Получи документы

Конспект НОД по приобщению детей к русской народной культуре «Широкая Масленица»

Людмила Бадина
Конспект НОД по приобщению детей к русской народной культуре «Широкая Масленица»

Цель: формирование интереса к русской традиции празднования Масленицы через ознакомление с бытом русского народа. Расширять и углублять знания детей о фольклорном празднике, его значении и традициях празднования. Способствовать приобщению воспитанников, их родителей и сотрудников ДОУ к традициям отечественной культуры. Продолжать знакомить воспитанников с малыми жанрами русского народного фольклора (частушками, потешками, поговорками, закличками и т. п.). Развивать творческие способности воспитанников, совершенствовать их исполнительские умения и навыки. Воспитывать духовно-нравственные качества: доброту, миролюбие, великодушие, всепрощение.

Публикация «Конспект НОД по приобщению детей к русской народной культуре „Широкая Масленица“» размещена в разделах

Задачи:

- уточнить представление детей об обычаях, связанных с празднованием Масленицы;

- выявить знания детей об основном занятии русских крестьян - земледелии, видах полевых работ;

- продолжать формировать навыки работы с солёным тестом, соломой;

- развивать связную речь, память, внимание, воображение;

- воспитывать доброжелательность;

- вызвать положительные эмоции от совместной деятельности.

Предварительная работа:

беседа о празднике Масленица, разучивание закличек, песен; знакомство с изготовлением куклы из соломы.

Ход НОД

1. Организационный момент

Воспитатель: Ребята, а почему мы все встречи, беседы начинаем со слова "здравствуйте"?

Дети: Говоря по обычаю "здравствуйте", мы желаем друг другу добра, благополучия, здоровья.

"Здравствуйте" означает "будьте здоровы", "живите долго".

Воспитатель: На этой неделе слово "здравствуйте" звучит по-особенному, как вы думаете, почему?

Дети: Потому что идёт масленичная неделя - самый радостный праздник, прощание с зимой, с обидами. Все ходят в гости, в последний день жгут чучело Масленицы.

Воспитатель: Какой сегодня день недели? Что он означает?

Дети: Сегодня среда - лакомка, обязательно ходили в гости, дарили друг другу Масленицу. Ели пироги, ватрушки. Объедались блинами с вареньем, со сметаной.

Воспитатель: Пора и нам праздничный хлеб готовить. "Хлеб - всему голова", хлебом обед начинается, хлебом и заканчивается. По обычаю, хлеб - соль подносили дорогим гостям. Если мы с вами вместе отведаем хлеба - соли, то будем дружить и никогда не поссоримся. Пойдёмте в "избу", погреемся у печки, да к празднику будем готовиться.

Идут в "избу", встают около печки, "греют руки" (массируют произвольно пальчики) и приговаривают:

"Ой, ты печка - сударыня,

Помоги нам, боярыня,

Ты свари, испеки, обогрей, освети,

Полечи и спаси, в дом богатство принеси. "

2. Беседа

Воспитатель: Рассаживайтесь рядком, поговорим ладком, вспомним как люди в старину жили (дети садятся на лавки перед печкой). Самая трудная работа была хлеб растить. Раньше говорили: "Землю пашут - руками не машут".

Воспитатель. Ребята, сегодня я расскажу вам о самом веселом народном празднике — Масленице. Конец зимы. Дни становятся длинными и светлыми, небо — голубым, а солнце — ярким. В это время на Руси устраивались народные гулянья. Назывался этот праздник — Масленица. Веселый и разгульный, длился он целую неделю: ярмарки, уличные игры, выступления ряженых, пляски, песни. В народе недаром его величали широкой Масленицей.

Главное угощение праздника — это блины, древний языческий символ возврата к людям солнца и тепла. Масленица называлась сырною неделею

Масленицу встречали песнями и закличками.

Послушайте несколько закличек:

1. Ой, Масленица – кривошейка встречаем тебя хорошенько

Сыром, маслом, калачами и румяным пирогом!

2. А мы Масленицу повстречали, сыром гору поливали

На широкий двор зазывали да блинами заедали!

3. Широкая Масленица мы тобой не нахвалимся

Приезжай к нам в гости на широкий двор

С детьми поиграть на горках кататься!

4. Ну – ка, Солнце, просыпайся в чисто небо выбирайся

Будешь по небу ходить песни петь и всем светить

5. Солнышко, Солнышко, выгляни в окошко

Солнышко, Солнышко, покажись немножко

Тут твой любимчик – симпатичный блинчик.

6. Масленица! Прогони от нас метели, прокати на карусели.

Растопи холодный лед, пусть весна скорей придет!

Воспитатель читает стих и после каждого дня недели дети выполняют определенное задание.

Широкая Масленица - Сырная неделя!

Ты пришла нарядная к нам Весну встречать.

Печь блины и развлекаться будем всю неделю,

Чтоб Зиму студёную из дому прогнать!

Утро. ПОНЕДЕЛЬНИК. Наступает "ВСТРЕЧА".

Яркие салазки с горочек скользят.

Целый день веселье. Наступает вечер.

Накатавшись вволю, все блины едят.

Дети исполняют танец «Проводы зимы» (под песню гр. Дилижанс «Зима»).

Воспитатель:

"ЗАИГРЫШ" беспечный - ВТОРНИКА отрада.

Все гулять, резвиться вышли, как один!

Игры и потехи, а за них - награда:

Сдобный и румяный масленичный блин!

Дети поют частушки:

1) Приходите, заходите

На румяные блины.

Нынче Маслена неделя —

Будьте счастливы, как мы!

2) Напеки, кума, блинов,

Да чтоб были пышные.

Нынче Маслена неделя –

Можно съесть и лишнего

3) Пятый блин я слопала,

На мне юбка лопнула.

Пойду юбку зашивать,

Чтобы есть блины опять.

4) Веселей играй, гармошка,

Масленица, не грусти!

Приходи, весна, скорее,

Зиму прочь от нас гони!

5) Широкая Масленица,

Мы тобою хвалимся,

На горах катаемся,

Блинами объедаемся!

6) Как на масленой недели

Со стола блины летели!

С пылу, с жару,из печи

Все румяны горячи!

7) Девки, масленка идет!

Кто нас покатает?

У Петрушки на дворе

Сивка-Бурка пропадает.

8) Спозаранок бежит зять

Свою тещу ублажать,

Зазывает ее в дом,

Угощает там блином.

9) С наступленьем воскресенья

Просим мы у всех прощенья.

Наши добрые стремленья

Вызывают восхищенье.

10) На прощанье весь народ

Масленицу подожжет.

Разгорайся поскорей,

Чтоб жилось нам веселей!

11) На санях с высоких горок

Девочки катаются,

Ну а мальчики обжоры

Животами маются.

12) Мы МаслЁну-хохотушку

Проводили на покой.

А теперь Весну-подружку

С солнцем встретим за рекой.

13) Блин с вареньем, блин с икрою!

С родниковою водою!

Праздник солнца к нам пришел!

На душе так хорошо!

14) Все заботы ваши бросьте,

Приходите срочно в гости,

Прямо к нашему крыльцу

К нам на Масленицу!

15) Ешьте! Пейте! Угощайтесь!

И побольше развлекайтесь!

Масленица у ворот!

Открывайте шире рот!

16) Мы на Масляной неделе

Сто блинов, наверно, съели.

С мёдом, маслом и вареньем.

Вкуснотища! Объеденье!

17) Мы пропели вам частушки,

До чего же хороши!

Вы похлопайте в ладошки

В благодарность от души!

Воспитатель:

Тут СРЕДА подходит - "ЛАКОМКОЙ" зовётся.

Каждая хозяюшка колдует у печи.

Кулебяки, сырники - всё им удаётся.

Пироги и блинчики - всё на стол мечи!

Дети играют в игру «Четвертый лишний»:

Давайте приготовим блины, я называю продукты, а вы говорите, что лишнее:

- Молоко, мука, кисель, сода.

- Мука, соль, сахар, перец.

- Яйца, масло растительное, макароны, соль.

- Мука, яйца, картофель, масло.

После игры дети водят хоровод «Горячий блинчик» (дети становятся в круг и по кругу передают «блин» под музыку со словами «Я гостей домой ждала, всем блиночков напекла, ты катись горячий блинчик быстро – быстро по рукам, у кого горячий блинчик, тот сейчас станцует танец нам». Когда музыка остановилась, у кого блин, тот выходит в круг и танцует танец под русскую народную мелодию).

Воспитатель:

А в ЧЕТВЕРГ - раздольный "РАЗГУЛЯЙ" приходит.

Ледяные крепости, снежные бои.

Тройки с бубенцами на поля выходят.

Парни ищут девушек - суженых своих.

Дети соревнуются по командам в играх: «Перетяни канат», «Петушиные бои», «Мотальщики».

Воспитатель:

ПЯТНИЦА настала - "ВЕЧЕРА у ТЁЩИ".

Тёща приглашает зятя на блины!

Есть с икрой и сёмгой, можно чуть попроще,

Со сметаной, мёдом, с маслом ели мы.

Дети отгадывают загадки.

Праздник этот знаем мы –

Время проводов зимы.

Люди в эти дни должны

Веселиться, печь блины.

(Масленица.)

Пред постом – народные гулянья,

Мясоед, веселье и блины.

И с зимою лютою прощанье

По заветам доброй старины.

(Масленица.)

Упало солнышко в снега,

Влилась молочная река,

Плывут в горячую страну

Там делать в дырочках луну.

(Блины.)

Для любимой бабушки

Испеку оладушки.

Так румяны и вкусны

Эти пышные.

(Блины.)

Ой, ты Лакомка-Среда!

Масляна сковорода!

Как повелось со старины –

Едем к… !

(Тёще на блины)

Масленица – объеденье!

Напечем блины с утра.

К ним – сметана и варенье

И, конечно же, … !

(Икра)

И с икрой, и со сметаной –

Всякие они вкусны!

Ноздреваты и румяны –

Наши солнышки –…

(Блины)

В масленично воскресенье

Все старался старый Тит

Попросить у всех прощенья

И ответить: …

(«Бог простит!»)

После загадок словесная игра «Закончи фразу»:

Я начну, а ты продолжи…

Не всё коту (Масленица).

Первый блин (комом).

Кашу маслом (не испортишь).

Хочешь есть калачи (не лежи на печи).

Воспитатель:

Близится СУББОТА - "ЗОЛОВКИ УГОЩЕНИЕ".

Вся родня встречается, водит хоровод.

Праздник продолжается, общее веселье.

Славно провожает Зимушку народ!

Игра «Дегустация»:

Определи на вкус - с чем блин: (сметана, мед, масло, варенье, сгущенка, сахар).

Узнай по запаху с каким вареньем блин: (можно: малиновое, клубничное, яблочное, смородиновое, абрикосовое, вишневое)

Воспитатель:

ВОСКРЕСЕНЬЕ светлое быстро наступает.

Облегчают душу все в "ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ".

Чучело соломенное - Зимушку - сжигают,

Нарядив в тулупчик, валенки, ремень.

Дети играют в игру «Испеки блинчики и разбуди солнышко» (делятся на две команды, по очереди подбегают к столу, на желтом круге рисуют лицо «блинчику» и приклеивают на ватман, вокруг большого солнца).

Пышные гуляния Ярмарка венчает.

До свиданья, Масленица, приходи опять!

Через год Красавицу снова повстречаем.

Снова будем праздновать, блинами угощать!

Вот и закончилось наше веселое занятие. Спасибо Масленице!

Публикации по теме:

Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Красавица рябина» Вот и наступило самое красивое время года осень. Важно то, что осенью всё действительно меняется: ритм жизни, краски природы, приходят новые.

Перспективный план мероприятий по приобщению к русской народной культуре для средней группы "Перспективный план, по приобщению к русской народной культуре, для средней группы".(с января по май) Тема недели Мероприятие (форма).

Конспект интегрированного занятия по приобщению к истокам русской народной культуре для средней группы «Чудо-пряники» Конспект интегрированного занятия для детей средней группы по приобщению к истокам русской народной культуры. Тема: «Чудо пряники». Воспитатель:.

Конспект комплексного занятия в младшей группе по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры Тема: «Стоит пузачок, блестит бочок…» (Знакомство с самоваром). Возраст детей 3-4 года. Программное содержание: • формирование у детей.

Конспект занятия по приобщению детей к народной культуре родного края через песенно-игровые традицииКонспект занятия по приобщению детей к народной культуре родного края через песенно-игровые традиции Конспект занятия Патриотическое воспитание дошкольников посредством ознакомления детей с народным творчеством родного края. Цель: П Задачи:.

Планирование работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры Почему я решила работать над этой проблемой? Потому что, развивая у детей представления о человеке, я в первую очередь обращаюсь к истории.

Проект «Приобщение детей к русской народной культуре»Проект «Приобщение детей к русской народной культуре» Цели: Вызвать у детей интерес к истории и национальными традициями России. Показать, какую роль играет культурно – историческое наследие.

Конспект занятия по приобщению детей к русской народной культуре «Рассматривание русского народного костюма» Цели: приобщение детей к русской народной культуре; познакомить детей с русским народным костюмом, научить называть предметы костюма; познакомить.

Конспект занятия по приобщению детей к русской традиционной культуре «Святочные колядки» "Святочные колядки" Цель: Приобщение детей к русской традиционной культуре, знакомство с обрядом колядования на Руси. Задачи: 1. Познакомить.

Тематическое планирование игр по приобщению детей к русско-народной культуре. Старшая и подготовительная группы Сентябрь Дидактическая игра «Назови правильно» Закрепить знания детей о народных художественных промыслах. их признаках. Умения найти нужный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по приобщению детей к русской народной культуре «Широкая Масленица»
Опубликовано: 3 февраля 2018 в 15:44
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД