек… В нашей стране красивые леса…и т. д.
Воспитатель: Молодцы! А еще у нас в стране много полезных ископаемых. Самая сильная армия. Лучшие спортсмены. А значит, мы можем гордиться своей страной!
Россия – наша Родина. Но у каждого человека есть своя малая родина. Это край, где он родился. Как называется край, в котором мы родились и живем?
Дети: Край, в котором мы живем называется Южный Урал.
Воспитатель: Любить свой край и гордиться им – этого недостаточно. Мы должны знать историю развития Южного Урала.
Я предлагаю вам отправиться в историческое прошлое нашего края. Хотите узнать, с чего начиналась жизнь на Южном Урале?
Дети: Да,
Звучит музыка
Воспитатель: 3,5 млн лет назад на месте Южного Урала был небольшой Уральский океан (иллюстрация океана). Вспомните, как ученые археологи об этом узнали? (Ранее детей уже знакомили с этой горой)
Ответы детей.
Дети: У нас на Южном Урале есть гора Карандаш. В ней археологи нашли окаменелые раковины моллюсков. (показываю иллюстрацию)
Воспитатель: Прошло несколько миллионов лет, океан отступил, появилась суша, обнажились горы, все вокруг зазеленело.
Впервые человек пришел на Южный Урал примерно 300 тыс. лет назад. Учеными археологами были найдены в наших краях первые орудия труда.
(показ фото из музея Екатеринбурга)
Воспитатель: С виду как будто простые камни, но это не так. Посмотрите, край камня с одной стороны заострен, древние люди специально отбили осколок камня. Как вы думаете, для чего им нужен был такой заостренный камень?
( предположения детей: чтобы он был острым как нож, им можно будет что-нибудь резать)
Воспитатель: Основным занятием у древнего человека была – охота. (иллюстрации неандертальцев, их поселения). А значит нужны были острые инструменты, чтобы разрезать и выделывать шкуры, мясо животного. Когда прапрауралец стучал камень о камень, чтобы отколоть кусок, он заметил, что от удара отлетают искры. Так первобытный человек научился добывать огонь. Конечно, развитие первобытного человека происходило медленно. Прошло много сотен тысяч лет.
Воспитатель: Как вы думаете, в каких жилищах жили первобытные люди?
(предположения детей)
Воспитатель: Наши предки жили в пещерах. Почему они выбрали себе жилье в пещерах?
Дети: В пещере можно укрыться от ветра, дождя, от хищников. В пещере дождь не зальет огонь.
Воспитатель: Есть доказательства того факта, что человек вел пещерный образ жизни. В наших Южно-Уральских пещерах археологи обнаружили наскальные рисунки первобытных людей. Их нарисовал наш уральский предок 15 тыс. лет назад. (иллюстрация). (Вместе с детьми пытаемся понять историю их быта).
Воспитатель: Вот так, ребята, жили наши предки на Южном Урале.
А сейчас мы с вами поиграем в игру «Прочитай сообщение по пиктограмме». Пиктограмма – это сообщение через рисунки (2 листа с пиктограммой, дети пытаются расшифровать: 1) Я пошла в магазин и купила продукты. 2) Девочка плачет, потому что уронила в речку мячик, мальчик помог ей достать мяч. Девочка довольна).
Воспитатель: А теперь вы нарисуйте пиктограмму на листах.
1) Я пошел на речку ловить рыбу.
2) Я поехал на машине в деревню к бабушке.
Физминутка
Раз, два, три, четыре, пять
Вам хочу я рассказать. (дети маршируют на месте)
Как богат Уральский край (руки в сторону)
Ты о том не забывай. (руки к сердцу)
Наши реки широки, (руки в стороны)
А озера – глубоки. (наклон, руки вниз до пола)
Горы наши высоки. (руки вверх, встать на носочки)
Есть пещеры у реки, (присесть, встать)
И леса, и поля – (руки в стороны)
Это Родина моя! (руки к сердцу).
Воспитатель: А сейчас, ребята, вы узнаете историю зарождения нашего славного города Челябинска.
В стародавние времена земли, на котором стоит Челябинск, принадлежали славному и гордому народу –башкирам. Четыреста лет назад на эту землю нападали, грабили чужие народы. Отправили башкиры послов к царю русскому и попросили принять башкирскую землю в Россию. Царь прислал войско, помог врагов одолеть. А потом велел построить крепость вокруг, так появилась крепость – Челябинская. Крепость сначала была маленькая, а потом вокруг крепости стал расти поселок, который превратился в большой город - Челябинск. В Челябинске все дороги пересекались. По дорогам через Челябинск купцы везли товары из дальних стран – из Китая, Монголии, Средней Азии и Индии. В Челябинске товары встречали и дальше
по всей России отправляли. Вот каким город Челябинск оказался : он и земли российской защитник, и торговле главный помощник. Поэтому быстро вырос Челябинск в большой город и стал главным городом окрестных земель. (рассматриваем план крепости, сравниваем фотографии старого и нового города. Обращаю внимание детей, что люди всегда селились вблизи рек. Почему? Совместно рассуждаем. Вспоминаем, какая река протекает в центре Челябинска.)
Воспитатель: Раз Челябинск стал городом, да таким важным. Надо ему иметь свой герб. Герб Челябинска старинный, замечательный - он обо всем самом главном в Челябинске рассказывает, о том, с чего город начался. Поле герба серебряное. (рассматривание и изучение герба). В серебре на зеленой земле крепостная стена высится. Это напоминание о том, что Челябинск с крепости начался. А перед стеной золотой верблюд стоит, тюками с товарами нагруженный. Неужели у нас верблюды живут? (ответы детей). Конечно же нет. В давние времена, когда ещё не было ни машин, ни самолётов, все товары везли на лошадях и верблюдах. И дорога эта проходила через пустыни, степи и вела в Челябинск. С тех пор на гербе Челябинска гордо шагает верблюд. Вот такой он – герб нашего города.
Воспитатель: Теперь, ребята, вы знаете историю зарождения нашего родного города. Понравилось вам наше историческое путешествие?
Ребята, что нового вы сегодня у знали? Что вас удивило?