Папки-передвижки

Конспект ННОД по правовому воспитанию для детей 5–6 лет «По-разному зовутся дети»

Альбина Ибраева
Конспект ННОД по правовому воспитанию для детей 5–6 лет «По-разному зовутся дети»

Цель: Познакомить детей с Конвенцией о правах ребенка, довести до сознания, что каждый человек имеет право на имя, закреплённое документом «Свидетельство о рождении».

Задачи:

Обучающие:

Дать детям представление о важности права на имя.

Довести до сознания детей идею значимости, уникальности каждого имени.

Публикация «Конспект ННОД по правовому воспитанию для детей 5–6 лет „По-разному зовутся дети“» размещена в разделах

Продолжать учить детей употреблять имя в ласкательной форме и не оскорблять имя другого человека.

Сформировать представление о том, кого называют тёзкой, расширить знания о понятии «отчество».

Совершенствовать умения изображать предмет, передавая их форму, величину, пропорции, цвет, композицию.

Развивающие:

Развивать любознательность у детей.

Развивать образное эстетическое восприятие.

Развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предмета.

Воспитательные :

Воспитывать уважительное отношение к именам сверстников и взрослых.

Словарная работа: «Конвенция», право, тёзка, отчество, фамилия, имя, родственник, глобус.

Интеграция образовательных областей. Речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Материал и оборудование: Конституция, Конвенция о правах ребенка. Документ - свидетельство о рождении, мольберт, иллюстрация «Права ребенка. Изображения сказочных героев. Бумага, пластилин, крупа для творческой работы.

Предварительная работа: Знакомство с Конвенцией о правах ребенка на занятиях, примеры прав ребенка из жизни, чтение сказок и анализ соблюдения прав героев сказок. Беседы с детьми о том, как зовут их родителей, бабушек, дедушек, родственников. Выучить с ребенком стихотворение. Дидактическая игра «Назови ласково».

Ход занятия:

Вхождение в ННОД.

Раз, два, раз, два - у детей есть права (дети шагают)

Три, четыре, пять - мы должны их знать (дети шагают)

Я могу быть чёрным и белым (развод рук в стороны)

Я могу быть ловким и смелым (бег на месте)

Я могу иметь своё имя (хором назовёт каждый свое имя)

Я могу быть просто любимым (руки скрещиваются на груди)

Мы имеем право на всём белом свете (ладонь одного ребёнка ложится на ладонь другого и так все, друг за другом)

Мы – дети!

Воспитатель. Ребята, 1 июня отмечается замечательный праздник – Международный День защиты детей. Он отмечается более чем в 30 странах мира. Это праздник детей, день их защиты, день, побуждающий взрослых думать о детях. Ребята, как вы думаете, от кого нужно защищать детей? (от взрослых, которые нарушают права детей). А вы знаете, какие у вас есть права? Обратить внимание детей на стенд с картинками, на которых изображены права детей (по этим картинкам желательно провести предварительную работу). Дети называют основные права детей : право на имя, право на семью, на медицинскую помощь, на бесплатное образование и др.

Воспитатель читает стихотворение:

Знают взрослые и дети,

Да и вам узнать пора,

Что у всех на белом свете

Есть законные права.

И не важно, где живёшь ты,

Кто богаче, кто бедней,

И какого цвета кожа -

Право ты имеешь то же,

Что и каждый из людей.

Ребенок читает стихотворение

Каждый ребёнок право имеет

Лечиться в больнице, если болеет,

Право на питание, на образование,

Право на внимание, на место проживания,

Право имеет на имя красивое,

На радость, на счастье, на детство счастливое.

Воспитатель : Все правила для взрослых записаны в книге, которая называется Конституцией Российской Федерации. Это – основной закон нашей страны. В этой книге записаны права и обязанности граждан: права на труд, отдых, образование, охрану здоровья; запрещение детского труда и др. Все права детей записаны в Конвенции о правах ребенка.

Обращаю внимание на плакат с изображением земного шара.

- Наша земля очень большая, на ней живут миллиарды людей, более 200 наций. Все люди похожи: у каждого есть своё тело, лицо. Но в тоже время люди все разные, они отличаются друг от друга, каждый человек неповторим.

Дети, как вы думаете, чем отличаются люди? (Ростом, возрастом, цветом кожи, волос, глаз, формой носа, рта, походкой.)

- У каждого человека есть еще что-то такое, чего нельзя увидеть, но это также отличает его от других. Я загадаю загадку, а вы догадайтесь, о чём она.

Нас не было – оно было,

Нас не будет – оно будет,

Никто ни у кого его не видел,

А у всех оно есть.

И у мамы есть, и у папы есть,

У дочки есть, у внучки есть,

Чтобы его узнать,

Надо вслух назвать. (Имя.)

Беседа «Что означает твое имя?»

- У каждого человека есть не только имя, но и отчество и фамилия.

- Почему им дали это имя?

- Нравится ли тебе твое имя?

- Как называют тебя в семье?

- Что означает твое имя?

- В честь кого тебе дали имя?

- Что ты знаешь о своей фамилии?

- Как надо обращаться к взрослому человеку? (Называть по имени и отчеству).

- Кто знает, что такое отчество? Правильно, это имя папы. Надо знать имена, отчества и фамилии своих родных, быть вежливым, приветливым, когда здороваешься, прощаешься или обращаешься с просьбой. Назовите имена и отчества своих родителей.

Воспитатель : Имя-Это особенное слово - собственное название каждого человека. И сегодня на занятии мы с вами поговорим о праве на имя. Я хочу показать вам документ, который есть у каждого человека, он выдается после рождения каждому родившемуся ребенку и называется - свидетельство о рождении, в котором записаны фамилия, имя, отчество ребенка и его родителей. Имя есть у каждого ребенка. Иногда ребенка называют так, как дедушку или бабушку. А иногда очень долго выбирают среди разных имен.

Интерес к имени во все времена не случаен: «Как тебя зовут - с этого вопроса начинается знакомство с каждым ребенком, которого привели в детский сад. Дети, а у вас есть имя?

Игра «Представься». Дети стоят по кругу, Пока играет бубен, ребенок кружится, затем представляется.

- Может ли человек жить без имени? (Нет.)

- Почему? (Ответы детей.)

- Человек живет среди людей и ему необходимо общаться с ними, а при общении люди называют друг друга по имени. Первое, что спрашивают, когда вы знакомитесь с кем-то или приходите первый раз куда-то - это имя. Ваше имя записывают в детском саду, больнице, школе, кружках, секциях и других местах. Имя играет большую роль в жизни людей. Без имени нельзя обойтись. Люди ценят свои имена, через всю жизнь проносят имя. Человека можно лишить всех богатств, всех прав, но нельзя лишить имени.

- Ребята, а есть ли в нашей группе дети с одинаковыми именами? Да, правильно, два человека с одинаковыми именами (воспитатель называет и показывает детей с одинаковыми именами). Дети, а вы знаете, как называют людей с одинаковыми именами? Их называют тёзка. Тезки – это люди, которые имеют одинаковые имена, но совершенно не похожи друг на друга.

Воспитатель. А вы знаете, что имя может расти? Имя сопровождает человека всю жизнь. Вы растёте, и вместе с вами растёт ваше имя. Детей, пока они маленькие, называют только по имени, а когда они повзрослеют, их начинают называть по отчеству. Вы знаете, что такое отчество? Это имя папы. Отчества у людей образуются от имени отца. Традиция давать отчество по имени отца появилась в далекие времена, потому что отец был кормильцем и главой семьи. Например, если у Данила папу зовут Андрей, то он будет Данилом Андреевичем. Сережа, а какое у тебя отчество? Как зовут по имени и отчеству твоих родителей?

Игра «Узнай меня»(физминктка)

Дети становятся в круг, а Водяному завязывают глаза и сажают в середину круга. Взявшись за руки, дети ходят вокруг него и говорят хором:

Дедушка Водяной, что сидишь ты под водой?

Выходи хоть на час и узнай одного из нас!

Ребята останавливаются, Водяной встаёт, подходит к игроку, ощупывает его и называет имя. Если отгадал, ему развязывают глаза, а тот, чьё имя отгадано становится- Водяным.

Чтение сказки «Имя»

Жил на свете мальчик, а как звали его, он не знал. Пошёл он погулять на лужок и увидел бычка. «Здравствуй, - сказал мальчик. – Ты кто?» - «Я бычок, а ты кто?» - «А я мальчик». – «А как тебя звать?» - спросил бычок. – «Как это звать?» Бычок пояснил: «Как тебя зовёт мама, когда нужно попить молоко?» - «Сыночек, солнышко, заинька, кисонька», - сказал мальчик. – «Сколько же у тебя имён! А у меня – одно!».

В это время мама бычка, корова, позвала его попить молоко. «Степашка, - звала мама-корова, - иди пить молоко». Бычок ускакал, а мальчик остался на лугу. Гулял он, гулял и вдруг увидел козочку. «Здравствуй, - сказал мальчик. – Ты кто?» - «Я козочка», - сказала козочка, а ты кто?» «А я мальчик. – «А как тебя звать?» - спросила козочка. – «Я не знаю». Вдруг туча накрыла солнце и стало темно. «Беляночка, - послышался голос. – Пора домой!» Это мама-коза звала свою дочку-козочку от дождя укрыться в домике.

Остался мальчик один. Грустно ему стало. Вдруг слышит: «Игорёк, сыночек, солнышко моё, пора домой, скоро дождик начнётся». Это мама мальчика искала его на лужайке. Понял тут мальчик, как его зовут и побежал к маме. А вы догадались, как звали мальчика?

- Как вас зовёт мама?

- Как вас называют друзья?

- Почему столько имён было у мальчика?

- Есть ли у вас такие ласковые имена?

Дидактическая игра «Назови ласково».

Загадывание литературной загадки К. Чуковского:

Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка

Захотели сладкого сахарного пряничка.

Бабушка по улице старенькая шла,

Девочкам по денежке бабушка дала.

Марьюшке - копеечку,

Марусеньке - копеечку,

Машеньке - копеечку,

Манечке - копеечку, -

Вот какая добрая бабушка была!

Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка

Побежали в лавочку и купили пряничка.

И Кондрат задумался, глядя из угла:

Много ли копеечек бабушка дала?

Ответы детей.

(Правильный ответ - бабушка дала только одну копеечку, так как Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка - одна и та же девочка) .

Воспитатель. Можно ли искажать имя? Или давать обидные прозвища? (нет) Как вы думаете, почему?

Подвести к выводу, что у каждого ребенка есть свое имя и обидное изменение этого имени будет нарушением права.

- У вас у всех есть право на имя, а какие правила, ребятки, необходимо соблюдать, чтобы не нарушать это право?

•Не дразниться.

•Не придумывать клички.

•Обращаться друг к другу вежливо, ласково.

•К взрослым обращаться по имени, отчеству.

- Если нарушил правило, то обязательно извиниться и попросить прощения.

- Потому что, каждому человеку дорого свое имя, для него это самое приятное слово. Человек и его имя почти неразделимы. Поэтому для того, чтобы ваше имя уважали и любили другие, надо самому быть хорошим, т. е. уважать и любить других людей и стараться совершать только хорошие поступки.

-Обратить внимание детей на изображения сказочных героев на мольберте: Ребята, посмотрите на этих сказочных героев. Они с разными чертами характера, поведения. У них разные имена. А кто объяснит, почему их так назвали?

Дети : Айболит – лечит тех, кто болеет.

Снегурочка – девочка из снега.

Незнайка – мальчик, который ничего не знает.

Дюймовочка - девочка размером с дюйм.

Белоснежка – девушка, белая, как снег.

Золушка – от слова зола.

- Каждое имя имеет свое значение. И к выбору имени нужно относиться серьезно и ответственно. А вы знаете, что обозначают ваши имена (Давайте подготовим к следующей нашей беседе материал о значении имени)

Воспитатель : На ваших столах лежат листы бумаги и разнообразный материал для написания первой буквы вашего имени.

- Давайте посмотрим, что же у вас получилось.

Итог.

- Наше занятие заканчивается. Скажите, о чем вы сегодня узнали? О каком праве вы узнали? Как называется основной документ, где записаны ваши права?

- Какие правила нужно соблюдать, чтобы не нарушать право других детей на имя?

Много разных законов, ребята, защищают вашу жизнь и дают вам право на счастливое и радостное детство. И надо помнить о правах каждого ребёнка и, конечно, их не нарушать.

Всем спасибо.

Работа с родителями -задачи для следующего занятия:

- Каждому человеку приятно, когда его называют любимым именем. Нарисуйте дома ромашку, а на ее лепестках попросите родных написать самые ласковые имена, которыми они вас называют. На то имя, которое вам больше всего нравится. Букет из ромашек поместим в раздевальной комнате, чтобы все, кто приходит в группу, смогли эти имена узнать.

-Давайте подготовим к следующей нашей беседе материал о значении имени

-Воспитатель раздаёт каждому анкету, чтобы родители заполнили вместе с ребё нком:

Моё имя. Почему меня так назвали? В честь кого?

Кто назывался в семье таким именем?

Кто носил это имя из великих людей?

Что значит моё имя?

Литература:

Т. А. Шорыгина. Беседы о правах ребёнка. Методическое пособие для занятий с детьми 5-10 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 144 с.

О. И. Давыдова, С. М. Вялкова. Беседы об ответственности и правах ребёнка. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 112 с.

Публикации по теме:

Конспект итоговой ННОД для детей старшего дошкольного возраста (6–7 лет) «Поможем жителям леса вернуть солнце» Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально –коммуникативное развитие». Цель: уточнить представления детей о перелётных.

Конспект ННОД «По-разному зовутся дети» (занятие по правовому воспитанию для детей 5–6 лет) Цель: Познакомить детей с Конвенцией о правах ребенка, довести до сознания, что каждый человек имеет право на имя, закреплённое документом.

Конспект по правовому воспитанию «Право на любовь и заботу» МБДОУ д/с «Теремок» комбинированного вида структурное подразделение д/с «Улыбка» Подготовила воспитатель: Тюрина В. А. Конспект занятия.

Конспект занятий по правовому воспитанию в подготовительной группе «В мире сказок» Ход занятия. - Дети, сегодня я пришла к вам не с пустыми руками, а принесла вам подарок (достаю настенный календарь). Ребята, кто знает,.

Конспект занятия по правовому воспитанию «Мы умеем отдыхать» Тема «Мы умеем отдыхать» Цель: формировать первоначальное представление о праве на отдых. Задачи: закрепить знания детей о правах; расширять.

Конспект занятия по гражданско-правовому воспитанию Конспект занятия по гражданско-провавому воспитанию в средней группе. Тема: «Права ребенка на воспитание в семье»..

Конспект занятия по правовому воспитанию «Права ребенка»Конспект занятия по правовому воспитанию «Права ребенка» Вид деятельности: развитие речи Возрастная группа: вторая младшая группа Тема: "Права ребенка" Цель: Формировать представление о правах.

Конспект занятия по социально-правовому воспитанию для детей с задержкой психического развития «Я и мои права»Конспект занятия по социально-правовому воспитанию для детей с задержкой психического развития «Я и мои права» Конспект занятия по социально-правовому воспитанию «Я и мои права!» Цель занятия: - формировать знания детей об их гражданских правах и.

Конспект ННОД по познавательному развитию с применением ИКТ «Видеоэкскурсия по театрам нашего города» для детей 6–7 лет "Видеоэкскурсия по театрам нашего города"Митляева Марина Владимировна Воспитатель МКДОУ 502 Г. Новосибирск Цели: Познакомить детей с основными.

Рекомендации педагогам по гендерному воспитанию «Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному» Рекомендации педагогам по гендерному воспитанию «Мальчики и девочки. Учить по- разному, любить по-разному» Разные дети требуют разного подхода.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ННОД по правовому воспитанию для детей 5–6 лет «По-разному зовутся дети»
Опубликовано: 13 декабря 2017 в 15:34
+117Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 34.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД