МААМ-картинки

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе детского сада «Русская изба»

Ольга Ворон
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе детского сада «Русская изба»

Цель: Приобщение детей дошкольного возраста к культуре русского народа посредством знакомства с устройством русской избы.

Задачи:

1. Формирование представлений о специфике традиционной русской избы, ее элементов.

2. Обогатить словарь детей новыми словами (венец, завалинка, конёк, ставни, наличники)

3. Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, бережное отношение к старинным вещам.

Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе детского сада „Русская изба“» размещена в разделах

Инструменты и оборудование: «Русская изба», оснащённая предметами русского быта, демонстрационный материал "Устройство избы".

Ход НОД

В гости к детям приходит Вовочка (игрушка).

Вовочка: Ребята, я пришёл к вам, чтобы рассказать, что я видел летом. Никогда не думал, что есть такие чудеса на свете! Жил себе да жил в городе, думал, что я все уже увидел, все уже узнал. Вдруг приходит ко мне телеграмма от бабушки:

Воспитатель: Дорогой внучек Вовочка! Приезжай ко мне погостить в деревню Ромашкино. Целую. Жду. Твоя бабушка.

Вовочка: Да ну, - подумал я. - В деревне скучно. То ли дело в городе: людей много, машин много, дома огромные. Но чтобы не обидеть свою любимую бабушку, решил все же съездить и проведать ее.

Воспитатель: Вовочка, нашим ребятам, что ты видел в деревне.

Вовочка: Я увидел там такое! Такое красивое, что в городе никогда не видел!

Воспитатель: Что же ты, Вовочка, видел, от чего пришел в такой восторг?

Вовочка: Я увидел там дремучие леса, зеленые луга, бескрайние поля.

Ребята, я думал, что лучше и удобнее многоэтажных домов нет. Но когда я увидел дома в деревне, понял, что уютнее, теплее и красивее деревенских домов нет. А знаете, как называется дом моей бабушки?

Дети: Изба (Ответы детей)

Воспитатель: Изба — это старинное название деревянного дома. Избы называли также срубами, потому что их рубили (строили) топорами. И все в избе было сделано из дерева. Вот откуда название русская деревня.

Вовочка, а твоя бабушка не рассказала тебе как строили избы?

Вовочка: Конечно, рассказала! И я вам сейчас расскажу и покажу!

(Рассказ сопровождается показом картинок с изображением избы)

Сначала брали прочное дерево - дуб и делали из него фундамент. Его не видно на улице, он в земле.

Воспитатель: Дубовые столбики вкапывали в землю, так и выглядел фундамент.

Вовочка: Далее следовала укладка первого венца — четырёх отёсанных брёвен. Венец не ставился прямо на землю, а укладывался на дубовые столбики - фундамент, так чтобы было небольшое расстояние между землёй и первым венцом (первыми бревнами).

Воспитатель: Ребята, а вы знаете из кого дерева строили дома? (Ответы детей)

Вовочка: Ещё срубали лиственницу или сосну, ель. Из этих деревьев получается самый долговечный дом.

Воспитатель: Давайте и мы с вами «срубим избу».

Физкультминутка «Построим дом»

Тук-тук молотком. Строим, строим новый дом. (Стучат кулачками, друг по другу)

Дом большой, высокий строим. (Встают на носочки, тянут руки вверх)

Окна ставим, крышу кроем. (Показываем руками окна и крышу)

Дом с трубой и красной крышей. (Поднимают руки вверх, изображая крышу

и трубу).

Дом большой и видный вышел. (Разводят руки в стороны)

Воспитатель: Летом понятно хорошо, тепло жить в таком доме, а как же зимой, когда морозы?

Вовочка: Дом на зиму утепляли, поэтому это пространство возле избы заваливали. Вот откуда словечко «завалинка». Завалинка не только служит для утепления стен и защиты их от промерзания, но и может стать местом для сбора домочадцев, поскольку в давние времена завалинку использовали и как скамью. По весне была примета, если сесть на завалинку и "сиденька" не мёрзнет, значит пора картошку сажать.

Воспитатель: А чем заваливали? (Ответы детей)

Вовочка: Заваливали глиной, соломой, досками, опилками. И всю зиму можно зимовать в тёплой избушке.

Воспитатель: А весной?

Вовочка: А весной нужно отвалить это всё, чтоб дом просох не сырел и очень долго служил людям.

Воспитатель: Очень интересно, одевать избу надо на зиму и раздевать летом.

Ребята, а вы знали, что у избы есть лицо. (Ответы детей)

Вовочка: Мы идем по улице и смотрим на лицо дома. У него тоже есть, как и у нас очи, глаза – это окна, как и у нас есть реснички, бровки украшения наших очей. Так же у дома есть ставни, наличники. Украшены наличники различными резными узорами и от этого глаза у дома становились очень красивыми.

Воспитатель: Кстати, слово улица появилась так, улица это дорога, которая проходит у лица дома.

А как же делали крышу?

Вовочка: В городе на многоэтажных домах крыши плоские (ровные). А в деревнях крыши на избах делали двухскатные, они имеют вид двух наклонных, которые опираются на стены дома, а верхние соединяются между собой, чтобы солнце прогревало и сушило всё лето дом. А на самом верху крыши размещали фигурку коня, поэтому эта часть дома ещё называется конёк.

Воспитатель: Ребята, может вы знаете зачем так делали?

Вовочка: Это сильный оберег. Под оберегом этой семье ничего не страшно.

Конь, конёк смотрит на улицу, а с тыльной стороны (с другой) иногда привешивали хвост. Так что весь дом похож на коня - 4 угла, как четыре ноги у коня, голова и хвост, уж точно этот дом простоит больше ста лет.

А ещё, хозяева дома любили украшать своё крыльцо разной резьбой, прямо как вышивкой украшают платья. И крыльцо – это место, которое встречает каждого входящего. Чем красивее крыльцо, тем приветливее хозяин.

Ой засиделся я тут с вами, пора мне домой.

Ребята, правда хорошо у моей бабушки в деревне? (ответы детей) Я ещё потом к вам приду в гости, что-нибудь расскажу интересное.

Воспитатель: Спасибо тебе большое, Вовочка, очень было интересно и познавательно, мы с детьми много нового про избы узнали.

Рефлексия

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше знакомство с русской избой. Какие новые слова вы сегодня услышали?

Что нового вы узнали? (ответы детей)

Мы с вами и дальше будем продолжать знакомиться с тем, как жили люди на Руси, с традициями русского народа, с народными праздниками.

Публикации по теме:

Конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Русская изба. Ставни»Конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Русская изба. Ставни» Цель: Формирование представлений о русской избе. Задачи: -Продолжать знакомить детей с русской деревней, устройством крестьянского дома.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Русская изба»Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Русская изба» Цель: Сохранение духовно – нравственного здоровья детей; приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры; стремление.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование) «Цветы Космеи» в старшей группе детского садаКонспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование) «Цветы Космеи» в старшей группе детского сада Цель: продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности. Задачи: Обучающие: - формировать умение передавать характерные.

Конспект НОД по ИЗО «Русская изба»Конспект НОД по ИЗО «Русская изба» Конспект НОД по изо "Русская изба" Цель: знакомство дошкольников с условиями жизни и бытом русского народа. Задачи: Образовательные  .

Конспект НОД по познавательному развитию «Русская матрёшка» в средней группеКонспект НОД по познавательному развитию «Русская матрёшка» в средней группе .

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе детского сада «Весна. Весенние приметы»Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе детского сада «Весна. Весенние приметы» .

Конспект НОД по познавательному развитию во второй младшей группе детского сада «Цветные человечки» Цели: 1. Закрепить знание желтого цвета, познакомить детей с оранжевым цветом. 2. Способствовать сплочению детского коллектива. 3. Развивать.

Конспект НОД «Русская изба».Конспект НОД «Русская изба». Конспект НОД "Русская изба". Программное содержание: • Продолжить знакомство детей с традициями русского народа, рассматривание русской.

Конспект ООД по познавательному развитию «Покормим птиц зимой» в старшей группе детского садаКонспект ООД по познавательному развитию «Покормим птиц зимой» в старшей группе детского сада Цель: Формировать экологическую культуру у детей, обобщенное представление о зимующих птицах. Задачи: Образовательные: - уточнить и расширить.

Конспект по развитию речи для детей старшей группы детского сада «Заучивание стихотворения Ю. Тувим «Овощи» Заучивание стихотворения Ю. Тувим "Овощи" Цель - познакомить с новым произведением Задачи: образовательные - продолжать учить внимательно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе детского сада «Русская изба»
Опубликовано: 15 декабря 2022 в 14:45
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД